№ 2-3845(2015)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2015 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского краяв составе:
председательствующего судьи Г.И. Лазовской
с участием представителя ответчика Министерства финансов РФ Гурняк Н.А.,
при секретаре Слепуха Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толкачева к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Министерству финансов РФ, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №24 Федеральной службы исполнения наказаний России» о взыскании материального ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Толкачев Е.В. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ СИЗО №3 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее – СИЗО №3) о возмещении материального ущерба в размере 132820 рублей, мотивируя свои требования тем, что он содержался в СИЗО-3 и по вине данного учреждения был лишен возможности своевременно пройти медицинское освидетельствование, что повлекло утрату пенсионных выплат по утрате трудоспособности, так как он являлся инвалидом детства 3 группы. За период времени 9 месяцев в размере 62820 рублей. Кроме того, ему были причинены моральный вред и материальный ущерб с утратой данного пособия, который он оценивает в 70000 рублей (л.д. 6-7).
Определением суда от 07.08.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю (л.д. 4)
Определением от 24.08.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 24 ФСИН России» (л.д.53).
В судебном заседании истец Толкачев Е.В. не присутствовал в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК **, извещен надлежащим образом путем направления судебного уведомления по месту отбывания наказания, ходатайств не представил (л.д.80), для участия в судебном разбирательстве в Ачинский городской суд не этапировался, так как действующим законодательством этапирование осужденных для участия в гражданском судопроизводстве не предусмотрено, в течение всего срока судебного разбирательства, при неоднократном разъяснении судом истцу его прав и обязанностей, предусмотренных ГПК РФ, в том числе и на ведение дела в суде через представителя, представление своих пояснений и ходатайств в суд в письменном виде, данным право не воспользовался.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, надлежащим образом уведомленный о слушании дела (л.д.72), в зал суда не явился. Ранее в судебном заседании от 07.09.2015 г. представитель Нестерова Е.С., действующая по доверенности от 21.07.2015 г. (л.д.31), по иску возражала, указывая на то, что до 20.06.2013 г. Толкачев Е.В. находился в СИЗО-3. Медицинское освидетельствование осужденные проходят в медицинской части, которая является самостоятельным юридическим лицом. К администрации СИЗО-3 Толкачев Е.В. с заявлениями и жалобами не обращался. (л.д. 70-оборот).
Представитель ответчика ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 24 ФСИН России» Когодеев А.Н., действующий по доверенности от 21.08.2015 г. (л.д.32), будучи надлежащим образом уведомленным о дате судебного заседания в суд не явился, ранее в судебном заседании пояснял, что против заявленных требований возражает, так как впервые Толкачев Е.В. прибыл в СИЗО-3 ГУФСИН России 15.10.2012 года, по прибытию он был осмотрен врачом и прошел карантин. На момент осмотра жалоб не предъявлял, телесных повреждений не выявлено. С его слов он является инвалидом детства, переосвидетельствование давно не проходил и инвалидность утрачена по причине собственной неорганизованности, лени и нежелании ходить по больницам. Никаких документов, подтверждающих его группу инвалидности Толкачев не представил. Ему был разъяснен порядок медицинского переосвидетельствования и необходимость предоставления заявления, документов, запросив их из больницы по месту проживания в г. Назарово. Данную просьбу Толкачев проигнорировал, хотя неоднократно выезжал в г. Назарово для производства следственных действий. За весь период содержания в СИЗО-3 истец по состоянию здоровья в медчасть не обращался, к работнику социальной группы также не обращался. После осуждения Толкачев Е.В. был направлен в СИЗО-6 для апелляционного рассмотрения уголовного дела, позже был вновь вызван в Назаровский суд и помещен в СИЗО-3. Впервые с такой просьбой Толкачев обратился в устном порядке 17 мая 2013 года, но в этот период он находился в СИЗО-3, как транзитный заключенный и ожидал перевода в исправительное учреждение, поэтому возможности для оформления документов в СИЗО-3 не имелось. Находясь на свободе, до прибытия в СИЗО-3 Толкачев длительное время не проходил освидетельствование, относился к данному вопросу безответственно. Когда он прибыл по месту отбытия наказания в Красноярск, его свозили в медицинскую часть и провели необходимые мероприятия. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ №295 от 11.04.2011 года, началом процедуры освидетельствования является подача заявления в бюро медико-социальной экспертизы на имя его руководителя. С просьбой о предоставлении на медико-социальную экспертизу гражданин Толкачев Е.В. обратился в медицинскую часть 17.05.2013 года, но в этот период времени (с 15.05.2013 года по 20.06.2013 года) он имел статус транзитного осужденного и выполнить его просьбу не представлялось возможным. Инициатором переосвидетельствования содержащихся в СИЗО граждан должен выступать сам подозреваемый, обвиняемый, подсудимый или осужденный. Медчасть не может обращаться за них, есть ряд граждан, у которых имеются различные увечья, но они не считают себя инвалидами и оформлять инвалидность не желают. (л.д. 64-65,70 оборот).
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ Гурняк Н.А., действующая на основании доверенности от 17.01.2013 г (л.д. 63), против удовлетворения иска возражала, полагая, что в данном случае истцом пропущен срок для обращения с исковыми требованиями.
Выслушав представителей ответчиков, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает требования Толкачева Е.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях о признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно которых признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
На момент рассматриваемых событий, а именно февраль 2012 года действовал Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - государственная услуга), доступности, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы, который был утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2011 года N 295н.
Согласно п. 3, п. 5 Регламента Государственная услуга предоставляется по заявлению лиц с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины инвалидности в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, а также физических и юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями при предоставлении государственной услуги.
Заявителями государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.
Пунктом 51 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала предоставления государственной услуги, когда результатом ее предоставления является установление инвалидности, служит заявление с приложением необходимых документов.
Юридическим фактом начала предоставления государственной услуги, когда результатом ее предоставления является установление инвалидности, служит подача заявления.
Согласно п. п. 68 - 69 Регламента переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".
Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
В соответствии с п. 67 указанного Административного регламента Переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, предусмотренном пунктами 51 - 66 Административного регламента.
Как следует из материалов дела, Толкачев Е.В. 05.10.1992 года рождения, является инвалидом детства 3 группы с 2008 года. Последнее переосвидетельствование проходил в Назаровском Бюро МСЭ в 2011 году, в связи с чем, получал пенсию, как инвалид третьей группы, что подтверждается справками МСЭ, индивидуальными программами реабилитации инвалида, и не оспаривалось сторонами при рассмотрении спора по существу.
Согласно справки, выданной КГБУЗ «Назаровская Районная больница», Толкачеву Е.В. установлена третья группа инвалидности повторно сроком до 01.02.2012 года. При этом дата очередного освидетельствования указана – февраль 2012 года.
Согласно ответа на запрос представленного ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Толкачев Е.В. с 2005 года по 2010 г. являлся ребенком инвалидом. 26.01.2011 г. освидетельствован ФГУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» в филиале № 19 – признан инвалидом 3 группы с причиной инвалидности «инвалид с детства», инвалидность установлена до 01.02.2012 г., на очередное переосвидетельствование Толкачев Е.В. не явился (л.д. 24).
На основании постановления Назаровского городского суда от 11.12.2012 г. Толкачев Е.В. был задержан 03.10.2012. (л.д. 16) Согласно справки ФКУ СИЗО 3 ГУФСИН России по Красноярскому краю прибыл в учреждение СИЗО- 3 12.10.2012 года (л.д. 66).
Таким образом, в период нахождения на свободе до октября 2012 года, Толкачев Е.В. по собственному усмотрению не воспользовался своим правом на прохождение освидетельствования для подтверждения группы инвалидности.
В период его нахождения в СИЗО-3 г.Ачинска, с 12.10.2012 г. до 15.02.2013 г. Толкачев Е.В.также с заявлениями об организации проведения ему очередного переосвидетельствования не обращался, что подтвердил в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля врач-психиатр СИЗО-3 Рейхердт Н.К.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование своих требований истцом не представлено суду никаких доказательств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что право на получение пенсии неразрывно связано с признанием лица инвалидом, при этом реализация данного права имеет заявительных характер, а поскольку истец с заявлениями к ответчикам не обращался, более того, до момента его помещения под стражу в ФКУ СИЗО 3 ГУФСИН России по Красноярскому краю 12.10.2012 г. с момента рекомендуемой даты прохождения такого освидетельствования (февраль 2012 года) прошло 8 месяцев, то оснований для признания незаконными бездействие ответчиков не имеется.
При этом суд учитывает, что в соответствии с требованиями ст. ст. 1064,1068 ГК РФ, вред, причиненный работников юридического лица, взыскивается с юридического лица при наличии установленной вины данных работников.
Поскольку при установленных в судебном заседании обстоятельствах вины работников СИЗО-3, а также вины Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №24 Федеральной службы исполнения наказаний России», не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на ответчиков ответственности и взыскания в пользу истца сумм материального ущерба и компенсации морального вреда, поэтому суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Толкачева Е.В. отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Толкачева к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Министерству финансов РФ, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №24 Федеральной службы исполнения наказаний России» о возмещении материального ущерба и о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.И. Лазовская
Мотивированное решение изготовлено судом 14.09.2015 года
«согласовано» судья Г.И. Лазовская