Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2021 год р.п. Сосновоборск
Сосновоборский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Неверовой О.Т. при секретаре Козловой Д.Р. с участием помощника прокурора Сосновоборского района Пензенской области Пакаева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сосновоборского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Пензенский лесной колледж», Министерству образования Пензенской области об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Сосновоборского района Пензенской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Пензенский лесной колледж», Министерству образования Пензенской области об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. В обоснование своего иска ссылается на то, что прокуратурой Сосновоборского района проведена проверка исполнения должностными лицами ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» требований законодательства о пожарной безопасности и об образовании, в ходе которой выявлены нарушения, а именно в зданиях общежития №1 ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж», расположенного по адресу: <адрес> общежития № 2, расположенного по адресу: <адрес>., выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение части 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 5.13 ГОСТ Р 51844-2009 пожарные шкафы, расположенные в общежитии № 1 и общежитии №2 выполнены из горючих материалов; в нарушение пункта 37 Правил эвакуационное освещение в общежитии №1 и общежитии № 2 автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения не включается. При этом 25 января 2021г. прокуратурой района в адрес директора ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» внесено представление об устранении нарушений законодательства, в котором указывалось о необходимости устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности. Вместе с тем, должностными лицами ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» до настоящего времени надлежащие меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности не приняты. Негативными последствиями выявленных нарушений является то, что несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью человека, а также в случае возгорания может повлечь многочисленные человеческие жертвы. Просил обязать ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» в течение 12 месячного срока после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно в общежитиях № 1 и № 2 (кроме 2-го этажа общежития № 2) обустроить пожарные шкафы, выполненные из негорючего материалов, а также организовать эвакуационное освещение, включающееся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения и обязать Министерство образования Пензенской области в тот же срок после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Пакаев А.В. поддержал заявленные исковые требования, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - директор ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» Вдовин О.В. с исковыми требованиями прокурора согласился. Ввиду того, что денежные средства для проведения работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности заложены в бюджет учреждения на 2022 год, а учебный год будет окончен 01.07.2022г., просил предоставить срок для исполнения заявленных исковых требований до 01.09.2022г.
Представитель Министерства образования Пензенской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, при принятии решения полагался на усмотрение суда.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу пункта 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, в числе прочего, относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статье 37 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны, в числе прочего, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, 22.07.2008 принят Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности.
Преамбулой Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) определено, что настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 № 52-ст утвержден ГОСТ Р 51844-2009 « Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний».
Судом установлено, что прокуратурой Сосновоборского района пензенской области проведена проверка исполнения должностными лицами ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» требований законодательства о пожарной безопасности и об образовании, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно в зданиях общежития №1 ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж», расположенного по адресу: <адрес> общежития № 2 ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж», расположенного по адресу: <адрес>., в нарушение части 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 5.13 ГОСТ Р 51844-2009 пожарные шкафы, расположенные выполнены из горючих материалов; в нарушение пункта 37 Правил эвакуационное освещение в общежитии №1 и общежитии № 2 автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения не включается.
По фактам выявленных нарушений прокурором района 25 января 2021 в адрес директора ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» внесено представление об устранении нарушений законодательства, в котором указывалось о необходимости устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Вместе с тем, должностными лицами ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» до настоящего времени надлежащие меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности не приняты.
Негативными последствиями выявленных нарушений является то, что несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью пребывающих в здании людей, а также в случае возгорания может повлечь многочисленные человеческие жертвы.
Поскольку указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд считает заявленные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно Уставу ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» учредителем и собственником имущества учреждения является Пензенская область (п.1.6), функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования Пензенской области, выступающее главным распорядителем бюджетных средств.
Часть 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Следовательно, у учредителя ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» имеются все необходимые правовые полномочия по выделению денежных средств, необходимых для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в образовательном учреждении, ввиду чего обязанность по выделению денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на Министерство образования Пензенской области.
Принимая во внимание, что необходимые расходы на устранение вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности заложены предусмотрены бюджетными ассигнованиями 2022 года, в целях обеспечения продолжительности учебного процесса 2021-2022 учебного года, суд считает возможным установить срок для исполнения исковых требований до 01 сентября 2022 года.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сосновоборского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Пензенский лесной колледж», Министерству образования Пензенской области об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» в срок до 01 сентября 2022 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно в общежитиях №№ 1 и 2 (кроме второго этажа общежития №2) обустроить пожарные шкафы, выполненные из негорючих материалов, а также организовать эвакуационное освещение, включающееся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Обязать Министерство образования Пензенской области в срок до 01 сентября 2022 года обеспечить финансирование ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано сторонами в Пензенский областной суд через Сосновоборский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 09.06.2021г.
Председательствующий О.Т. Неверова.