Судья Ковалева Е.В. № 33-2018/2021
№ 2-372/2021
УИД 60RS0020-01-2021-000236-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2021 года город Псков
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Ельчаниновой Г.А.,
судей Яроцкой Н.В., Кузнецовой Э.В.,
при секретаре Платоновой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Печко Анны Андреевны к Министерству обороны Российской Федерации об обязании внести изменения в карту (план) запретной зоны военного объекта,
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации – Пиунова Эдуарда Валентиновича на решение Псковского районного суда Псковской области от 10 сентября 2021 года,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Э.В., объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации – Григорьевой О.А., ФГКУ «УЛХИП» Министерства обороны РФ Владимировой Е.Е., представителя истца Скоробогатова А.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Печко А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации об обязании внести изменения в карту (план) запретной зоны военного объекта - Лужского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от (дд.мм.)2015 путем исключения из неё земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <****> принадлежащего на праве собственности Печко А.А., и направить в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Псковской области» сведения об исключении из ЕГРН ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации (зоны с особыми условиями использования территорий № №) в отношении данного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что Печко А.А. является собственником земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <****>, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для ведения личного подсобного хозяйства. В период с 2012 по 2013 гг. на данном земельном участке был построен дом. При направлении в Администрацию Псковского района уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном участке от Комитета по ЖКХ, строительству, дорожному хозяйству и архитектуре Администрации Псковского района был получен отказ в согласовании начала строительства со ссылкой на ограничения, связанные с тем, что земельный участок истца входит в границы охранной (запретной) зоны военного объекта — Лужского лесничества Министерства обороны РФ. Из выписки из ЕГРН на земельный участок с КН № было установлено, что на указанном земельном участке имеются ограничения, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия: с (дд.мм.)2016.
(дд.мм.)2020 истцом было получено уведомление из Управления Росреестра по ПО о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой дом по вышеуказанным основаниям. Включение земельного участка в запретную зону военного объекта нарушает права истца, поскольку ограничивает право пользования принадлежащим ей земельным участком, что противоречит ст. 35 Конституции РФ и ст. 209 ГК РФ.
Истец Печко А.А. в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы в суде представителю по доверенности Скоробогатову А.П.
Представитель истца Скоробогатов А.П. в суде поддержал исковые требования, пояснив, что право собственности на земельный участок с КН №, расположенный в населенном пункте <****>, где отсутствуют леса, возникло у Печко А.А. ранее, чем была установлена запретная зона военного объекта. Истец не была уведомлена о включении ее земельного участка в запретную зону с наложениями ограничений в использований и не получила взамен наложенных ограничений какую-либо компенсацию.
Представитель ответчика - Министерства обороны РФ Костырко И.И. в судебное заседание не явился, ранее представил в суд письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, указав, что запретная зона установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, в то время как истцом не представлены документы, подтверждающие законность постройки на земельном участке, входящем в запретную зону.
Представитель третьего лица — филиала ФГКУ «УЛХИП» Министерства обороны РФ Владимирова Е.Е. в суде возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что Управление не принимает участия в установлении запретной зоны, получает сведения из общедоступных источников. Территория деревни <данные изъяты> входит в 370 квартал <данные изъяты> лесничества, предоставленный в пользование Северо-Западному подразделению Министерства обороны РФ.
Представитель третьего лица - ФБУ «Войсковая часть 07264» Бумагин А.Ф. - в суде возражал против удовлетворения иска, пояснив, что вблизи деревни Кислово находится территория, на которой проходят учения военнослужащих, в том числе полигоны.
Представитель третьего лица ФГКУ «Северо-Западное Территориальное Управление имущественных отношений» Минобороны России Дрыгина В.Ю. в судебное заседание не явилась, представила в суд отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в его удовлетворении, поскольку земельный участок истца входит в границы <данные изъяты> участкового лесничества Лужского лесничества Минобороны России и расположен на земельном участке с КН №, <****>, являющимся собственностью Российской Федерации и закрепленном на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Доказательств, подтверждающих наличие нарушений закона при определении границ зоны военного объекта в отношении спорного земельного участка, и оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представитель третьего лица - Администрации Псковского района Голдобина А.Ю. в судебное заседание не явилась, ранее решение вопроса по заявленным исковым требованиям оставила на усмотрение суда и пояснила, что земельный участок используется истцом по целевому назначению, находится в населенном пункте, в зоне, предполагающей жилую застройку. В Администрацию района не поступало уведомление от Управления Росреестра об установлении запретной зоны.
Представитель третьего лица — Администрации СП «Тямшанская волость» Юхно А.Г. в судебное заседание не явился, ранее в суде поддержал заявленные исковые требования и пояснял, что согласно Правилам землепользования и застройки МО «Тямшанская волость» земельный участок с КН № расположен на землях населенных пунктов в территориальной зоне Ж-1, в зоне жилой застройки. До установления запретной зоны запросы, обращения от Министерства обороны РФ в волость не поступали. Полагает, что установление запретной зоны в отношении земельных участков населенных пунктов, принадлежащих на праве собственности гражданам, является незаконным и нарушает права собственников данных земельных участков.
Представитель третьего лица — Управления Росреестра по Псковской области Карузская Н.А. в судебное заседание также не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, ранее в судебном заседании и письменной позиции решение вопроса по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда и указала, что земельный участок с КН № полностью входит в границы зоны с особыми условиями использования территории «Запретная зона военного объекта — Лужское лесничество Министерства обороны РФ». По сведениям ЕГРН данный земельный участок также входит в границы населенного пункта деревни <данные изъяты> СП «Тямшанская волость». В деревне <данные изъяты> имеются несколько ранее поставленных на учет жилых домов.
Представитель третьего лица - филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Псковской области Платонов В.Н. оставил решение по делу на усмотрение суда, пояснив, что Лужское лесничество является многоконтурным земельным участком Псковской области. Границы запретной зоны вносятся на основании межевого плана, правильность установления ее размера ими не проверяется.
Представитель третьего лица - Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области в судебное заседание Изюмова-Нестерова Д.А. в суд не явилась, позицию по делу не представила, ранее поясняла, что с Комитетом установление запретной зоны не согласовывалось.
Решением Псковского районного суда Псковской области от 10 сентября 2021 года исковые требования Печко А.А. к Министерству обороны Российской Федерации об обязании внести изменения в карту (план) запретной зоны военного объекта удовлетворены.
Министерство обороны Российской Федерации обязано внести изменения в карту (план) запретной зоны военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации путем исключения из неё земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <****>, принадлежащего на праве собственности Печко А.А., и направить в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Псковской области» сведения об исключении из ЕГРН ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Лужское лесничество Министерства бороны Российской Федерации в отношении земельного участка с КН №.
В апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации – Пиунова Э.В.ставится вопрос об отмене решения как незаконного, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В жалобе обращено внимание судебной коллегии на отсутствие выявленных судом нарушений порядка установления запретной зоны на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны". В то же время Печко А.И. не представила в государственный орган регистрации документы, подтверждающие законность постройки на земельном участке, решение Управления Росреестра по ПО о приостановлении регистрационных действий не обжаловано истцом.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Скоробогатов А.П. просил оставить решение суда первой инстанции в силе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны Российской Федерации – Григорьевой О.А. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ «УЛХИП» Министерства обороны РФ Владимирова Е.Е. согласилась с доводами жалобы, пояснив, что Учреждение не может согласовать строительство в запретной зоне.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Скоробогатов А.П. просил оставить решение суда первой инстанции в силе, настаивая на правильности выбранного способа защиты при отсутствии возможности согласования строительства через Министерство обороны РФ.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает необходимым рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Печко А.А. является собственником земельного участка с КН №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <****>. Данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с КН №, приобретенного истцом на основании договора купли-продажи от (дд.мм.)2012.
В свою очередь, земельный участок с КН № образован путем раздела земельного участка с КН №, принадлежавшего на праве собственности Семеновой Людмиле Алексеевне на основании свидетельства на право собственности на землю от (дд.мм.)1997.
Право собственности Печко А.А. на земельный участок с КН № зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (дд.мм.).2013.
Как следует из выписки из ЕГРН, данный земельный участок расположен на землях населенного пункта, вид разрешенного использования
- для ведения личного подсобного хозяйства.
Распоряжением Псковского района от (дд.мм.)2017 № утвержден градостроительный план земельного участка с КН №, в котором содержится информация о расположенном на земельном участке объекте капитального строительства.
(дд.мм.).2020 Администрацией Псковского района Печко Анне Андреевне вынесено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного или садового дома на вышеуказанном земельном участке в связи с тем, что участок входит в зону с особыми условиями использования территории - запретная зона при военном складе «Запретная зона военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации».
(дд.мм.).2020 Печко А.А. обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому. учету и государственной регистрации прав объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: <****>.
Однако уведомлением от (дд.мм.) 2020 года осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на объект недвижимости было приостановлено в связи с тем, что от Администрации Псковского района ПечкоА.А. получила уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного или садового дома на вышеуказанном земельном участке.
Из ответа ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России следует, что земельный участок с КН № находится в запретной зоне военного объекта
- Лужское лесничество Минобороны России.
Данная зона была установлена приказом Заместителя министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 № 1203дсп в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» и протоколом межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ от 08.10.2015.
Из выписки из ЕГРН от (дд.мм.)2021 и письменного сообщения Управления Росреестра по Псковской области следует, что земельный участок с КН № полностью входит в границы зоны с особыми условиями использования территории «Запретная зона военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации», реестровый номер границы №, тип: запретная зона при военном складе, установленной (дд.мм.)2016 на основании описания местоположения границ от (дд.мм.)2020 и приказа об изменении границ запретной зоны военного объекта - Лужского лесничества Министерства обороны РФ от (дд.мм.)2019 №.
Также участок Печко А.А. полностью входит в границы <****>, с реестровым номером границы № установленной (дд.мм.)2020 на основании Генерального плана СП «Тямшанская волость» от (дд.мм.)2013, карты (плана) объекта землеустройства от (дд.мм.).2020, постановлений о внесении изменений в Генеральный план СП «Тямшанская волость» от (дд.мм.)2020 № и от (дд.мм.)2020 №.
Обращение истицы в ФГКУ «СЗТУИО» по вопросу согласования строительства было перенаправлено в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования», которое ответило, что данный вопрос не входит в компетенцию Учреждения.
Из материалов дела так же следует, что Распоряжением Администрации Псковского района от (дд.мм.).1992 № в бессрочное пользование войсковой части № представлен ранее отведенный земельный участок площадью <данные изъяты> га
Распоряжением от (дд.мм.)2007 № ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Псковской области (пункт 13) предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ МО РФ «Псковская КЭЧ района» земельные участки, в т.ч. № (в <****>), № (в <****>), которые поставлены на кадастровый учет в 2009 году. Категория земель — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования - для государственных нужд, для размещения военных организаций, учреждений и других объектов.
Согласно положениям статьи 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в связи с особыми условиями использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 87 ЗК РФ к землям промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, относятся в частности земли обороны и безопасности.
В силу ч. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальныхобразованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ч. 7 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 425-ФЗ) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее по тексту - Положение N 405).
Согласно пункту 2 Положения "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера или совершении террористического акта; "военные объекты" -существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Запретная зона является территорией с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (п. 4 Положения).
Согласно пункту 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
В силу п. 16 Положения решение о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.
В состав межведомственной комиссии входят должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по 5 делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства.
В соответствии с п. 21. Положения, на основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
Приказом Министра обороны РФ N 706 от 21 ноября 2015 года "О наделении полномочиями должностного лица Министерства обороны Российской Федерации по принятию решений об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта" заместитель Министра обороны РФ, отвечающий за организацию расквартирования войск (сил), жилищного, медицинского обеспечения, судебно-правовой работы и контроля финансово-экономической деятельности, наделен полномочиями по принятию в установленном порядке решений об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охраняемой зоны военного объекта.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав изложенные выше положения земельного законодательства и Постановления №405, пришел к выводу о нарушении прав истца установлением запретной зоны, поскольку участок Печко А.А., расположенный в населенном пункте, не мог быть отнесен к территории Лужского лесничества Министерства обороны РФ, а при установлении запретной зоны не соблюдены требования п.19 Положения, так как участок истца не включен в перечень участков, использование которых указанными лицами ограничивается, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для исключения участка истца из карты (плана) запретной зоны военного объекта Лужского лесничества Министерства обороны РФ.
