Дело № 2а-1414/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.
при секретаре Макаровой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печора 03 октября 2018 года административное исковое заявление Маняйкина **** к отделу судебных приставов по городу Печоре УФССП по РК о признании действия (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Маняйкин С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу судебных приставов по г.Печоре УФССП по Республике Коми о признании действий (бездействия) незаконными. В обоснование иска указал, что 25 декабря 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Печоре УФССП России по РК ФИО2по исполнительному производству от **.**.** №... было вынесено предложение взыскателю оставить не реализованное в принудительном порядке имущество за собой. Данное предложение, по мнению административного истца, являющегося должником по указанному исполнительному производству, является незаконным. В нарушение требований пункта 2.3 постановления судебного пристава-исполнителя, судебный пристав-исполнитель, вынесший указанное постановление, не был включен в состав комиссии по проведению торгов. Допущенные нарушения оказали существенное влияние на результат торгов. Информация о проведении торгов, размещенная с нарушением закона, уменьшает возможность участия в торгах должников, а также потенциальных покупателей, и следовательно, влияет на формирование цены реализации. Допущенные организатором торгов нарушения привели к тому, что торги дважды были признаны несостоявшимися, а затем имущество передано взыскателю по цене, сниженной на 25% от первоначальной. Организатором публичных торгов произвольно сокращен установленный 30-дневный срок для размещения публикации о проведении торгов. Информация о проведении первоначальных торгов была размещена в средствах массовой информации в газете «Республика» от **.**.** №... (5354), торги были назначены на **.**.**, т.е. размещение информации произошло за 15 дней до начала торгов. Повторная информация о проведении торгов была размещена в средствах массовой информации в газете «Республика» от **.**.** №... (5365), торги были назначены на **.**.**, то есть размещение информации произошло за 12 дней до начала торгов. Административный истец указывает, что организатор торгов допустил существенное нарушение закона, произвольно сократив установленный в законе в императивной форме 30-дневный срок для размещения публикации о проведении торгов. Нарушение правил размещения информации о торгах уменьшает возможность участия в них потенциальных покупателей, что, в свою очередь, отрицательно влияет на формирование цены реализации, которая имеет существенное значение для должника, имущество которого продается на торгах. Изложенное указывает на незаконные действия по организации и проведению открытых торгов арестованного имущества – ****. В связи с данными обстоятельствами истец просит признать незаконным полностью предложение взыскателю оставить нереализованное имущество в принудительном порядке за собой, вынесенное **.**.** судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Печоре УФССП России по РК ФИО2 по рассмотрению исполнительного производства от **.**.** №....
Дело рассматривается в отсутствие административного истца, представителя административного истца, представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление
Из системного толкования приведенных норм следует, что законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В судебном заседании было установлено:
На основании исполнительного листа ВС №... от **.**.**, выданного Печорским городским судом по делу №... от **.**.**, **.**.** было возбуждено исполнительное производство о взыскании с Маняйкина С.С., в пользу **** процентов за пользование кредитом в размере 13,5 % годовых и пени за нарушение сроков возврата кредита и уплаты процентов по нему, в размере 0,2 % за каждый день просрочки на сумму остатка неисполненных обязательств по основному долгу ****, об определении способа реализации заложенного имущества — квартиры, расположенной по адресу: ****, путем его продажи с публичных торгов.
Актом описи и ареста от **.**.** судебным приставом-исполнителем наложен арест на заложенное имущество в присутствии двух понятых, с участием должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от **.**.** определена оценка арестованного имущества, в соответствии с решением суда, в размере **** рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от **.**.** арестованное имущество было передано на торги в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми для организации торгов в форме аукциона.
По поручению ТУ Росимущества №... от **.**.**, в соответствии с государственным контрактом от **.**.** № **** и Соглашением о взаимодействии ФССП и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи арестованного имущества от **.**.** №..., организация торгов была поручена ООО «****».
По акту от **.**.** судебным приставом-исполнителем в ООО «****» были переданы правоустанавливающие документы на недвижимое имущества для организации торгов. В силу того, что на реализацию передается недвижимое имущество, которое не может быть передано поверенной организации в натуре, судебным приставом-исполнителем передаются документы, характеризующие объект недвижимого имущества.
**.**.** в адрес Отдела судебных приставов по г. Печоре поступило извещение поверенной организации о том, что торги, по продаже квартиры по адресу: ****, были признаны несостоявшимися.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.11.2015 года первоначальная продажная стоимость арестованного имущества снижена на 15 %.
