Решение по делу № 3а-497/2019 от 13.09.2019

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 октября 2019 года № 3а-497/2019

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Молоковой Л.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сердцевой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дымченко Т. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Дымченко Т.В. является собственником объекта недвижимости - ...

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 24 сентября 2013 года определена в размере 1 717 779 рублей 96 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л. д. 17).

Дымченко Т.В., полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены её права и законные интересы как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика, обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В обоснование административных исковых требований административным истцом представлен отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 02 августа 2019 года № 120/19, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Консультационно-аналитический центр «РосЭксперт» Шубиным И.Ю., являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков - Ассоциации «МСО».

Согласно отчету рыночная стоимость здания с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 24 сентября 2013 года составила 504 000 рублей.

Дымченко Т.В. просит восстановить срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... и пересмотреть кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установив её в размере его рыночной стоимости, определённой на основании вышеприведённого отчёта оценщика, взыскать судебные расходы в сумме 20 300 рублей.

Административный истец Дымченко Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представлен отзыв на административное исковое заявление.

Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Представитель заинтересованного лица ПАО Сбербанк в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2016 года.

Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивают права и обязанности Дымченко Т.В. как налогоплательщика, что в силу абзаца 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности даёт ей право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как усматривается из материалов дела, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №... сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 24 сентября 2013 года.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости подано Дымченко Т.В. в суд 13 сентября 2019 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... пропущен.

Пропуск названного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (абзац 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).

Как усматривается из материалов дела, в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, что является основанием для восстановления Дымченко Т.В. процессуального срокадля обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №....

В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В качестве доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом представлен отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 02 августа 2019 года № 120/19, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Консультационно-аналитический центр «РосЭксперт» Шубиным И.Ю.

В соответствии с отчётом итоговая рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 24 сентября 2013 года составила 504 000 рублей.

Проверяя представленный административным истцом отчёт на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.

Суд, исследовав и проанализировав отчёт от 02 августа 2019 года № 120/19, приходит к выводу о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёт базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в отчёте приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в нём информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечает предъявляемым к нему законодательным требованиям, а потому признаёт его допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости указанного объекта недвижимости.

Представители административных ответчиков доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчёте оценщика, величине рыночной стоимости объекта недвижимости, не представили, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.

При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером №... может быть пересмотрена и установлена в размере его рыночной стоимости на основании отчёта от 02 августа 2019 года № 120/19, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Консультационно-аналитический центр «РосЭксперт» Шубиным И.Ю.

Учитывая вышеизложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку Дымченко Т.В. не обращалась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №..., датой её обращения с соответствующим заявлением необходимо считать дату подачи в суд административного искового заявления - 13 сентября 2019 года.

Административный истец, кроме того, ставит вопрос о возмещении понесённых по делу судебных расходов: на оценку рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 10 000 рублей, на оплату юридических услуг - 10 000 рублей, на уплату государственной пошлины - 300 рублей.

В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В целях проведения оценки рыночной стоимости объекта недвижимости Дымченко Т.В. 31 июля 2019 года заключила с обществом с ограниченной ответственностью «Консультационно-аналитический центр «РосЭксперт» договор № 120/19 на оказание услуг по оценке имущества - .... Стоимость работ по договору составила 10 000 рублей.

02 августа 2019 года денежные средства в размере 10 000 рублей оплачены Дымченко Т.В., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру (л. д. 12).

В ходе судебного разбирательства по административному делу интересы административного истца Дымченко Т.В. по доверенности представляла Оленева И.Н., представившая договор от 11 сентября 2019 года на оказание юридических услуг, в соответствии с пунктами 1.2, 3.1 которого стоимость услуг по изучению документов, консультированию, подготовке искового заявления и необходимых документов в суд, участие в судебных заседаниях и совершение действий по исполнению решения составляет 10 000 рублей, которые оплачены заказчиком 11 сентября 2019 года (л. д. 15). По делу состоялось два судебных заседания в суде первой инстанции 10 октября 2019 года и 24 октября 2019 года, представитель принимала участие в судебном заседании, которое состоялось 10 октября 2019 года.

Кроме этого, при подаче административного иска в суд Дымченко Т.В. уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, что подтверждено чеком-ордером от 13 сентября 2019 года (л.д. 4).

Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... превышает его рыночную стоимость, установленную судом, в 3,4 раза, что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретному объекту недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как собственника объекта недвижимости.

Принимая во внимание изложенное, поскольку при рассмотрении административного дела правомерность требований административного истца подтверждена, так же как и существенное превышение кадастровой стоимости над рыночной, административные исковые требования об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, постольку требование Дымченко Т.В. о взыскании с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, судебных издержек, связанных с рассмотрением данного дела и подтверждённых документально, является правомерным.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Вологодской области проведена в 2012 году, результаты работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1125.

На основании вышеизложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, его сложность, характер действий, произведённых представителем административного истца, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании судебных расходов по данному административному делу с Правительства Вологодской области в размере 15 300 рублей, из них: расходы на оценку рыночной стоимости объекта недвижимости - 10 000 рублей, расходы на оплату юридических услуг - 5000 рублей, расходы на уплату государственной пошлины - 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

восстановить Дымченко Т. В. процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №...

Административное исковое заявление Дымченко Т. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 504 000 рублей по состоянию на дату оценки 24 сентября 2013 года.

Датой обращения Дымченко Т. В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... считать 13 сентября 2019 года.

Взыскать с Правительства Вологодской области в пользу Дымченко Т. В. судебные расходы по административному делу № 3а-497/2019 в размере 15 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований о взыскании судебных расходов Дымченко Т. В. отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.К. Молокова

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2019 года

3а-497/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Дымченко Т.В.
Дымченко Татьяна Владимировна
Ответчики
Правительство Вологодской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Другие
Оленева Ирина Николаевна
филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области
Оленева И.Н.
ПАО "Сбербанк России"
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
13.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.09.2019[Адм.] Передача материалов судье
16.09.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
10.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2019[Адм.] Судебное заседание
28.10.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2019[Адм.] Дело оформлено
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Подготовка дела (собеседование)
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Дело оформлено
24.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее