Дело № 2а-3768/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2016 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,
При секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидельникова И. В. к Межрайонной ИФНС № 11 по Московской области о признании незаконными действия по расчету налога на имущество физических лиц, об обязании внести изменения в инвентаризационную и кадастровую стоимость квартиры, произвести перерасчет налога на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Сидельников И.В. обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Московской области (далее - МИФНС России № 11 по Московской области) о признании налогового расчета недействительным (незаконным), об обязании внести изменения в инвентаризационную стоимость квартиры по <адрес>, за 2013-2104гг., указав стоимость в размере 426670 руб.; в кадастровую стоимость квартиры по указанному выше адресу за 2015г., указав стоимость в размере 2025894 руб. 84 коп., произвести перерасчет налога на имущество физических лиц на данную квартиру за 2012-2015гг.. В обоснование иска указал, что 30.01.2013года был заключен договор купли-продажи квартиры по <адрес>, кадастровый <номер>, общей площадью <данные изъяты>, покупателем по которому являлся Сидельников И.В.. Данный договор был зарегистрирован <дата>, о чем в ЕГРП сделана соответствующая запись. <дата> взамен свидетельства от <дата> административный истец получил повторное свидетельство о государственной регистрации права. В 2015 году административным истцом получено уведомление об уплате налога на имущество на квартиру по <адрес>, согласно которого расчет налога был существенно завышен, а в расчете стоимости квартиры указана ошибочная площадь, а именно, вместо площади квартиры – <данные изъяты>, указана площадь <данные изъяты>
23 декабря 2015 года административный истец обратился в МИФНС России № 11 по Московской области с заявлением о необходимости разобраться с начислением налога на имущество физических лиц в отношении указанной выше квартиры. Однако перерасчет налога административным ответчиком не был произведен. 29 декабря 2016 года Сидельников И.В. получил кадастровый паспорт на квартиру с указанием правильной этажности и кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 2025894 руб. 85 коп.. Истцу было выставлено требование № 287 об уплате недоимки по состоянию на 24.03.2016г. с указанием суммы задолженности в размере 13973 руб. 30 коп.. Из справки БТИ следует, что стоимость объекта недвижимости - квартиры по <адрес>, по состоянию на 01.01.2013г., 01.01.2014г., 01.01.2015г. составила 426670 руб.. После обращения административного истца с заявлением по вопросу администрирования налогов, МИФНС России № 11 по Московской области письмом от 21.09.2016года ответила отказом, а письмом от 14.10.2016года на заявление Сидельникова И.В., сообщила, что инвентарная стоимость квартиры по названному выше адресу составила на 01.01.2013г., на 01.01.2014г. – 707113 руб., кадастровая: на 01.01.2015г. – 3539895 руб. 74 коп., на 01.01.2016г. – 2025894 руб. 85 коп.. Однако данная стоимость не соответствует действительности.
Административный истец Сидельников И.В. в судебное заседание не явился, извещен. Ранее в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Согласился с расчетом налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате Сидельниковым И.В.: за 2013-2014гг. с учетом информации об инвентаризационной стоимости квартиры, содержащейся в письме ГУП МО МОБТИ от 04.05.2016г.; за 2015г. – исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в кадастровом паспорте.
Представитель административного ответчика МИФНС России № 11 по Московской области в судебное заседание не явился, извещен. По запросу суда в материалы дела представителем административного ответчика по доверенности Шныриным О.В. представлен расчет налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате Сидельниковым И.В.: за 2013-2014гг. с учетом информации об инвентаризационной стоимости квартиры, содержащейся в письме ГУП МО МОБТИ от 04.05.2016г.; за 2015г. – исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в кадастровом паспорте по состоянию на 29.12.2015г.. Ранее в судебном заседании указанный выше представитель административного ответчика иск не признал, поддержал позицию налогового органа, изложенную в письменном отзыве на иск (л.д.20-21), из содержания которого следует, что 03.11.2015года в налоговый орган поступило заявление Сидельникова И.В. по вопросу перерасчета налога на имущество физических лиц в связи с неверной инвентаризационной стоимостью объекта недвижимого имущества. В ходе рассмотрения обращения по вопросу правильности начисления налога на имущество физических лиц налоговым органом проведен полный анализ сведений, поступивших в базу данных налогового органа из ГУП МО МОТБИ об инвентаризационной стоимости квартиры по <адрес>. Установлено, что 03.02.2012года в соответствии со ст. 85 НК РФ в базу данный налогового органа поступили следующие сведения: на 01.01.2012г. – 704246 руб.. Для уточнения сведений МИФНС России № 11 по Московской области 20.11.2015года был направлен запрос в ГУП МО МОБТИ. В полученном ответе содержались следующие сведения: стоимость на 01.01.2012г. составила 561531 руб.; на 01.01.2013г. – 707113 руб.; на 01.01.2014г. – 707113 руб.. Данные сведения были внесены в базу данных налогового органа и проведен уточненный расчет за 2013-2014гг. с суммой к доначислению в размере 55 руб.. 24.12.2015года Сидельников И.В. повторно обратился в налоговый орган с заявлением. Данное заявление поступило в налоговый орган после наступления предельного срока уплаты налога на имущество физических лиц, установленный ст. 409 НК РФ. В ходе рассмотрения обращения по вопросу правильности начисления налога на имущество физических лиц налоговым органом проведен анализ сведений, поступивших в базу данных из ГУП МО МОБТИ об инвентаризационной стоимости на объект – квартиру по <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, а также сведений, поступивших по запросу и представленных налогоплательщиком сведений в повторном обращении. Налоговым органом повторно направлен запрос в ГУП МО МОБТИ Южного филиала Серпуховского отдела об инвентаризационной стоимости объекта. После получения ответов на данные запросы, налоговым органом проведена сверка сведений, имеющихся в базе данных МИФНС России № 11 по Московской области, поступивших из регистрирующих органов и сведений, предоставленных по запросам, и установлены расхождения, поскольку на повторный запрос из ГУП МО МОБТИ Южного филиала Серпуховского отдела получен ответ, в котором инвентаризационная стоимость объекта по состоянию на 01.01.2013 г. составила – 426670 руб., на 01.01.2014г. – 426670 руб.. В подтверждение доводов, изложенных в отзыве, представителем административного ответчика представлены: скриншот базы данных АИС Налог «Картотека объектов собственности», запрос в ГУП МО «МОБТИ» от 20.11.2015г. № 10-26/12858, ответ из ГУП МО «МОБТИ» от 02.12.2015г. № 46-01.01-08/361, запрос в ГУП МО «МОБТИ» от 23.04.2016г. № 10-26/03856, ответ из ГУП МО «МОБТИ» от 04.05.2016г. № 46-03.01.08/407-16, налоговое уведомление № 1119320, налоговое уведомление № 953491, письмо Министерства финансов России от 11.07.2016г. № 03-05-04-01/40388 (л.д.22,23,24,25,26,27-30,31-32).
Административный истец Сидельников И.В., представитель административного ответчика МИФНС России № 11 по Московской области в судебное заседание не явились, извещались надлежаще.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, проверив доводы сторон, проанализировав данные, полученные по запросу суда об инвентаризационной и кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как усматривается из содержания административного искового заявления, административным истцом оспариваются действия МИФНС России № 11 по Московской области по расчету налога на имущество физических лиц за 2013-2015гг.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.05.2016г. Сидельников И.В. является собственником квартиры по <адрес>, площадью <данные изъяты>, кадастровый (условный) <номер>.
23 декабря 2015 года административный истец обратился в МИФНС России № 11 по Московской области с заявлением о необходимости разобраться с начислением налога на имущество физических лиц в отношении указанной выше квартиры за 2013-2014гг. по причине неверно указанной площади квартиры (л.д.8).
Как следует из копии кадастрового паспорта на квартиру по <адрес>, по состоянию на 29.07.2012г. ее кадастровая стоимость составила 2025894,85 руб. (л.д.9).
Согласно требованию № 287 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являщихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 24.03.2016г. за Сидельниковым И.В. числится общая задолженность в сумме 13973,30 руб. (л.д.10),
По состоянию на 29.08.2016г. инвентаризационная стоимость квартиры по <адрес>, на 01.01.2013г., 01.01.2014г., 01.01.2015г. составила 426670 руб., что следует из справки ГУП МО МОБТИ Южного филиала Серпуховского отдела (л.д.11)
Письмом МИФНС России № 11 по Московской области от 21.09.2016г. Сидельникову И.В. сообщено, что налог на имущество физических лиц за 2013-2014гг. пересмотру не подлежит (л.д.12).
12 октября 2016г. Сидельников И.В. обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении справки с указанием инвентаризационной и кадастровой стоимости принадлежащей ему квартиры на 2013-2016гг. (л.д.14).
Письмом МИФНС России № 11 по Московской области от 14.10.2016г. Сидельникову И.В. сообщено, что налоговые органы не являются первоисточником запрашиваемой информации, не могут отвечать за степень ее актуальности, и указана актуальная инвентаризационная, а с 01.01.2015г. – кадастровая стоимость квартиры по указанному выше адресу (л.д.15-16).
Согласно налоговому уведомлению № 953491 от 13.06.2015г. Сидельникову И.В. начислен налог на имущество физических лиц на указанный объект недвижимости за 2013г. – 6456 руб., за 2014г. – 7042 руб.сроком уплаты до 01.10.2015г.. Налог рассчитан исходя из инвентаризационной стоимости квартиры по <адрес>, в размере 704246 руб. (л.д.29).
Из расчета налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате Сидельниковым И.В.: за 2013-2014гг. с учетом информации об инвентаризационной стоимости квартиры, содержащейся в письме ГУП МО МОБТИ от 04.05.2016г. 426670 руб., и за 2015г. – исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в кадастровом паспорте по состоянию на 29.12.2015г. и в ответе ФГБУ «ФКП Росреестра» от 13.12.2016г. на запрос суда – 1829563,56 руб., размер налога на имущество физических лиц – квартира по <адрес>, и подлежащий уплате Сидельниковым И.В. за 2013г., составил сумму в размере 1173 руб. 34 коп., за 2014год – 1280 руб. 01 коп., за 2015 г. – 984 руб. 49 коп. (л.д. 63-64).
Вопросы налогообложения физических лиц регулируются законодательством о налогах и сборах.
До 1 января 2015 г. правоотношения в области налогообложения физических лиц регулировались Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", с 1 января 2015 г. - гл. 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ) налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Вместе с тем, Федеральным законом N 306-ФЗ от 02 ноября 2013 г. в п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора.
Положения Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона N 306-ФЗ от 2 ноября 2013 г.) применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год. При этом, налог на имущество физических лиц за 2013 год исчисляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", без учета коэффициента-дефлятора (ч. 5 и 6 ст. 8 Федерального закона N 306-ФЗ от 2 ноября 2013 г.).
Кроме того, Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с 1 января 2015 г. введена в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.
Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, ст. 3 Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.
Вступившие в силу положения гл. 32 части второй Налогового кодекса РФ определяют налоговую базу в отношении объектов налогообложения исходя из их кадастровой стоимости, после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, но не позже 1 января 2020 г.
До принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за отдельными исключениями, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
Начиная с 1 января 2020 г. определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (п. 1 ст. 402 НК РФ, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 04 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
В случаях определения налоговой базы из инвентаризационной стоимости объекта, исчисляемой с учетом коэффициента-дефлятора, налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г. (ст. 404 части второй НК РФ).
Возможности пересмотра (изменения) данных об инвентаризационной стоимости этой статьей не предусматривается.
Анализируя собранные данные, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд приходит к выводу, что оснований для признания необоснованными действия МИФНС России № 11 по Московской области по расчету налога на имущество физических лиц за 2013-2014гг., а также за 2015г., не имеется, поскольку налог на имущество физических лиц был исчислен исходя из представленных данных об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости и исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Поскольку налоговый орган не уполномочен на изменение инвентаризационной и кадастровой стоимости объектов недвижимости, то не имеется оснований для возложения на административного ответчика данной обязанности, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении административного иска Сидельникова И.В. в названной части.
В соответствии со ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Несвоевременное предоставление в налоговые органы сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц уполномоченными органами, выявление ошибок в ранее представленных сведениях, несвоевременное представление налогоплательщиками документов, подтверждающих их право на налоговые льготы, и иные аналогичные обстоятельства, приводят к необходимости осуществления перерасчета ранее исчисленных сумм налога на имущество физических лиц, привлечение к уплате налога налогоплательщиков, которые не были привлечены к уплате налога.
Законодательно (ст.ст. 52 и 409 НК РФ) установлен трехлетний период возможного привлечения налогоплательщиков - физических лиц к уплате налога на имущества физических лиц, если они не были своевременно привлечены к уплате налога по каким-либо причинам, а также возможного перерасчета неправильно произведенного налогообложения, который может осуществляться как в сторону увеличения налоговых обязательств, так и в сторону их уменьшения.
С учетом всех обстоятельств по делу, в том числе, принимая во внимание, что за 2013-2014гг. согласно информации об инвентаризационной стоимости квартиры по <адрес> ее размер составил 426670 руб., содержащейся в письме ГУП МО МОБТИ от 04.05.2016г., и за 2015г. – исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в кадастровом паспорте по состоянию на 29.12.2015г. и в ответе ФГБУ «ФКП Росреестра» от 13.12.2016г. на запрос суда, которая составила сумму в размере 1829563,56 руб., размер налога на имущество физических лиц – квартиру по <адрес>, подлежащий уплате Сидельниковым И.В. за 2013г., составил сумму в размере 1173 руб. 34 коп., за 2014год – 1280 руб. 01 коп., за 2015 г. – 984 руб. 49 коп., что не соответствует размеру налога на имущество физических лиц, исчисленного налоговым органом за указанные налоговые периоды на основании сведений, представленных в налоговый орган, то суд приходит к выводу об удовлетворении требований Сидельникова И.В. об обязании МИФНС России № 11 по Московской области произвести перерасчет налога на имущество физического лица Сидельникова И. В. на принадлежащую ему квартиру по <адрес>, за 2013г., 2014г., за 2015г.. Расчет налога административным истцом не оспорен.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 11 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 11 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░ <░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░ 2013░., 2014░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░ 2013-2104░░., ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 426670 ░░░.; ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015░., ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2025894 ░░░. 84 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.12.2016░.