Дело № 2-2485/2019
55RS0007-01-2019-002958-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2019 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сковрон Н.Л. при секретаре судебного заседания Тропиковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЗАБ к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, департаменту образования Администрации г. Омска о признании членами семьи,
установил:
ЗАБ обратился в суд с иском к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, департаменту образования Администрации г. Омска о признании членами семьи.
В обоснование указано, что истец является инвали<адрес> группы в результате аварии на Чернобыльской АЭС, проживает по адресу: <адрес> совместно с сыном ЗАА, супругой сына ЗТЕ, внуком ЗНА С момента заключения брака между ЗАА и ЗТЕ, а также рождения ЗНА данные лица проживают вместе, ведут совместное хозяйство. Истец принимает участие в воспитании ребенка, выделяет денежные средства на содержание семьи, фактически проживают одной семьей.
Просит признать членами семьи ЗТЕ, ЗНА
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ЗТЕ, ЗАА
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объёме, просил суд их удовлетворить. Указал, что он, сын, сноха и внук живут одной семьей, ведут общее хозяйство. Совместно проживающие в квартире лица совместно участвуют в оплате за квартиру, коммунальных услуг, приобретении продуктов питания, а также имущества для совместного пользования (домашней утвари, бытовой химии и гигиены.). Истец участвует в воспитании внука, ЗАА оплачивает коммунальные услуги через почту из совместного бюджета. Пояснил, что ранее на очередь на улучшение жилищных условий не становился, поскольку не подходил под критерий нуждаемости по имеющейся площади занимаемого жилого помещения.
Ответчики департамент образования Администрации г.Омска, департамент жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление департамент образования Администрации г.Омска полагал возможным удовлетворение исковых требований, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо ЗАА в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что проживает по адресу: <адрес> момента рождения одной семьей совместно с несовершеннолетним сыном ЗНА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супругой ЗТЕ, проживающей по данному адресу с 2013 <адрес>, что участвует в приобретении продуктов питания, мебели, техники, платит за коммунальные услуги.
Третье лицо ЗТЕ не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что проживает с 2013 г. совместно с истцом и ЗАА одной семьёй. Указала, что все совместно участвуют в ведении совместного хозяйства, занимаются приготовлением еды, уборкой, приобретают продуты питания, мебель, кухонную утварь, технику. Истец участвует в воспитании внука. Указала, что находится в декретном отпуске.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В рамках реализации этой обязанности в соответствии с целями политики Российской Федерации как социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации) на законодательном уровне устанавливается система мер социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в действующей редакции предусматривает однократное обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов-чернобыльцев (пункт 2 части первой статьи 14), являющихся нуждающимися в улучшении жилищных условий.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
Льготная категория граждан в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" независимо от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивается жилым помещением путем предоставления им государственного сертификата на приобретение жилья за счет федерального бюджет в порядке реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 год".
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Из материалов дела следует, что ЗАБ является лицом, перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом, о чем выдано удостоверение (л.д.4).
Согласно справке МСЭ 009 № ЗАБ присвоена вторая группа инвалидности, причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС (л.д.5).
Из искового заявления и пояснений, данных в судебном заседании истец проживает по адресу : <адрес> ЗАА, ЗТЕ, внуком ЗНА
Обращаясь в суд, истец просит признать членами семьи ЗТЕ, ЗНА
Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 предусмотрено право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
На основании пп. а п. 17 Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил
- постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина;
- другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Поскольку отсутствует возможность получения гражданином - участником подпрограммы надлежащих документов, удостоверяющих факт вселения лиц, перечисленных в абз. 3 пп. "а" п. 17 Правил, в качестве членов его семьи, то в силу приведенной нормы данные обстоятельства устанавливаются судом.
Перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определенный в пп. "а" п. 17 Правил, по своему содержанию соответствует ст. 31, 69 ЖК РФ, определяющим членов семьи собственника, нанимателя жилого помещения.
По смыслу указанных норм для признания названной категории лиц членами семьи нанимателя жилого помещения юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 25 и 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи могут являться не только проживающие совместно с лицом его супруг, дети и родители. Членами семьи могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение в качестве членов его семьи.
Как следует из пояснений истца, третьих лиц, следует, что они, проживая совместно, ведут общее хозяйство, приобретают продукты питания, мебель, технику, оплачивают коммунальные услуги на общие денежные средства.
Истец в судебном заседании указал, что обратился в департамент жилищной политики Администрации <адрес> для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ему был предоставлен перечень документов, необходимый для вышеуказанных целей.
Из сведений, предоставленных Отделом объединенного архива <адрес> записи актов гражданского состояния ГППУ <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ родился ЗАА, его родителями являются ЗАБ, ЗТА ЗАБ, ЗТА состояли в браке, ДД.ММ.ГГГГ брак между ними расторгнут.
ДД.ММ.ГГГГ ЗАА и К (после брака З) ТЕ вступили в брак (л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ родился ЗНА, родителями которого являются ЗАА, ЗТЕ
Согласно копии лицевого счета на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., жилой - № кв.м., состоящей из двух комнат, зарегистрированы: ЗАБ с ДД.ММ.ГГГГ, ЗАА с ДД.ММ.ГГГГ, ЗТЕ с ДД.ММ.ГГГГ, ЗТА, ДД.ММ.ГГГГ, ЗНА с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Из фотоматериалов усматривается, что между всеми членами семьи сложились теплые отношения, ЗАБ проводит время с ЗНА, играет с ним. В комнате, в которой спит истец имеются игрушки ЗНА На кухне отсутствует зонирование территории с целью разделения для двух семей, предметы быта находятся в одном месте- шкафу.
Свидетель ИПИ также подтвердила, что ЗАБ, ЗАА, ЗТЕ проживают совместно, отношения между ними теплые, как между членами семьи. ЗТЕ проживает с истцом и его сыном с момента вступления в брак. ЗАБ живет в зале, а ЗАА, ЗТЕ в комнате вместе с внуком. Внук постоянно находится в комнате, где проживает истец, а также там находятся детские игрушки.
Свидетель ЩАВ пояснил, что ЗАБ, ЗАА, ЗТЕ проживают совместно. ЗАБ играет с внуком, гуляет, конфликтов в семье нет.
В такой ситуации суд приходит к выводу о том, что ЗТЕ, ЗНА вселены в качестве членов семьи, проживают совместно с истцом одной семьей, ведут общее хозяйство, несут общие расходы на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования.
Таким образом, внук ЗНА, сноха ЗТЕ являются членами семьи ЗАБ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 195 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░, ░░.░░.░░░░ ░., ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░ № 2-2485/2019
55RS0007-01-2019-002958-03
░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
(░░░░░░░░░░░░ ░░░░░)
09 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 194 – 195 ░░░ ░░,
░░░░░:
░░░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░