<.....>
Дело № 2а-74/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 08 февраля 2018 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми:
в составе председательствующего судьи Макашиной Е.Е.,
при секретаре Жужговой Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к Трапезникову М. Ю. о взыскании пени по транспортному налогу, земельного налога, пени по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Пермскому краю обратилась в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с Трапезникова М.Ю. пени по транспортному налогу в сумме 6 359,48 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в сумме 133 966,26 рублей, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за <.....> год в сумме 162 рублей, пени по земельному налогу в сумме 37,59 рублей, в общей сумме – 140 525 рублей 33 копеек. В обоснование административных исковых требований указав, что ответчику в <.....>.г. на праве собственности принадлежали транспортные средства – легковой <.....> В связи с чем, ответчику был начислен транспортный налог за <.....>. В адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления №... от (дата). на уплату транспортного налога за <.....>., №...от (дата). на уплату транспортного налога за <.....>., №... от (дата). на уплату транспортного налога за <.....>., №... от (дата). на уплату транспортного налога за <.....>. Кроме того, в <.....>.г. ответчику на праве собственности принадлежали земельные участки: с кадастровым номером №... расположенный по адресу: <АДРЕС> (в период с (дата) по (дата)), с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС> (в период с (дата) по (дата)). В адрес ответчика было направлено налоговое уведомление №... от (дата). на уплату налогов. Ответчик в установленный срок налоги не оплатил, в связи с чем были начислены пени. В связи с неуплатой земельного налога, Инспекция обратилась с заявлением к мировому судье <.....> о выдаче судебного приказа о взыскании с Трапезникова М.Ю. налогов и пени. На основании заявления налогоплательщика судебные приказы о взыскании земельного налога за <.....>.г. были отменены. Инспекция обратилась в Орджоникидзевский районный суд г.Перми с иском о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пени. Орджоникидзевским судом г.Перми вынесены решения №... от (дата). о взыскании земельного налога за <.....> год, №... от (дата). о взыскании земельного налога за <.....> год. Также в <.....> году ответчику на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС> (в период с (дата) по (дата)). В адрес ответчика направлено налоговое уведомление №... от (дата) на уплату налогов, однако должник в установленный срок налоги не уплатил. Инспекцией выставлены требования №... от (дата)., №... от (дата). на уплату налогов и пени. Требования не исполнены. (дата) мировым судьей <.....> вынесен судебный приказ о взыскании налогов с ответчика, (дата) определением мирового судьи указанный судебный приказ отменен.
Впоследствии размер исковых требований уменьшен в части взыскания с ответчика задолженности по транспортному налогу в сумме 2 370,30 рублей, указав, что (дата) инспекцией произведено списание пени на основании решения о признании безнадежным к взысканию (в связи с тем, что произведено списание транспортного налога за <.....>.г., списаны пени, начисленные на транспортный налог за <.....> год в сумме 392,60 рублей, пени, начисленные на транспортный налог за <.....> год в сумме 1 977,70 рублей).
Просят взыскать с Трапезника М.Ю. пени по транспортному налогу в сумме 3 989,18 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в сумме 133 966,26 рублей, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за <.....> год в сумме 162 рублей, пени по земельному налогу в сумме 37,59 рублей, в общей сумме – 138 155 рублей 03 копейки.
Суд, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, материалы дел №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанных положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
Порядок и сроки уплаты налога на транспортные средства установлены Законом Пермской области от 30.08.2001 года N 1685-296 "О налогообложении".
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Статья 363 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Судом установлено, что Трапезников М.Ю. согласно ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога с физических лиц, поскольку ответчику на праве собственности в <.....>.г. принадлежали транспортные средства:
<.....>
<.....>
<.....>
<.....> (л.д.39), в связи с чем, был начислен транспортный налог за <.....> год в сумме 6 041,67 рублей, за <.....> год – 20 222, 67 рублей, за <.....> год – в сумме 17 285 рублей, за <.....> год - в сумме 11 832 рублей.
(дата). налогоплательщиком уплачен транспортный налог за <.....> год в сумме 2 857,73 рублей(дата). – за <.....> год в сумме 4 183,94 рублей.
Налоговым периодом по транспортному налогу, согласно п.1 ст.360 НК РФ, признается календарный год.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 НК РФ).
Кроме того, ответчик Трапезников М.Ю., согласно п.1 ст.388 НК РФ, является плательщиком земельного налога, взимаемого с физических лиц.
Ответчику Трапезникову М.Ю. на праве собственности в <.....>.г. принадлежали земельные участки: с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС> (в период с (дата) по (дата)), с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС> (в период с (дата) по (дата)) (л.д.39), в <.....> году принадлежал земельный участок с кадастровым номером №... расположенный по адресу: <АДРЕС>в период с (дата) по (дата)).
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п.3 ст.396 НК РФ исчисление земельного налога, взимаемого с физических лиц, производится налоговыми органами.
