Судья Обухова М.А. Дело № 12-260/2022
дело № 12-260/2022
УИД 18RS0002-01-2022-004308-04
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Чегодаева О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 14 сентября 2022 года жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Общество» Ш.Ю.В. на постановление судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 15 августа 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением судьи Первомайского районного суда города Ижевска УР от 15 августа 2022 года Общество с ограниченной ответственностью «Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа <данные изъяты> рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, защитник ООО «Общество» просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. Не оспаривая факт выявленных нарушений по превышению содержания в воде железа и по мутности, полагает, что вызваны они неудовлетворительным состоянием трубопровода, коррозией труб. Единственным способом исправления ситуации считает полную замену труб. Указывает, что ООО «Общество» принимает все возможные и достаточные меры для соблюдения требований законодательства, в том числе проводит промывку труб, ставила перед собственниками вопрос о проведении общего собрания по вопросу осуществления капитального ремонта, однако собрание не проведено, и решение собственниками не принято.
Выслушав защитника ООО «Общество» Ш.Ю.В., поддерживающую доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, а дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Санитарными правилами в силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон № 52-ФЗ) являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
На основании статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона № 52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно частей 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.3 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ).
Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) определено, что горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества.
Санитарные правила и нормы утверждены и введены в действие с 1 марта 2021 года Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2, №3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В соответствии п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой воды и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Нормативы качества и безопасности воды определены в главе III СанПиН 1.2.3685-21, в том числе по органолептическим показателям в таблице 3.1, показатели безвредности по химическому составу (включая содержания железа и мутности) в таблице 3.13.
Из материалов дела следует, что на основании обращения жителя многоквартирного <адрес> на ненадлежащее качество горячей воды, определением главного специалиста\эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 9 августа 2021 года в отношении ООО «Общество» возбуждено дело об административном правонарушении, с проведением административного расследования.
В ходе административного расследования установлено, что ООО «Общество» на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес>, в рамках которого приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, предоставлению коммунальных услуг.
В ходе проведения административного расследования, на основании поручения руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор проб холодной и горячей воды из системы холодного водоснабжения в следующих контрольных точках: вода холодного водоснабжения (далее по тексту - ХВС) из №, ХВС в подвале жилого <адрес> после узла учета, ХВС на вводе в ИТП в подвале жилого <адрес>, вода горячего водоснабжения (далее по тексту - ГВС) на выходе из ИТП в подвале жилого <адрес> о чем в соответствии со ст. 26.5 КоАП РФ составлен протокол о взятии проб и образцов.
Исследованные пробы ГВС, отобранные на выходе из ИТП в подвале жилого <адрес> не соответствуют требованиям раздела III, таблиц З.1., 3.13. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателям содержания железа и мутности. Концентрация железа в пробе ГВС на выходе из ИТП в подвале жилого <адрес> составила 1,0±0,2мг/л (гигиенический норматив не более 0,3 мг/л: обнаружено превышение ПДК в 3,3 раза), показатель мутности в пробе ГВС на выходе из ИТП в подвале жилого <адрес> составил 3,7±0,7 ЕМФ (гигиенический норматив не более 2,6 ЕМФ: обнаружено превышение ПДК в 1,4 раза), что подтверждается протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ и экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ № ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР», проведенной в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ.
Таким образом, исследованная проба горячей воды, отобранная на выходе из ИТП в подвале жилого <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по удержанию железа (раздела III, таблицы 3.13), мутности (раздела III, таблица 3.1).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Общество» постановлением судьи районного суда к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.
С данным выводом о привлечении к административной ответственности ООО «Общество» можно согласиться, поскольку должностным лицом и судьей установлен факт нарушения требований названных СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21 хозяйственно-бытового водоснабжения, так как ООО «Общество» предоставляет горячее водоснабжение (коммунальные услуги) в доме <адрес> с нарушением норматива железа и мутности, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и выявленные нарушения санитарных правил и норм подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были оценены судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований для переоценки данных доказательств не имеется.
Довод об отсутствии в действиях юридического лица состава правонарушения подлежит отклонению. Многоквартирный дом <адрес> находятся под управлением ООО «Общество» по договору управления от ДД.ММ.ГГГГ, Предметом Договора является выполнение работ и оказание услуг по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставлению коммунальных услуг собственникам.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях, в том числе индивидуальный тепловой пункт (ИТП), предназначенный для нагрева поступающей в дома ХВС с целью предоставления собственникам МКД коммунальной услуги по ГВС.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из положений пункта 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам в период совершения вменяемого юридическому лицу административного правонарушения регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2011 года № 354 (далее по тексту - Правила 354).
Согласно абзацу девятому пункта 2 Правил № 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с абзацем седьмым пункта 2 Правил № 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом «а»» пункта 31 Правил № 354 определено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг несет исполнитель (подпункт «а» пункта 149 Правил № 354).
ООО «Общество» являясь исполнителем коммунальных услуг и осуществляя свою профессиональную деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуг холодного и горячего водоснабжения, отвечающих санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль за качеством поставляемых услуг.
Принимая во внимание, что нарушение требований к горячей воде выявлено на выходе из ИТП в подвале жилого дома, приведенные защитником доводы о необходимости заметы всей системы ГВС многоквартирного жилого дома, не влекут неправильности выводов суда об отсутствии доказательств объективной невозможности соблюдения требований действующего законодательства ООО «УК-Ижкомцентр» иными способами, за исключением полной замены труб ХВС и ГВС. Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за пределами его возможностей, препятствующих фактической реализации предоставленных прав и выполнению возложенных на него обязанностей, что свидетельствует о наличии вины общества в совершенном административном правонарушении.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии юридического лица объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.
При рассмотрении дела установлены все необходимые для правильного его разрешения фактические обстоятельства, которые подтверждены отвечающими требованиям допустимости доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении и решении.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела судьей районного суда не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Административное наказание судьей районного суда назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, КоАП РФ, в пределах санкции статьи 6.5 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и тяжести административного правонарушения. При этом суд с учетом требований ст. 4.1.2 КоАП РФ назначил административное наказание в виде минимального штрафа в размере <данные изъяты> рублей, в пределах санкции ст. 6.5 КоАП РФ, как для лица осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поскольку юридическое лицо в реестре субъектов малого предпринимательства зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление судьи районного суда соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 15 августа 2022 года оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Общество» - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики О.П. Чегодаева