Дело № 2а-720/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
«17» февраля 2020 года | город Севастополь |
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кныш Н.Н.,
секретаря судебного заседания Матвеевой Д.Д.,
с участием: представителей административного истца – Недогибченко Д.Н., Стригина К.А.,
представителя ответчика – Остапенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании ненормативного правового акта недействительными,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее ДИЗО) и просит суд признать недействительным Распоряжение ДИЗО от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЭ «О внесении изменений в распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №» в части утверждения корректной схемы расположения земельного участка, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, в Карантинной и Песочной балках, в районе <адрес>, площадью 73 045 кв.м.; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем внесения соответствующих изменений в запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, повлекшую прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» на часть земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: - Историческая, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, в <адрес> балках, в районе <адрес>, с общей площадью 73800+/-161 кв.м; возложить на ДИЗО расходы по уплате государственной пошлины.
В обоснование исковых требований истец указывает на то, что Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером <адрес> по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, в <адрес> балках, в районе <адрес>, общей площадью 73 800+/-161 кв.м. Данный участок согласно кадастровой выписке является собственностью РФ. Категория земель: историческая; разрешенное использование: для размещения объектов историко-культурного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ в нарушение действующих норм законодательства РФ ДИЗО издано Распоряжение №-РДЗ «О внесении изменений в распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №». Указанным Распоряжением Департамент изменил схему федерального участка и его площадь, новая площадь стала 73 045 кв.м. Таким образом, Департамент в одностороннем порядке фактически уменьшил площадь земельного участка исторического назначения, находящегося в федеральной собственности, расположенного в границах буферной зоны компонента Всемирного наследия ЮНЕСКО «Древний город Херсонес Таврический» (Ancient city of Tauric Chersonese) (компонент - 1411 -001). Действия Департамента по уменьшению площади земельного участка является незаконным.
Определением суда требование о возложении обязанности на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя Правительства Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем внесения соответствующих изменений в запись регистрации в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, повлекшую прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» на часть земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: - Историческая, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, в <адрес>, в районе <адрес>, с общей площадью 73800+/-161 кв.м. выделены в отдельное производство и переданы на рассмотрение в рамках ГПК РФ.
В судебном заседании представители истца настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика возражала в удовлетворении исковых требований.
Заслушав пояснения сторон, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Пункты 2 и 3 ст. 209 ГК предусматривают, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Пункт 1 ст. 260 ГК, развивающий эти нормы, предусматривает, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209), поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом и федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками согласно положениям ст.27 ЗК РФ.
Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат (ст.50).
К землям историко-культурного назначения относятся согласно ст. 99 ЗК РФ земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений.
2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Установлено в судебном заседании, что Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером № по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, в <адрес>, в районе <адрес>, общей площадью 73 800+/-161 кв.м. Данный участок является собственностью РФ. Категория земель: историческая; разрешенное использование: для размещения объектов историко-культурного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ДИЗО издано Распоряжение №-РДЗ «О внесении изменений в распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №». Указанным Распоряжением Департаментом внесены изменения в схему расположения земельного участка с кадастровым номером № по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, в <адрес> балках, в районе <адрес>, на кадастровом плане, утверждена схема расположения земельного участка площадью 73 045 кв.м.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1721-р объект культурного наследия "Древний город Херсонес Таврический" (г. Севастополь) отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 1).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 232 ФГБУК "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический" включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (пункт 1).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1653-р объект культурного наследия федерального значения "Древний город Херсонес Таврический" (г. Севастополь) включен в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерством культуры Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 759-р.
Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части пятой статьи 3).
Статьей 56.4 этого же федерального закона определено, что предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места (пункт 1).
В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 этого федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.
Пунктом 5 статьи 3.1 поименованного федерального закона предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия федерального значения, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, помимо прочего относится установление требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения; государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; принятие решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (подпункт 1 пункта 3 статьи 5.1, подпункты 6, 11 пункта 1 и пункт 2 статьи 9, подпункт 1 статьи 10, подпункт 1 пункта 7 статьи 18 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Исходя из пункта 1, подпунктов ДД.ММ.ГГГГ, 5.3.7 и 5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 590, таким органом является Министерство культуры Российской Федерации, которое самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам установления характера использования территории достопримечательного места, представляющего собой объект культурного наследия федерального значения, ограничений на использование этой территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории указанного достопримечательного места; утверждает границы, а также режимы использования территорий объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации; осуществляет ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеуказанные положения законодательства РФ, суд приходит к выводу, требования истца подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое распоряжение ДИЗО принято в нарушение положений действующего законодательства с превышением его компетенции, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании ненормативного правового акта недействительным удовлетворить.
Признать Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЭ «О внесении изменений в распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №», в части утверждения корректной схемы расположения земельного участка, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, в <адрес>, в районе <адрес>, площадью 73045 кв.м. недействительным.
Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированное решение составлено «27» февраля 2020 года
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.Н. Кныш