В связи с признанием повторных торгов несостоявшимися, арестованное имущество было возвращено судебному приставу-исполнителю по акту от 17.12.2015 года.
В адрес взыскателя судебным приставом-исполнителем было направлено предложение об оставлении нереализованного в принудительном порядке имущества за собой в счет погашения задолженности.
На поступившее предложение взыскатель выразил согласие об оставлении имущества за собой в связи с чем, постановлением судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, от 18.02.2016 года имущество должника было передано взыскателю. В этот же день был составлен акт передачи нереализованного имущества должника взыскателю в счет погашения долга.
В силу статьи 78 Федерального закона «Об исполнительном производстве», обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по исполнительному документу - судебному акту, исполнительному листу, исполнительной надписи нотариуса Судебный пристав-исполнитель на основании на основании ходатайства залогодержателя осуществляет реализацию предмета залога в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Если взыскание на имущество обращено для удовлетворения требований залогодержателя, то взыскание на заложенное имущество обращается в первую очередь независимо от наличия у должника другого имущества. Обращение взыскания в пользу залогодержателя на заложенное имущество может производиться без судебного акта об обращении взыскания.
В соответствии с требованием ч. 8 ст. 89 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются: 1) копия акта о наложении ареста на имущество должника; 2) правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости; 3) копии документов, подтверждающих право на земельный участок, в случае продажи отдельно стоящего здания; 4) документы, подтверждающие внесение объекта недвижимого имущества в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и т.п.
Как установлено судом, технические и иные документы на квартиру судебным приставом-исполнителем были запрошены и получены, судебный пристав-исполнитель составил акт ареста (описи) имущества.
В соответствии со статьей 87 Закона «Об исполнительном производстве», реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней, со дня вынесения постановления об оценке имущества должника, выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.
Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.
В соответствии с Соглашением о взаимодействии ФССП и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи арестованного имущества от **.**.** №..., передача специализированной организации арестованного имущества (в случае невозможности передачи арестованного имущества в натуре) для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи правоустанавливающих и подтверждающих право документов.
В силу ст. 92 Закона «Об исполнительном производстве», в случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги. Вторичные торги объявляются и проводятся в соответствии со статьей 89 настоящего Федерального закона. Начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на пятнадцать процентов, если их проведение вызвано причинами, указанными в пунктах 1-3 статьи 91 настоящего Федерального закона.
В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном статьей 87 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.
Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.
В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.
О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.
Копии постановлений, указанных в настоящей статье, не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства.
Из анализа приведенных норм права следует, что судебный пристав-исполнитель для организации торгов недвижимого имущества передает специализированной организации правоустанавливающие документы, характеризующие объект недвижимого имущества. О передаче нереализованного имущества взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи, копия которого в адрес должника не направляется.
Из сведений, представленных взыскателем, следует, что задолженность Маняйкина С.С. по исполнительному производству на **.**.**, с учетом того, что взыскателю передано арестованное имущество, составила **** руб.
Совокупность установленных по делу обстоятельств и анализа статей 78, 87, части 8 статьи 89, статьи 92 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что оспариваемый акт вынесен в пределах предоставленных судебному приставу-исполнителю полномочий в рамках исполнительного производства, в соответствии с требованиями законодательства об исполнительном производстве, права и охраняемые законом интересы Маняйкина С.С. – должника по исполнительному производству, не нарушают.
При этом, оспариваемый акт сам по себе прав должника не нарушает, поскольку носит исключительно информационный характер, не может привести к нарушению законных интересов сторон исполнительного производства, так как по сути, только констатирует факт совершения исполнительных действий. Акт совершения исполнительных действий является документом, отражающим процедуру совершения исполнительных действий, и не может быть отнесен к категории ненормативных правовых актов в силу того, что не устанавливает (изменяет, отменяет) права и обязанности сторон исполнительного производства и не носит властно-распорядительного характера. В то время как под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущие неблагоприятные юридические последствия.
Таким образом, отсутствуют основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения требования административного истца о незаконности предложения взыскателю оставить не реализованное в принудительном порядке имущество за собой, вынесенное 22 декабря 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Печоре УФССП России по РК ФИО2.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Маняйкина **** к отделу судебных приставов по городу Печоре УФССП по РК о признании действия (бездействия) незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: О.Г. Порохина