Однако судебная коллегия находит, что данный судебный акт принят при неправильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, в запретную зону Лужского лесничества МО РФ включены участки, входящие в 370 квартал Кисловского лесничества, переданные Министерству обороны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны, в том числе для размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры, из состава земель лесного фонда.
Установление запретных зон не влечет нарушение каких-либо прав истца, поскольку лишь устанавливает порядок использования земельных участков применительно к понятию запретной зоны.
Пункт 12 Положения предусматривает возможность осуществления строительства в пределах запретной зоны, которое не создает угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Указанное предоставляет возможность заинтересованному лицу обратиться в Министерство Обороны РФ для согласования возможности осуществления строительства.
Такой подход отвечает принципу земельного законодательства о сочетании интересов общества и законных интересов граждан и не противоречит основам гражданского законодательства, в силу которых допускается ограничение гражданских прав в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
Невключение участка истца в перечень участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается, в соответствии с требованиями п. 19 Положения не говорит о нарушении размеров, расстояний и иных параметров при установлении запретной зоны военного объекта.
Следует также отметить, что графические данные границ запретной зоны Лужского лесничества МО РФ уже имели место быть на момент принятия межведомственной комиссией решения о необходимости установления запретной зоны.
Судебная коллегия, принимая во внимание предусмотренные Положением цели установления запретной зоны, исходит также из того, что Министерство обороны РФ, реализуя поставленные перед ним задачи, не может действовать только исходя из обеспечения приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам государства.
Изменяя, по сути, своим решением границы запретной зоны военного объекта, суд первой инстанции не принял во внимание положения п.24 положения, согласно которому основанием для принятия решения об изменении границ запретной зоны, является перепрофилирование или изменение характеристик военного объекта, послуживших основанием для установления этих зон. Решение об изменении границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимается в порядке, предусмотренном настоящим Положением для их установления.
В рассматриваемой ситуации, согласование частных прав и интересов истца и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются путем сохранения права собственности истца на земельный участок, а также обеспечиваются возможностью использования земельного участка и в иных целях, предусмотренных Федеральным законом 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", с учетом установленных ограничений.
Как следует из материалов дела, истец не смогла поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на вновь возведенный объект капитального строительства в связи с тем, что (дд.мм.)2020 Администрацией Псковского района Печко Анне Андреевне вынесено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного или садового дома на вышеуказанном земельном участке, так как участок входит в зону с особыми условиями использования территории - запретная зона при военном складе «Запретная зона военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации», а согласование допустимости строительства объекта на земельном участке заявителем не представлено.
Вместе с тем, представленное суду апелляционной инстанции письмо – ответ ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ», от (дд.мм.)2020 о невозможности согласования строительства, поскольку данный вопрос не входит в компетенцию Учреждения, не говорит о невозможности принятия мер к решению данного вопроса путем обращения в уполномоченный орган, в ведении которого находится военный объект.
Кроме того, судебная коллегия указывает, что нормы Положения относительно ограничений (пункты 10 - 14) применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).
Как следует из материалов дела, жилой дом истца построен задолго до внесения сведений о границах запретной зоны в кадастр недвижимости, градостроительный план земельного участка Печко А.А. с КН №, в котором содержится информация о расположенном на земельном участке объекте капитального строительства, утвержден (дд.мм.)2017.
Истец на момент строительства объекта не была осведомлена о наличии зоны с особыми условиями пользования в отношении своего участка.
На основании изложенного судебная коллегия не может согласиться с принятым по делу решением суда и с учетом возможности избрания Печко А.А. иного способа защиты своих гражданских прав, предусмотренного ст. 12 ГК РФ и адекватного последствиям их нарушения, отменяет принятое судом первой инстанции решение с вынесением нового – об отказе в иске.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Псковского районного суда Псковской области от 10 сентября 2021 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в иске Печко Анны Андреевны к Министерству обороны Российской Федерации об обязании внести изменения в карту (план) запретной зоны военного объекта отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательном виде 29 декабря 2021 года.
Председательствующий Г.А. Ельчанинова
Судьи
Н.В. Яроцкая
Э.В. Кузнецова
.
.