Согласно ст. 394 НК РФ ставки земельного налога и сроки уплаты устанавливаются представительным органом местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Проведение государственной кадастровой оценки земель осуществляется органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст.397 НК РФ исчисление земельного налога подлежит уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно решению Пермской городской думы от 08.11.2005 № 187 «О земельном налоге на территории города Перми" налогоплательщиками - физическими лицами налог уплачивается на основании налогового уведомления не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ответчику начислен земельный налог за <.....> год в сумме 416 416,61 рубля, за <.....> год в сумме 610 761,72 рублей, за <.....> год – 162 рубля.
Налоговым органом в адрес Трапезникова М.Ю. были направлены налоговые уведомления №... на уплату транспортного налога за <.....>., №... на уплату транспортного налога за <.....>., №... на уплату транспортного налога за <.....>., земельного налога за <.....>., №... от (дата). на уплату транспортного налога за <.....>., налога на имущество за <.....>., а также налоговое уведомление №... от (дата) на уплату земельного налога с указанием срока добровольной уплаты до (дата)., однако должник в установленный срок налоги не уплатил (л.д.23 оборот, 25, 26, 27 оборот,29 оборот).
В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. ст. 69, 70 НК РФ).
В порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику были выставлены и направлены требования об уплате налога (сбора), пени: №... от (дата). со сроком уплаты до (дата). (л.д.25, 26, 27 оборот, 29 оборот), №... от (дата). со сроком уплаты до (дата)., №... от (дата). со сроком уплаты до (дата)., №... от (дата). со сроком уплаты до (дата). (л.д.17, 22 оборот, 30 оборот).
На основании судебного приказа №... от (дата). с административного ответчика Трапезникова М.Ю. взыскана недоимка по транспортному налогу за <.....>., на основании судебного приказа №... от (дата). взыскана недоимка по транспортному налогу за <.....>., а также недоимка по налогу на имущество за <.....>.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми №... от (дата). с Трапезникова М.Ю. взыскана недоимка по земельному налогу за <.....>., а также пени.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми №... от (дата). с Трапезникова М.Ю. взыскана недоимка по транспортному налогу за <.....>., пени по налогу на имущество, а также недоимка по земельному налогу за <.....>. (л.д.31-35).
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми №... от (дата). с Трапезникова М.Ю. взыскана недоимка по транспортному налогу за <.....>., пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу, налог на имущество физических лиц за <.....>., пени начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу (л.д. 98-105).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье <.....> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Трапезникова М.Ю. задолженности по земельному налогу за <.....>., налога на имущество физических лиц, пени по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу.
(дата). по заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю вынесен судебный приказ о взыскании с Трапезникова М.Ю. задолженности по земельному налогу за <.....>. в размере 162 рублей, пени по земельному налогу в размере 134 003,85 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 106,23 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 209,77 рублей, пени по транспортному налогу в размере 6 359,48 рублей (л.д.70).
Определением мирового судьи <.....> от (дата). судебный приказ от (дата). был отменен (л.д. 40).
Таким образом, последним днем подачи иска в суд является - (дата).
Исковое заявление поступило в суд (дата), то есть по истечении установленного законом срока для его подачи (л.д. 3-6).
Административным истцом подано в суд заявление о восстановлении срока на подачу административного иска, поскольку срок на его подачу пропущен по уважительной причине. Изначально исковое заявление было подано в суд в установленные законом сроки. Определением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от (дата) административное исковое заявление было оставлено без движения в связи с отсутствием уведомления о вручении ответчику копии иска. Определением суда от (дата) исковое заявление возвращено. Конверт, содержащий административное исковое заявление с приложенными документами, плательщиком получен - (дата). Уведомление вернулось в Инспекцию (дата). Орджоникидзевским районным судом г. Перми административное исковое заявление возвращено истцу, инспекцией получено - (дата) (л.д. 9-14).
В соответствии с ч 1, 3 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
По смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь со дня принятия определения об отмене судебного приказа.
Между тем, суд не усматривает в обстоятельствах, изложенных в ходатайстве, уважительных причин пропуска срока обращения в суд с иском к Трапезникову М.Ю., поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременной подачи административного искового заявления.
Факт возвращения заявления о взыскании обязательных платежей административному истцу не прерывает течение процессуального срока установленного законом срока для обращения в суд. Иных доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд административным истцом не приведено.
Кроме того, суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, имеет штат сотрудников для надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, в том числе получению документов, подтверждающих заявленные требования, а установленный законом шестимесячный срок является достаточным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что срок подачи административного искового заявления, пропущен без уважительных причин.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.290, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к Трапезникову М. Ю. о взыскании пени по транспортному налогу, земельного налога, пени по земельному налогу, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме <.....>
Судья (подпись) Е.Е. Макашина
<.....>