№ 12-445/2022
66RS0003-02-2022-000015-37
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург «05» июля 2022 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Осокин М.В.,
с участием защитника Администрации ГО Красноуфиск Колмакова А.С.,
инспекторов Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Гневновой В.В. и Милкова И.Г.,
рассмотрев жалобу защитника Администрации ГО Красноуфиск Колмакова А.С. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Гневной В.В. № 03-01-18/357-2021 от 29.11.2021, вынесенное в отношении:
администрации ГО Красноуфимск, ИНН 6619003093, ОГРН 1026601231326, юридический адрес: ***,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Гневной В.В. № 03-01-18/357-2021 от 29.11.2021 администрации ГО Красноуфимск назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 200000рублей.
В качестве основания для привлечения к административной ответственности инспектором указано на обнаружение на части земельного участка, расположенного на внешней границе земельного участка с кадастровым номером 66:52:0109003:48 (полигон ТБО) с восточной стороны несанкционированного размещения отходов площадью 16633 кв.м., объемом 79939 куб.м., превышения предельно допустимых концентраций / ориентировочно допустимых концентраций и условно-фоновых значений по показателям: калий, магний, кальций, мышьяк, натрий, нефтепродукты, сера и фосфор.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Администрации ГО Красноуфиск Колмаков А.С. в своей жалобе указал на:
- несоответствие протокола об административном правонарушении требованиям закона в части неуказания в нем на времени его составления;
- в акте обследования территории (акватории) от 31.08.2021 отсутствуют сведения об участии в мероприятиях проверяемого лица, одновременном участии инспектора Гневновой В.В. в обследовании указанной территории и инструментальном обследовании земельного участка на самом полигоне;
- отсутствие сведений о предупреждении эксперта об административной ответственности за заведомо ложном заключении, отсутствии сведений о примененной методике инструментального обследования в акте;
- отсутствие вины администрации ГО Красноуфимск в совершении административного правонарушения, поскольку право пользования спорным земельным участком передано МУП «<...>».
В судебном заседании защитники ГО Красноуфимск Колмаков А.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что земельный участок для размещения полигона ТБО был выделен в 1957 году, в последующем передан в аренду МУП «<...>», в связи с чем вина администрации ГО Красноуфимск в совершении административного правонарушения отсутствует.
Инспектор Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Гневнова В.В. и представитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Милквой И.Г. возражали против удовлетворения жалобы, полагая постановление об административном правонарушении законным и обоснованным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, полагаю необходимым отметить следующие обстоятельства.
Частью второй ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель
В ходе выездной внеплановой проверки, проведенной в период с 27.08.2021 по 09.09.2021 на основании решения руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по информации в СМИ о нарушениях МУП ГО Красноуфимск «<...>» природоохранного законодательства, по согласованию с прокурором Свердловской области, установлены факты несанкционированного размещения на части земельного участка, расположенного на внешней границе земельного участка с кадастровым номером *** (полигон ТБО) с восточной стороны отходов площадью 16 633 кв.м., объемом 79 939 куб.м., превышения предельно допустимых концентраций / ориентировочно допустимых концентраций и условно-фоновых значений по показателям: калий, магний, кальций, мышьяк, натрий, нефтепродукты, сера и фосфор.
Данные сведения отражены в акте выездной проверки №706 от 23.09.2021, подтверждены протоколом отбора проб от 31.08.2021, схемой расположения мест отбора проб почв и отходов, фототаблицей к ней, планом замеров размещения отходов на части земельного участка, расположенного с восточной стороны на внешней границе земельного участка с кадастровым номером ***, протоколами испытаний № 243/21-П(Е), 244/21-П(Е) с приложениями к ним, где приведены значения превышения предельно допустимых концентраций / ориентировочно допустимых концентраций и условно-фоновых значений по показателям: калий, магний, кальций, мышьяк, натрий, нефтепродукты, сера и фосфор, экспертными заключениями №11 и №12 от 09.09.2021.
При составлении указанных планов и протоколов отбора проб принимал участие директор МУП «<...>» Б., в отношении указанного юридического лица первоначально проводилась проверка. Указанные заключения эксперта имеют отметки о предупреждении эксперта об административной ответственности, ссылки на используемые результаты протоколов отбора проб, их испытаний и предельно допустимых значений.
