РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2019 года г. Киреевск Тульской области
Судья Киреевского районного суда Тульской области Дорошков А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-1498/19 по административному иску Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования Приупское Киреевского района Тульской области.
Как указывает истец, проведенной проверкой установлено, что контейнерные площадки, расположенные по адресам: <адрес>, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, а именно не оборудованы бетонным или асфальтовым покрытием, не ограничены бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, не имеют подъездного пути для автотранспорта. В связи с отсутствием оборудованных специализированных площадок, процесс сбора и вывоза мусора является затруднительным, отсутствие оборудованной площадки способствует распространению бактерий и растаскиванию мусора бездомными животными и грызунами.
Действующим законодательством именно на администрацию поселения возложены обязанности по участию в организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов.
Между тем, неисполнение администрацией муниципального образования Приупское Киреевского района своих обязанностей по обустройству мест сбора (вывоза) твердых бытовых отходов приводит к загрязнению среды обитания и представляет опасность для здоровья населения, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, что является недопустимым, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
5 июня 2019 года по данному факту Киреевской межрайонной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений закона, однако нарушения не устранены до настоящего времени.
В силу вышеизложенного, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Приупское Киреевского района, выразившееся в непринятии мер к оборудованию контейнерных площадок на территории муниципального образования Приупское Киреевского района Тульской области в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; обязать администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района в срок до 1 января 2021 года оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес> соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно оборудовать бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, организовать подъездной путь для автотранспорта.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 декабря 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ от 6 декабря 2003 года) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления поселений закреплены и в части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года).
В силу частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно пункту 5 статьи 1 Закона Тульской области от 20 ноября 2014 года №2217-ЗТО «О закреплении за сельскими поселениями Тульской области вопросов местного значения городских поселений» вопросы местного значения городских поселений, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, закреплены за сельскими поселениями Тульской области.
Схема размещения контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов утверждена постановлением главы администрации МО Приупское Киреевского района от 22 апреля 2019 года №35.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 (далее – Правила), являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления.
Из положений пункта 3.7.2 Правил следует, что сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л., установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л. - для домов с населением 200 чел. и более.
В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм.
На основании пунктов 3.7.4.-3.7.7 Правил мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.
При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин.
Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
Количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке.
Согласно пункту 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года №64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Как усматривается из материалов дела, Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что контейнерные площадки, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес> не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, а именно не оборудованы бетонным или асфальтовым покрытием, не ограничены бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, не имеют подъездного пути для автотранспорта. В связи с отсутствием оборудованных специализированных площадок, процесс сбора и вывоза мусора является затруднительным, отсутствие оборудованной площадки способствует распространению бактерий и растаскиванию мусора бездомными животными и грызунами, что приводит к загрязнению среды обитания и представляет опасность для здоровья населения, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, что является недопустимым, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В связи с этим 5 июня 2019 года Киреевским межрайонным прокурором в адрес администрации муниципального образования Приупское Киреевского района внесено представление об устранении нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического, жилищного законодательства Российской Федерации.
Однако требования межрайонного прокурора до настоящего времени не исполнены.
В связи с изложенным, судья приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Приупское Киреевского района, выразившееся в непринятии мер к оборудованию контейнерных площадок на территории муниципального образования Приупское Киреевского района в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района в срок до 1 января 2021 года оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресам: <адрес> в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: оборудовать бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, организовать подъездной путь для автотранспорта.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: