Мотивированное решение составлено 29.10.2018.
Дело № 2-1775/18
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
23 октября 2018 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Шелеповой Е.А.,
при секретаре Балалихиной В.С.,
с участием истца Бондаревой Р.С., представителя ответчика Щербаковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаревой Риммы Сергеевны к Управлению социальной политики по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о признании отказа в постановке на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области незаконным, обязании поставить на учет, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Бондарева Р.С. обратилась в суд с иском к Управлению социальной политики по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о признании отказа в постановке на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области незаконным, обязании поставить на учет, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Р’ обоснование заявленных требований РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении указано, что истец является лицом РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚, находилась РЅР° полном государственном обеспечении РІ Куртамышском детском РґРѕРјРµ-школе СЃ 20.08.1987 РїРѕ 02.09.1994. 19.06.2018 истец обратилась РІ Управление социальной политики РїРѕ городам Верхняя Пышма Рё Среднеуральск СЃ обращением Рѕ постановке РЅР° учет РІ качестве нуждающейся РІ жилом помещении, предоставляемом РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма. РџРѕ результатам рассмотрения обращения был направлен ответ в„– РѕС‚ 05.07.2018, согласно которому было отказано РІ принятии РЅР° учет РІ качестве нуждающейся РІ жилом помещении РїРѕ мотивам истечения установленного законодательством СЃСЂРѕРєР° обращения СЃ заявлением Рѕ принятии РЅР° учет, поскольку СЃ заявлением Рѕ принятии РЅР° учет для целей предоставления жилого помещения, истец обратилась РІ возрасте, превышающем 23 РіРѕРґР°. Рстец полагает данный отказ незаконным, нарушающим ее право РЅР° обеспечение жильем, установленное законом. Р’ период СЃ 20.08.1987 РїРѕ 02.09.1994 истец находилась РЅР° полном государственном обеспечении РІ Куртамышском детском РґРѕРјРµ Курганской области. После окончания школы истец поступила РІ Куртамышский сельскохозяйственный техникум, РіРґРµ обучалась 1998 РіРѕРґ, РІ период обучения проживала РІ детском РґРѕРјРµ. РЎ 1998 РїРѕ 2003 РіРѕРґ истец обучалась РІ Курганской сельскохозяйственной академии, проживала РІ студенческом общежитии. РЎ 2003 РіРѕРґР° РїРѕ настоящее время истец проживает РІ <адрес>. Р’ период обучения РІ сельскохозяйственной академии истец обращалась РІ администрацию Рі. Куртамыш РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ постановки РЅР° учет РІ качестве нуждающейся РІ жилом помещении. Однако было разъяснено, что право утрачено, поскольку прошли СЃСЂРѕРєРё, Рё жилья РЅРµ строят. Р’ 2003-2005 годах истец обращалась РІ Администрацию ГО Среднеуральск СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ Рѕ предоставлении жилья, РіРґРµ также было отказано. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, истец Бондарева Р .РЎ. РїСЂРѕСЃРёС‚ признать отказ Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области РѕС‚ 05.07.2018 в„– РІ постановке РЅР° учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области незаконным. Обязать территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области РїРѕ городам Верхняя Пышма Рё Среднеуральск поставить Бондареву Р .РЎ. РЅР° учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Возложить РЅР° Министерство строительства Рё развития инфраструктуры Свердловской области обязанность предоставить Бондаревой Р .РЎ. благоустроенное жилое помещение, общей площадью РЅРµ менее 18 РєРІ.Рј., отвечающее необходимым санитарным Рё техническим требованиям, расположенное РІ пределах <адрес>, РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения.
Рстец Бондарева Р .РЎ. РІ судебном заседании РЅР° исковых требованиях настаивала РІ полном объеме.
Представитель ответчика территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск Щербакова М.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц Администрации городского округа Верхняя Пышма, Администрации городского округа Среднеуральск, ГОУ «Куртамышский детский дом» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщили.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
РЎСѓРґ установил Рё подтверждается письменными материалами дела, что СЃ 20.08.1987 РїРѕ 02.09.1994 Бондарева Р .РЎ. находилась РІ Куртамышском детском РґРѕРјРµ –школе РЅР° полном государственном обеспечении. Мать Р¤РРћ6 умерла ДД.РњРњ.ГГГГ, отец Р¤РРћ7 записан СЃРѕ слов матери. Р—Р° Бондаревой Р .РЎ. РЅРµ закреплена жилая площадь (Р».Рґ. 10).
С 1998 по 2003 год истец обучалась в Курганской государственной сельскохозяйственной академии, проживала в студенческом общежитии.
Со слов истца на территорию <адрес> она прибыла в 2003 году в возрасте 26 лет, имеет регистрацию по адресу: <адрес> с 09.02.2010, т.е. с 32 лет.
В Управление социальной политики по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск по вопросу постановки на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Бондарева Р.С. обратилась 19.06.2018, когда ей было отказано в связи с истечением установленного срока обращения.
Как следует из пояснений истца, о своем праве на обеспечение жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она знала с момента выпуска из Куртамышского детского дома, но письменно с заявлениями о постановке на учет не обращалась.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 6 ст. 2 Закона Свердловской области № 2-ОЗ от 20.02.2006 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» дети-сироты и дети, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат учету для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
С 01.01.2008 Указом Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 № 1250-УГ на территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области были возложены полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области.
На момент наступления совершеннолетия истца действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСРпредусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996, к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Таким образом, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Рстец впервые обратилась СЃ заявлением Рѕ принятии РЅР° учет РІ целях предоставления жилого помещения 19.06.2018 РіРѕРґР° РІ возрасте 40 лет. РќР° протяжении длительного периода времени истец СЃРІРѕРµ право РЅР° обеспечение жильем РЅРµ реализовала, доказательств более раннего обращения СЃ заявлениями Рѕ постановке РЅР° учет Рё отказа РІ такой постановке РЅРµ представила.
На момент обращения с заявлением в Управление социальной политики по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск истец не относилась в категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ. При таких обстоятельствах на нее не распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, истцу и было отказано в принятии ее на учет для целей предоставления жилого помещения.
Материалами дела не подтверждается, что до июня 2018 года истец Бондарева Р.С. принимала меры для постановки ее на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, материалы дела не содержат.
В силу ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Как пояснил в ходе судебного заседания истец Бондарева Р.С. о своем праве на обеспечение жильем ей было известно с момента выпуска из детского дома. Тем не менее, истец свое право на обеспечение жильем не реализовала, до 2018 года меры для постановки ее на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области не предпринимала.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Каких-либо причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, утвержденным Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 20.11.2013, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.
В связи с чем, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Бондаревой Р.С. о признании отказа в постановке на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области незаконным, обязании поставить на учет, возложении обязанности предоставить жилое помещение должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Бондаревой Риммы Сергеевны к Управлению социальной политики по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о признании отказа в постановке на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области незаконным, обязании поставить на учет, возложении обязанности предоставить жилое помещение, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Шелепова.