Участие инспектора Гневновой В.В. в ходе проверки в нескольких проверочных мероприятиях, продолжительных по времени проведения, не опровергают достоверности представленных сведений.
Установленные факты размещения несанкционированного размещения на части земельного участка, расположенного на внешней границе земельного участка с кадастровым номером ***48 (полигон ТБО) с восточной стороны отходов площадью 16 633 кв.м., объемом 79 939 куб.м., превышения предельно допустимых концентраций / ориентировочно допустимых концентраций и условно-фоновых значений по ряду показателей также отражены в протоколе об административном правонарушении от 29.10.2021, составленном в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам защитника частью 2 указанной статьи Кодекса установлена необходимость указания времени совершения правонарушения, а не его составления. Описание правонарушения приведено в достаточном объеме, о времени и месте составления протокола надлежащим образом извещена администрация ГО Красноуфимск.
При этом, следует отметить, что земельный участок, на котором зафиксировано несанкционированное размещение отходов относится к категории земель государственная собственность, на которую не разграничена, что следует из ответа и.о. главы ГО Красноуфимск от 09.09.2021 на запрос Уральского межрегионального управления Росприроднадзора.
В соответствии с решением исполнительного комитета Красноуфмимского городского совета депутатов трудящихся Свердловской области № 328 от 23.10.1957 утвержден проект отвода земельного участка площадью 5 га для оборудования свалки нечистот в районе Крыловского тракта около соснового бора.
Согласно договору аренды земельного участка от 02.12.2019 администрацией ГО Красноуфимск передан МУП «<...>» в аренду с 02.12.2019 по 01.01.2023 земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, площадью 100118 кв.м. с расположенными на нем полигоном твердых бытовых отходов площадью 95600 кв.м.
Представленным картографическим материалом, в том числе планом замеров размещения отходов, данными публичной кадастровой карты, фотографическими материалами спутниковой съемки за несколько лет, размещенными в свободном доступе в сети Интернет, пояснениями инспектора Гневновой В.В. подтверждено несанкционированное размещение отходов на части земельного участка, расположенного с восточной стороны на внешней границе земельного участка с кадастровым номером *** (полигон ТБО).
При этом, согласно выписке из ЕГРН от 24.11.2021 на данной территории 09.09.2021 сформирован земельный участок площадью 50000 +/- 391 кв.м. с кадастровым номером ***.
В этой связи, следует критически отнестись к представленной защитником копии распоряжения Управления муниципальным имуществом ГО Красноуфимск № 131/1-з от 03.08.2018 о разрешении МУП «<...>» использовать земельный участок с кадастровым номером *** для размещения пункта приема вторичного сырья, поскольку данный участок сформирован только 09.09.2021.
С учетом изложенных обстоятельств приведенными данными также подтвержден факт несанкционированного размещения отходов на части земельного участка, расположенного на внешней границе земельного участка с кадастровым номером *** (полигон ТБО) с восточной стороны несанкционированного размещения отходов площадью 16633 кв.м., объемом 79 939 куб.м., превышения предельно допустимых концентраций / ориентировочно допустимых концентраций и условно-фоновых значений по показателям: калий, магний, кальций, мышьяк, натрий, нефтепродукты, сера и фосфор.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В данном случае ответственным за соблюдение требований законодательства при использовании земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории ГО Красноуфимск лежит на администрации данного округа.
Установленные факты несанкционированного размещения отходов на части земельного участка, расположенного на внешней границе земельного участка с кадастровым номером ***, государственная собственность на который не разграничено находится в зоне ответственности Администрации ГО Красноуфимск, что подтверждает обоснованность выводов должностного лица о наличии в действиях указанного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
При назначении наказания должностным лицом учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, решение в этой части надлежащим образом мотивировано, применены положения частей 3.2, 3.3 ст.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем размер назначенного штрафа снижен в половину от минимального размера.
Нарушений порядка рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено, администрация ГО Красноуфимск заблаговременно и надлежащим образом уведомлена о составлении протокола об административном правонарушении, а также времени и места рассмотрения дела, должностным лицом дана оценка доводам защитника при его рассмотрении. Использование в доказывании материалов, полученных при проверке иного лица, законодательством не запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Гневной В.В. № 03-01-18/357-2021 от 29.11.2021, вынесенное в отношении администрации ГО Красноуфимск оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.
<...>
<...>
Судья М.В. Осокин