УИД 42RS0017-01-2022-001970-94
Дело № 2-174/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 21 февраля 2023 года
Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Чайка О.В.,
при секретаре Полухиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России, в котором просит обязать ФКУ СИЗО-2, расположенное по адресу: <****>, оборудовать средствамирадиовещания камеры карцеров №, штрафного изолятора, камеры № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста №, в которых подозреваемые, обвиняемые и осужденные находятся в период их содержания в ФКУ СИЗО-№. Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, расположенное по адресу: <****> профинансировать мероприятия, направленные на оборудование средствами радиовещания камеры карцеров №, штрафного изолятора, камеры № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста №, в которых подозреваемые, обвиняемые и осужденные находятся в период их содержания в ФКУ СИЗО-№. Обязать ФСИН России, расположенную по адресу: <****> профинансировать мероприятия направленные на оборудование средствами радиовещания камеры карцеров №, штрафного изолятора, камеры № режимного поста № режимного госта № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста №, в которых подозреваемые, обвиняемые и осужденные находятся в период их содержания в ФКУ СИЗО-2.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Кузбасской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокуратура) проведена проверка исполнения администрацией Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу» (далее -ФКУ СИЗО-2) требований Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон № 103-ФЗ), в части материально-бытового обеспечения подозреваемых обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-2.
На основании части 4 статьи 23 Закона № 103-ФЗ все камеры следственного изолятора обеспечиваются средствами радиовещания. В ходе неоднократных проверок, проводимых в период 2022 года, установлено, что данные требования закона в ФКУ СИЗО-2 не соблюдаются.
Так, проверкой в феврале 2022 года установлено отсутствие средств радиовещания в камерах № режимного поста № и камерах №№, № карцерах №№ режимного поста №, в камерах №№, № поста №, в камерах №№, № поста №, в камере № поста № и в камере № поста №.
В августе и октябре 2022 года установлено отсутствие средств радиовещания в камерах карцеров №№, № и №
Администрацией ФКУ СИЗО-2 выявленные прокуратурой нарушения закона не оспариваются.
Кроме того, из предоставленной в прокуратуру справки от 09.11.2022 за подписью начальника ФКУ СИЗО-2, средствами радиовещания также не оборудованы камеры №№ № режимного поста № режимного поста № режимного роста № режимного поста № режимного поста № режимного поста №.
Выявленные прокуратурой нарушения федерального законодательства нарушают права подозреваемых, обвиняемых, осужденных, гарантированные частью 4 статьи 23 Закона № 103-ФЗ, на прослушивание радиопередач, также делает невозможным выполнение требований, предусмотренных пунктом 1 части статьи 17 Закона № 103-ФЗ и пунктом 246 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 №110 о праве ознакомления со своими правами и обязанностями посредством радиовещания.
Ранее, в феврале, августе и октябре 2022 года прокуратурой, в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства в части материально-бытового обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, вносились представления.
До настоящего времени нарушения, указанные в представлениях, не устранены. Из содержания ответа на представление прокуратуры от февраля 2022 года следует, что заявка на выделение денежных средств для приобретения необходимого радиооборудования, администрацией ФКУ СИЗО-2 направлена в ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, как распорядителю средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, еще 23.04.2021 (исходящий №). До настоящего времени денежные средства на данные нужды не поступили. В связи с чем устранить выявленные нарушения не представляется возможным. Собственных средств для оборудования камер ФКУ СИЗО-2 средствами радиовещания, учреждение не имеет.
Состав лиц, содержащихся под стражей в ФКУ СИЗО-2, постоянно меняется. В связи с этим невозможно установить определенный круг лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-2, чьи права на прослушивание радиопередач и на ознакомления со своими правами и обязанностями посредством радиовещания нарушены.
Бездействие ответчиков, выразившееся в неисполнении требований Закона № 103-ФЗ, влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан - подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-2 на свободное получение информации.
Направление в суд настоящего искового заявления обусловлено необходимостью судебной защиты прав неопределенного круга лиц - подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-2.
В судебном заседании представитель истца –помощник Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивашко А.В. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске, просил установить срок для исполнения четыре месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчиков - ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России, Чиглинцева А.В., действующая на основании доверенностей от --.--.----., № от --.--.----., № от --.--.----. соответственно (л.д. 85, 86, 87) против удовлетворения заявленных исковых требований не возражала, при этом просила суд установить срок исполнения решения суда по 29.12.2023 года. Суду пояснила, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Для устранения выявленных Кузбасской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушений в части материально-бытового обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-2, а именно оборудования средствами радиовещания камер, карцеров, штрафного изолятора направлялись заявки на выделение денежных средств для приобретения необходимого радиооборудования, администрацией ФКУ СИЗО-2 в ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, как распорядителю средств федерального бюджета. Заявки направлялись 23.04.2021 (№), 22.03.2022 (№), 25.10.2022 (№). Расходным расписанием ГУФСИН от 29.12.2022 доведены до ФКУ СИЗО-2 ЛБО на проведение мероприятий по оборудованию помещений режимного корпуса средствами радиофиксации (радиоточками). На данный момент проводится работа, а именно собирается необходимый пакет документов для заключения государственного контракта в соответствии с главой 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по результатам проведения аукциона в электронной форме.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
При этом исходит из следующего.
Согласно ст. ст. 2, 17 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Частью 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В соответствии со ст. 99 УИК РФ, осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы, гарантируются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения.
Согласно ч. 4 ст. 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.
Статьей 13 Федерального закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 29.12.2022) "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" предусмотрены обязанности исправительных учреждений: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в соответствии со ст. 4 которого содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Положениями ст. 23 указанного Федерального закона определено, что все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием по заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач.
Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период 2022 года Кузбасской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения администрацией Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу» требований Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в части материально-бытового обеспечения подозреваемых обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-2, в ходе которой установлено отсутствие средств радиовещания в камерах № режимного поста № и камерах №№, № карцерах №№, № режимного поста №, в камерах №№, № поста №, в камерах №№, № поста №, в камере № поста № и в камере № поста №. Кроме того, в ходе проверки, проведенной в августе и октябре 2022 года установлено отсутствие средств радиовещания в камерах карцеров №№, № и №.
Также, из предоставленной в материалы дела справки от 09.11.2022 за подписью начальника ФКУ СИЗО-2, следует, что средствами радиовещания также не оборудованы камеры № режимного поста №, № режимного поста № режимного роста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № (л.д. 10-11).
Ранее, в феврале, августе и октябре 2022 года прокуратурой, в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства в части материально-бытового обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, вносились представления.
Однако до настоящего времени нарушения, указанные в представлениях, не устранены, что также следует из пояснений в суде представителя ответчика.
Не оспаривая исковые требования, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что для устранения выявленных нарушений администрацией ФКУ СИЗО-№ в ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, как распорядителю средств федерального бюджета, направлялись заявки на выделение денежных средств для приобретения необходимого радиооборудования. Расходным расписанием ГУФСИН от 29.12.2022 доведены до ФКУ СИЗО-2 ЛБО на проведение мероприятий по оборудованию помещений режимного корпуса средствами радиофиксации (радиоточками). В настоящее время собирается необходимый пакет документов для заключения государственного контракта в соответствии с главой 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по результатам проведения аукциона в электронной форме.
Указанные представителем ответчиков обстоятельства, относительно того, что администрацией ФКУ СИЗО-2 в ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу предпринимаются меры по устранению имеющих нарушений требований Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части материально-бытового обеспечения подозреваемых обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-2, подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела (л.д. 92, 93-94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113).
Вместе с тем, до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, что также не оспаривалось в суде представителем ответчиков.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу нарушены требования Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части материально-бытового обеспечения подозреваемых обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-2, выразившееся в отсутствии средств радиовещания в камерах карцеров №, штрафного изолятора, камерах № режимного поста №, №№, № режимного поста №, режимного поста № режимного поста № режимного поста № поста № режимного поста №.
Судом также установлено, что Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 2» ГУ ФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу является федеральным казенным учреждением, является некоммерческой организацией.
Согласно пункту 1.7 Устава ФКУ СИЗО-2 является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
На основании пункта 2.2 Устава ФКУ СИЗО-2, основным видом деятельности учреждения является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колонии и других мест лишения свободы.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Устава ФКУ СИЗО-2, учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Согласно пункту 2.5.2 Устава ФКУ СИЗО-2, учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных (л.д. 48-60).
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона № 5473-1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 раздела 3 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 11.06.2015 № 518, в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу входит обеспечение законности в подведомственных учреждениях и материально-техническое обеспечение их деятельности.
В соответствии с пунктами 3, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2014 № 1314, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.
Суд считает, что, поскольку ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств, то, в соответствии со ст. 9 ФЗ № 5473-1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансирование вышеназванных мероприятий должно осуществлять ГУ ФСИН по Кемеровской области-Кузбассу.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу не осуществлено своевременное финансирование и материально-бытовое обеспечение ФКУ СИЗО-2.
По мнению суда, отсутствие своевременного финансирования ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу влечет возникновение отсутствия материально-бытового обеспечения подозреваемых обвиняемых и осужденных, содержащихся в данном учреждении, соответствующих требованиям Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Круг лиц, содержащихся под стражей в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу постоянно меняется, в связи с чем невозможно установить определенный круг лиц, содержащихся в данном учреждении, чьи права на прослушивание радиопередач и на ознакомление со своими правами и обязанностями посредством радиовещания нарушены. В связи с этим невозможно определенно установить число лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых заявлены исковые требования. Обращение прокурора с данным иском является в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ законным.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит установить ответчику срок для исполнения решения суда четыре месяца со дня вступления решения в законную силу.
Представителем ответчиков предоставлены возражения относительно срока для исполнения решения суда с учетом большого объема мероприятий необходимых для его выполнения, просит предоставить срок до 29.12.2023 года.
Для устранения ответчиками нарушений норм вышеуказанного закона РФ суд считает возможным установить срок для совершения действий по оборудованию средствами радиовещания камер следственного изолятора до 29.12.2023 года. Данный срок суд считает разумным и достаточным, с учетом характера и объема предстоящих работ по устранению допущенных нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать ФКУ СИЗО-2 (ИНН 4221007481), расположенное по адресу: ул. Полосухина, д. 3, г. Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс, оборудовать средствами радиовещания камеры карцеров №, штрафного изолятора, камеры № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № поста № режимного поста №, в которых подозреваемые, обвиняемые и осужденные находятся в период их содержания в ФКУ СИЗО-2.
Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу (ИНН 4209013270), расположенное по адресу: пр. Ленина д. 53а, г. Кемерово профинансировать мероприятия, направленные на оборудование средствами радиовещания камеры карцеров №, штрафного изолятора, камеры № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста №, №№, № режимного поста №, в которых подозреваемые, обвиняемые и осужденные находятся в период их содержания в ФКУ СИЗО-2.
Обязать ФСИН России (ИНН 7706562710), расположенную по адресу: ул. Житная, д. 14, ГСП-1, г. Москва профинансировать мероприятия направленные на оборудование средствами радиовещания камеры карцеров №, штрафного изолятора, камеры № режимного поста № режимного госта № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста № режимного поста №, в которых подозреваемые, обвиняемые и осужденные находятся в период их содержания в ФКУ СИЗО-2.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до 29.12.2023 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кузнецкий районный суд г. Новокузнецка в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 марта 2023 года.
Судья (подпись) О.В. Чайка