Решение по делу № 2а-121/2017 ~ М-127/2017 от 19.12.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2017 года    с. Александровский Завод

Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю., при секретаре Шестаковой В.С.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Александрово-Заводского района Капустина Д.В.,

представителя административного ответчика - администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» Комогорцевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Александрово-Заводского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Бохтинское» и администрации муниципального района «Александрово- Заводский район» об оспаривании бездействия и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Прокурора Александрово-Заводского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к администрации сельского поселения «Бохтинское» и администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» о признании незаконным бездействия в постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными в с.Бохто, Кокуй-2 и Верхний Аленуй, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложении обязанности по проведению межевания земельных участков, занятых открытым общественными кладбищами, расположенными в с.Бохто, Кокуй-2 и Верхний Аленуй, по постановке указанных земельных участков на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В заявлении ссылается на следующее, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории сельского поселения «Бохтинское» имеется 5 открытых общественных кладбищ, расположенных:

с. Бохто, в кадастровых кварталах 75:170101, 75:290201 на расстоянии примерно 561 м. в северном направлении от автомобильной дороги Александровский Завод-Красноярово-Трубачево, на земельном участке общей площадью, примерно 1,4948 га;

с. Кокуй-2, в кадастровом квартале 75:160101 на расстоянии примерно358 м. в северо-восточном направлении от автомобильной дороги - подъезд к с. Верхний Аленуй, отворот автомобильной дороги от Александровский Завод-Красноярово-Трубачево, на земельном участке общей площадью, примерно7436 кв.м.;

с. Кокуй 2, в кадастровом квартале 75:160101 на расстоянии примерно539 м. в северо-восточном направлении от автомобильной дороги - подъезд к с. Верхний Аленуй, отворот автомобильной дороги от Александровский Завод-Красноярово-Трубачево, на земельном участке общей площадью, примерно 466 кв.м.;

с. Верхний Аленуй, в кадастровом квартале 75:290201 на расстоянии примерно 588 м. в северо-восточном направлении от с. Верхний Аленуй, на земельном участке общей площадью, примерно 1,2496 га;

с.Верхний Аленуй, в кадастровом квартале 75:290201 на расстоянии примерно 298 м. в северо-восточном направлении от с. Верхний Аленуй, на земельном участке общей площадью, примерно 791 кв.м.

Земельные участки, занятые указанными открытыми общественными кладбищами по информации администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» собственника не имеют, на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не состоят, в реестре муниципального имущества администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» не значатся (в реестре числится только сами кладбища), межевание земельных участков, расположенных под кладбищами, не проводилось. Отсутствие определенных границ земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения, что в свою очередь может вызвать нарушение санитарных и экологических норм и правил, и как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека.

Представитель административного истца помощник прокурора Александрово-Заводского района Капустин Д.В. в судебном заседании требования указанные в административном исковом заявлении поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы указанные в нем, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» Комогорцева О.А. исковые требования признала частично, полагая, что соглашением между муниципальным районом и сельским поселением предусмотрено финансирование подобной работы, при наличии от администрации поселения необходимой заявки, в связи с чем, как только данное заявление поступит в адрес администрации района, финансирование будет осуществлено.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения «Бохтинское» Дьячков Г.И., в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указывал на признание исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В силу ч. 1 ст. 17 Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Закона).

Согласно п. п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством    выполнения    санитарно-противоэпидемических

(профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Законодательство в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона).

В силу ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Согласно 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

По делу установлено, что прокуратурой Александрово-Заводского района была проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения «Бохтинское» и администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании кладбищ, расположенных в с.Бохто, Кокуй-2 и Верхний Аленуй.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской вопросы по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к компетенции муниципальных районов.

Вместе с тем, согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

Согласно п. 1.1.10 соглашения о передаче осуществления части полномочий муниципального района «Александрово-Заводский район» по решению вопросов местного значения, предусмотренных п.4, 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 15, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 31, 32, 38 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 30 декабря 2016 года, вопрос местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения передан для осуществления администрации сельского поселения «Бохтинское». Финансирование исполнение данного полномочия осуществляется за счет средств выделенных администрацией муниципального района.

По результатам проведения проверки установлено, что в нарушение Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года, СанПиН 2.1.2882-11 5 открытых общественных кладбищ, расположенных в с.Бохто, Кокуй-2 и Верхний Аленуй не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, межевание земельных участков, расположенных под кладбищами, не проводилось, в реестре муниципального имущества администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» кладбища не значатся.

Согласно п. 16 ст. 10 Устава муниципального района «Александрово- Заводский район», к вопросам местного значения муниципального района отнесено содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. Как следует из ответа и.о. главы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» С.В. Солошко, количество мест захоронения на территории муниципального района - 25, полномочия по содержанию переданы по соглашениям в ведение сельских поселений района.

Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения администрацией сельского поселения «Бохтинское» и администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбищ, расположенных в с.Бохто, Кокуй-2 и Верхний Аленуй, меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека не принимаются. Не проведение межевания занятых под кладбище земельных участков, а также не приведение территорий кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, может привести к обезличиванию территорий данных кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации сельского поселения «Бохтинское» на территории кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.

Обстоятельств того, что финансирование работ по устранению администрацией сельского поселения «Бохтинское» выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений осуществляется за счет средств бюджета муниципального района «Александрово-Заводский район», что в планировании и распределении финансовых средств, их перечислении сельскому поселению «Бохтинское» участвует администрация района, стороной ответчика не оспаривается и признается. Устранение сельским поселением «Бохтинское» имеющихся нарушений без финансового обеспечения за счет средств бюджета муниципального района «Александрово-Заводский район» невозможно. В связи с изложенным, требования истца о возложении обязанностей на администрацию муниципального района по финансированию работ сельского поселения «Бохтинское» по устранению нарушений, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района, в защиту неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Бохтинское» и администрации муниципального района «Александрово- Заводский район» об оспаривании бездействия, возложении обязанностей, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Бохтинское», выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными в с. Бохто, Кокуй-2 и Верхний Аленуй, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Обязать администрацию сельского поселения «Бохтинское» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными в с. Бохто, Кокуй-2 и Верхний Аленуй и поставить указанные земельные участки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Обязать администрацию муниципального района «Александрово- Заводский район» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия связанные с межеванием земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными в с. Бохто, Кокуй-2 и Верхний Аленуй и постановкой указанных земельных участков на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края.

Судья А.Ю. Гарголло

2а-121/2017 ~ М-127/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Александрово-Заводского района
Ответчики
Администрация МР "Александрово-Заводский район"
администрация сельского поселения "Бохтинское"
Суд
Александрово-Заводский районный суд
Судья
Гарголло Александра Юрьевна
19.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
20.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2017[Адм.] Судебное заседание
25.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее