Дело № 2а- 366/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Светлый 15 ноября 2019 года
Светловский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Авдеевой Т.Н.,
при секретаре Кузьминой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Калининградской области к Кузнецову Дмитрию Александровичу о взыскании недоимки и пеней по транспортному и земельному налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по Калининградской области (далее по тексту МИ ФНС России № 10 по Калининградской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Кузнецову Дмитрию Александровичу о взыскании с него задолженности по транспортному налогу за период 2014-2016 годы в общей сумме 575 рублей и пени в размере 13,05 рублей, а также за период с 2014-2016 года по земельному налогу в общем размере 8241,00 рублей и пени 501,99 рублей, указав, что административный ответчик, являясь собственником земельных участков и транспортных средств и соответственно плательщиком земельного и транспортного налога, свою обязанность по их своевременной уплате в бюджет не исполнил.
Представитель истца - МИ ФНС РФ № 10 по Калининградской области в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен, просят рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддерживают в полном объеме по изложенным основаниям. Одновременно руководитель налогового органа ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд, в связи поздним получением уведомления о вручении направленного в адрес ответчика административного иска.
Ответчик Кузнецов Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, не сообщил суду об уважительных причинах своей неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, и дав им оценку в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
На основании статьи 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями ст. 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
Налоговым органом заявлены требования о взыскании с Кузнецова Д.А. недоимки и пени по транспортному и земельному налогу за период 2014-2016 годы.
Согласно ст. 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что Кузнецов Д.А. является плательщиком транспортного и земельного налога.
Выявив у налогоплательщика Кузнецова Д.А. задолженность по транспортному налогу, налоговый орган направил требование N 5683 от 13.02.2018 года об уплате задолженности сроком до 03 апреля 2018 года.
С учетом положений абз. 2,3 ч. 1 ст. 48 НК РФ, крайний срок обращения налогового органа в суд являлся 03 октября 2018 года.
10 октября 2018 года налоговый орган обратился к мировому судьей с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени.
Определением мирового судьи Светловского судебного участка Калининградской области от 28 декабря 2018 г. судебный приказ отменен, в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Требования административным ответчиком не исполнены, недоимка по налогу не уплачена, таком образом последним для обращения в суд с в исковом порядке являлось 28 июня 2019 года.
Административное исковое заявление предъявлено налоговым органом в суд 05 сентября 2019 года. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд по мотиву позднего получения уведомления о вручении направленного в адрес ответчика административного иска.
Принимая решение по административному иску суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки по налогам не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Пропуск срока для обращения с административным иском в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу ст. 219 КАС Российской Федерации.
Таким образом, оснований для восстановления срока на подачу административного иска не имеется, что является основанием для основанием отказа в удовлетворении требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 219 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Калининградской области к Кузнецову Дмитрию Александровичу о взыскании недоимки и пеней по транспортному и земельному налогам отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светловский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2019 года.
Судья Светловского городского суда подпись Т.Н.Авдеева