Дело № 2-383/2023
УИД 43RS0021-01-2023-000436-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 года г.Малмыж
Малмыжский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Петрова А.А.,
при секретаре Хабибрахмановой Д.Д.,
с участием помощника прокурора Малмыжского района Кировской области Елькина В.В.,
представителя ответчика – директора МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района Габдрахманова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-383/2023 по исковому заявлению прокурора Малмыжского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района о возложении обязанности установить периметральное ограждение здания школы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Малмыжского района Кировской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Старая Тушка Малмыжского района Кировской области (далее - МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района) установить периметральное ограждение здания школы.
Требования мотивированы тем, что здание школы МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района в нарушение требований Федеральных законов "О противодействии терроризму", "Об образовании в Российской Федерации", Постановления правительства № 1006 от 02.08.2019 « об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» не имеет периметрального ограждения, что делает пребывание неопределенного круга лиц, посещающих школу, небезопасным.
Представитель истца помощник прокурора Малмыжского района Елькин В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что исковые требования о выполнении работ по установке периметрального ограждения территории образовательного учреждения направлены на выполнение антитеррористических мер, защиту жизни и здоровья обучающихся.
Представитель ответчика - директор МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района Габдрахманов Р.Р. в судебном заседании пояснил, что согласен с исковыми требованиями прокурора, в целях устранения нарушений им подготовлен локальный сметный расчет, согласно которого стоимость работ по периметральному ограждению здания школы составляет более 1,4 млн. руб., однако данные денежные средства у школы отсутствуют, выделение денежных средств администрацией района было запланировано в текущем году, вместе с тем финансирование не выделено, просит предоставить срок для исполнения решения суда до 01.09.2024.
Третье лицо - администрации Малмыжского района Кировской области своего представителя в судебное заседания не направила, просили рассмотреть дело без их участия. В письменном возражении выразили согласие с исковыми требованиями прокурора, указали, что в настоящее время в бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства для предоставления МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района, в связи с чем просят установить разумный и достаточный срок для исполнения решения суда до 01.09.2024.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В частях 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Как следует из статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно статье 2 Федерального закона № 35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) предусмотрено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
К компетенции образовательной организации относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (пункты 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 41 Федерального закона № 273-ФЗ).
Пунктом 17 Постановления Правительства от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в том числе, обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п. 18 Постановления).
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств (п. 20 Постановления).
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», согласно пункту 2.2.1 которых на хозяйствующий субъект возложена обязанность оградить по периметру собственную территорию забором и зелеными насаждениями.
Кроме того, в соответствии с положениями Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности (направлены Письмом Минкомсвязи России № ЛБ-С-088-8929 от 10 апреля 2020 года) территория общеобразовательной организации должна быть ограждена по всему периметру. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное ограждение образовательных учреждений.
Согласно Уставу МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района, утвержденному постановлением администрации Малмыжского района, школа является некоммерческой образовательной организацией (пункт 1.6, 1.5).
Предметом деятельности образовательного учреждения является выполнение работ, оказание услуг в сфере образования, определенными в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и Уставом; реализация конституционного права граждан РФ на получение общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства (пункты 3.1, 3.2 Устава).
МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района обеспечивает обучающимся и работников школы соблюдение их прав на охрану здоровья и социальной защиты (пункт 3.3.4 Устава).
МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района является объектом (территорией) Министерства просвещения Российской Федерации, с пребыванием, в том числе, несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в настоящее время территория школы не имеет периметрального ограждения.
22.06.2023 прокурором Малмыжского района в адрес директора МКОУ МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии террористической деятельности. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений, которая МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района не исполнена, обязанность по установке ограждения территории образовательного учреждения не выполнена, что при указанных обстоятельствах при осуществлении деятельности образовательного учреждения в полной мере не обеспечивает исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.
На основании изложенного, учитывая, что обязанность по исполнению требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности возложена законом на образовательное учреждение, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возлагает на ответчика МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района обязанность установить периметральное ограждение здания школы, при этом судом принимается во внимание, что исполнение данной обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Такая мера как установление ограждения является профилактической и направлена на противодействие террористической деятельности.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Таким образом, принимая во внимание необходимость выделения денежных средств из бюджета муниципального образования, объем необходимого финансирования и работ, необходимых для установки ограждения, учитывая принципы своевременности принятия антитеррористических мер, разумности, баланс интересов сторон, суд находит определенный ответчиком и третьим лицом срок для исполнения МКОУ ООШ с. Старая Тушка Малмыжского района возложенную на нее обязанность – до 01.09.2024, достаточным и разумным, соответствующим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (№) ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░ ░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░.16.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.09.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░