Дело № 2а-8222/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Селибова А.Ф.,
при секретаре Масловой А.Д.,
с участием административного истца Агаповой М.Ю.,
представителя административного истца Токуновой Л.В.,
представителя административного ответчика Манзату Н.В.,
прокурора Симак Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Агаповой Марии Юрьевны к Участковой избирательной комиссии № 16 г. Петропавловска-Камчатского о признании незаконным решения Участковой избирательной комиссии № 16 г. Петропавловска-Камчатского № 19/25 от 10 сентября 2017 года, возложении обязанности внести Агапову М.Ю. в списки избирателей избирательного участка № 16 г. Петропавловска-Камчатского,
УСТАНОВИЛ:
Агапова М.Ю. обратилась в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 16 г. Петропавловска-Камчатского о признании незаконным решения Участковой избирательной комиссии № 16 г. Петропавловска-Камчатского № 19/25 от 10 сентября 2017 года, возложении обязанности внести Агапову М.Ю. в списки избирателей избирательного участка № 16 г. Петропавловска-Камчатского, ссылаясь на то, что решением председателя Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 16 от 10 сентября 2017 года № 19/25 Агаповой М.Ю. отказано во внесении ее в списки избирателей по участку № 16 и соответственно в голосовании за кандидатов на муниципальных выборах в Городскую Думу г. Петропавловска-Камчатского (шестой созыв). С вынесенным решением Агапова М.Ю. не согласна, считает, что оспариваемое решение нарушает ее конституционное право избирать. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом УФМС по Камчатскому краю в г. Петропавловске-Камчатском, Агапова М.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по адресу в г. Петропавловске-Камчатском: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, где фактически проживает с <данные изъяты> года. По указанному адресу прописан и является собственником данного жилого помещения ее супруг ФИО2. Участковая избирательная комиссия считает, что временное пребывание, регистрация по месту временного пребывания, не позволяет участвовать в муниципальных выборах – только в выборах краевого и федерального значения. Между тем, Агапова М.Ю. живет в г. Петропавловске-Камчатском <данные изъяты> лет, ей важно поддерживать кандидатов муниципалитета, то есть использовать свое право выбора депутата в городе, где она фактически живет, пользуется коммунальными услугами и т.д. Просила признать незаконным решение Участковой избирательной комиссии № 16 г. Петропавловска-Камчатского № 19/25 от 10 сентября 2017 года и возложить обязанности внести Агапову М.Ю. в списки избирателей избирательного участка № 16 г. Петропавловска-Камчатского.
В судебном заседании административный истец Агапова М.Ю. и представитель административного истца Токунова Л.В., исковые требования поддержали, в обоснование указали, что постоянная прописка Агаповой М.Ю. оформлена в <адрес> края, фактически же с <данные изъяты> года Агапова М.Ю. проживает в г. Петропавловске-Камчатском. В <данные изъяты> году Агапова М.Ю. регистрировалась по месту пребывания по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, на десять лет. Указанная квартира является собственностью ее супруга - ФИО2 В настоящее время Агапова М.Ю. находится на пенсии, пенсионное дело зарегистрировано в Петропавловске-Камчатском, пенсионное удостоверение также выдано в г. Петропавловске-Камчатском. Кроме того, у <данные изъяты> имеется полис ОМС, полученный ею в г. Петропавловске-Камчатском. Согласно положениям Конституции РФ Агапова М.Ю. имеет право избирать. По мнению представителя административного истца, административным ответчиком неверно толкует ст. 16 Закона Камчатского края.
В судебном заседании представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии № 16 г. Петропавловска-Камчатского Манзату Н.В., действующая на основании доверенности, полагала иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что 10 сентября 2017 года проходят выборы депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа шестого созыва. Проведение указанных выборов регулируется нормами Закона Камчатского края № 740 от 19 декабря 2011 года. Основанием для включения в список избирателей является регистрация гражданина по постоянному месту жительства на территории г. Петропавловска-Камчатского. Закон № 740 (в ред. Закона Камчатского края от 31.03.2017 N 79) не предусматривает включение в список избирателей граждан имеющих временную регистрацию по месту пребывания. Регистрация Агаповой М.Ю. по месту временного проживания в г. Петропавловске-Камчатском, не дает ей права на участие в муниципальных выборах. Между тем, на реализацию других избирательных прав это не влияет.
В судебном заседании представитель прокурора Симак Е.С. в своем заключении полагала, что членами избирательной комиссии неверно трактуется норма законодательства, поскольку они связывают место жительства с местом регистрации избирателя. Согласно ст. 20 ГК РФ место жительства – это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Административным истцом предоставлены документы, подтверждающие факт ее проживания в г. Петропавловске-Камчатском, таким образом, решение комиссии является незаконным.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО2 суду пояснил, что состоит в зарегистрированном браке с Агаповой М.Ю. с <данные изъяты> года, с этого же времени они совместно проживают. В период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год Агапава М.Ю. проживала в <адрес> края. В настоящее время купили квартиру на <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, ранее проживали на <адрес>.
Заинтересованные лица Избирательная комиссия Камчатского края и Петропавловск-Камчатская территориальная избирательная комиссия о времени и месте судебного заседания извещены в установленном порядке, в судебное заседание представителей не направили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.
Выслушав участников судебного процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 16 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно.
В силу п. 4 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с п. 16 ст. 64 настоящего Федерального закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что, по смыслу статей 1, 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 81 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации положений Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола № 1), Европейской хартии местного самоуправления (статья 3) и Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (статья 1), существо и реальное содержание конституционного права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления образует признаваемая и гарантируемая Российской Федерацией как демократическим правовым государством возможность добровольного участия граждан в формировании органов народного представительства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; всеобщее избирательное право означает, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а государство может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами избирательного права.
Законодатель вправе и обязан определять порядок реализации избирательного права, регистрации (учета) избирателей, составления списков избирателей, обеспечивающий всеобщее избирательное право и учитывающий, в частности, факт постоянного, преимущественного или временного проживания на соответствующей территории.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года № 740 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае» (в редакции Закона Камчатского края от 31.03.2017 № 79) основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, - факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого избирательного участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Законодательное собрание Камчатского края, реализуя право определять порядок реализации на муниципальных выборах избирательного права гражданами проживающими на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, установило основание для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке - факт нахождения места жительства гражданина на территории этого избирательного участка, а не его временное пребывание.
В силу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 2 указанного Закона определено, что под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно; под местом жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Агапова М.Ю., являясь гражданкой РФ, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Как пояснила Агапова М.Ю. в судебном заседании, фактически с <данные изъяты> года она проживает в г. Петропавловске-Камчатском.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Отделом УФМС по Камчатскому краю в г. Петропавловске-Камчатском, Агапова М.Ю. зарегистрирована по мету пребывания по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
С ДД.ММ.ГГГГ Агапова М.Ю. состоит в зарегистрированном браке с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО2 зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
10 сентября 2017 года на территории г. Петропавловска-Камчатского проводятся выборы депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа шестого созыва.
10 сентября 2017 года Агапова М.Ю. обратилась в Участковую избирательную комиссию избирательного участка № 16 г. Петропавловска-Камчатского с заявлением о включении её в список избирателей указанного избирательного участка на выборах депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа шестого созыва, предъявив в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина РФ и свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Решением Участковой избирательной комиссии № 16 от 10 сентября 2017 года, на основании п. 2 ст. 16 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года № 740 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае», в удовлетворении заявления Агаповой М.Ю. было отказано.
Учитывая, что на момент обращения Агаповой М.Ю. в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 16 г. Петропавловска-Камчатского с заявлением о включении её в список избирателей указанного избирательного участка на выборах депутатов в Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа шестого созыва, паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства на территории избирательного участка № 16 г. Петропавловска-Камчатского у заявителя отсутствовал, суд приходит к выводу о том, что избирательная комиссия правомерно не включила Агапову М.Ю. в список избирателей на избирательном участке № 16 г. Петропавловска-Камчатского.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требований Агаповой М.Ю. о включении её в список избирателей участковой избирательной комиссии избирательного участка № 16 г. Петропавловска-Камчатского на выборах депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа шестого созыва.
В силу ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с административного истца в доход федерального бюджета подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Агаповой Марины Юрьевны к Участковой избирательной комиссии № 16 г. Петропавловска-Камчатского о признании незаконным решения Участковой избирательной комиссии № 16 г. Петропавловска-Камчатского № 19/25 от 10 сентября 2017 года, возложении обязанности внести Агапову М.Ю. в списки избирателей избирательного участка № 16 г. Петропавловска-Камчатского, отказать.
Взыскать с Агаповой Марины Юрьевны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судом 10 сентября 2017 года.
Председательствующий:
судья А.Ф. Селибов
Копия верна:
Судья А.Ф. Селибов