Дело № 2-1289/2019
56RS0035-01-2019-001630-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сорочинск 19 декабря 2019 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области:
в составе председательствующего судьи Аксеновой О.В.,
при секретаре Суворовой И.П.,
с участием представителя истца - старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Петрова В.Ю.,
представителя ответчика администрации Сорочинского городского округа – Глущенко Ю.С.,
представителя ответчика МБОУ «Гамалеевская СОШ Сорочинского городского округа Оренбургской области» - Мусакаевой Н.Б.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, управления образования администрации Сорочинского городского округа – Ласкан Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гамалеевская средняя общеобразовательная школа Сорочинского городского округа Оренбургской области» об обязании устранить нарушения требований федерального законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в результате проведенной Сорочинской межрайонной прокуратурой проверки по вопросу соблюдения требований законодательства об использовании и содержании объектов гражданской обороны, установлено, что МБОУ «Гамалеевская СОШ» эксплуатирует противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: <адрес>. Однако в нарушение п.1.6, 1.7, 1.8, 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Правила №) в противорадиационном укрытии не созданы запасы лекарственных препаратов и медицинских изделий, не обеспечена готовность и использование по предназначению противорадиационного укрытия, не ведется учет противорадиационного укрытия. Кроме того, в нарушение п.3.2.1 и п. 3.2.2 Правил № требования к содержанию и эксплуатации противорадиационного укрытия не соблюдаются. В нарушение раздела 6 Правил № мероприятия по подготовке защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, обозначению защитных сооружение и маршрутов движения укрываемых к ним, не проводятся. Указывает, что проведение проверки позволило установить, что должностными лицами МБОУ «Гамалеевская СОШ» требования действующего законодательства в области гражданской обороны не выполняются, что не позволяет реализовать одну из важнейших функций государства - обеспечение безопасности. По факту выявленных нарушений прокурором ДД.ММ.ГГГГ начальнику Управления образования администрации МО Сорочинский городской округ внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора рассмотрено и удовлетворено, однако, в полном объеме меры по устранению нарушений законодательства не приняты.
Просит признать незаконным бездействие МБОУ «Гамалеевская средняя общеобразовательная школа Сорочинского городского округа <адрес>», выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, непринятии мер по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию.
Обязать МБОУ «Гамалеевская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № путем:
- обеспечения готовности к использованию по предназначению противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и создания необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- ведения учета противорадиационного укрытия;
- создания запасов (резервов) лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Сорочинского городского округа <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Петров В.Ю. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, поскольку выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Представитель ответчика МБОУ «Гамалеевская средняя общеобразовательная школа» Мусакаева Н.Б. возражала против удовлетворения иска, поскольку указанное помещение никогда не использовалось в качестве противорадиационного укрытия, здание передано в пользование школы для реализации основной функции общеобразовательного учреждения.
Представитель ответчика администрации Сорочинского городского округа <адрес> – Глущенко Ю.С. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражении. Суду пояснила, что постановка на учет и составление паспорта защитного сооружения гражданской обороны не свидетельствует о придании статуса противорадиационного укрытия без проведения соответствующих работ по созданию данного объекта.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, управления образования администрации Сорочинского городского округа Ласкан Е.В., возражала против удовлетворения иска, указав, что фактически часть здания школы стоящая на учете в качестве защитного сооружения гражданской обороны была незаконно поставлена на учет, так как никогда не оборудовалась для этих целей, паспорт объекта не отвечает установленным действующим законодательством требованиям.
Заслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В ходе судебного разбирательства установлено, и подтверждается материалами дела, что по адресу: <адрес>, Сорочинский городской округ, <адрес> расположено здание школы МБОУ «Гамалеевская средняя общеобразовательная школа №» Сорочинского городского округа <адрес>, в котором расположено защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие).
Из представленных в ходе судебного разбирательства идентичных по содержаний копий (рукописный и печатный варианты) паспорта убежища № (противорадиационного укрытия), расположенного по адресу: <адрес>, Гамалеевка, <адрес>, следует, что общая площадь помещения составляет 500 кв.м., вместимость 190 человек, дата приемки в эксплуатацию – март 1990 года.
Из ответа департамента пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что защитное сооружение гражданской обороны противорадиационное укрытие №, расположенное по адресу: <адрес>, стоит на учете как защитное сооружение гражданской обороны с 1990 года. По результатам инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны <адрес>, проведенной в 2018 году, установлено, что данное защитное сооружение не готово к приему укрываемых, используется в мирное время как помещение.
Таким образом, доводы представителей ответчиков и третьего лица, о том, что по указанному адресу отсутствует защитное сооружение гражданской обороны, являются несостоятельными и противоречат материалам дела
На основании пунктов 1.3, 1.7 и 1.8 Правил № организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Согласно пунктам 1.4 Правил № в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, а также пояснениями представителей ответчиков, что состояние данного объекта гражданской обороны, не отвечает требованиям установленным Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 583, а именно:
- не обеспечена готовность и использование по предназначению противорадиационного укрытия;
- отсутствует учет противорадиационного укрытия;
- не создан запас (резерв) лекарственных препаратов и медицинских изделий.
В целях приведения указанного объекта гражданской обороны в состояние постоянной готовности к использованию необходимо выполнение ряда указанных в приведенном нормативном акте мероприятий, которые фактически не выполняются, в связи с чем требования прокурора о признании бездействия, выразившиеся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, непринятию и поддержанию защитного сооружения в состоянии постоянной готовности к использованию заявлены обосновано.
Из материалов дела следует, что здание школы, подвальное помещение которого является защитным сооружением гражданской обороны (противорадиационное укрытие) находится в собственности администрации Сорочинского городского округа <адрес>, балансодержателем является Управление образования администрации Сорочинского городского округа <адрес> и передано в оперативное управление МБОУ «Гамалеевская СОШ» на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, а также решением Сорочинского городского Совета МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в муниципальную собственность <адрес> имущества муниципальных учреждений МО <адрес> как имущественный комплекс»
Определяя надлежащего ответчика по заявленным требованиям, суд не может согласиться с позицией прокурора, что обязанность по устранению выявленных недостатков должна быть возложена на МБОУ «Гамалеевская СОШ №» Сорочинского городского округа <адрес>, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 2 данного закона, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО являются одними из основных задач в области гражданской обороны.
Статьями 7 - 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации в соответствии с представленными полномочиями обязаны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
К вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны (пп. 28 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
На основании п. 2 указанного Порядка убежища, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, относятся к объектам гражданской обороны.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях создают в мирное время объекты гражданской обороны, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 9 Порядка).
Кроме того, в соответствии с положениями п. 45 ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Изложенное свидетельствует о том, что создание, учет, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах городского округа и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
МБОУ «Гамалеевская СОШ № Сорочинского городского округа <адрес>» к органам исполнительной власти не относится.
Согласно ст. 69 и ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Аналогичные нормы установлены статьей 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в соответствии с пунктом 6 которой, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
Несмотря на то, что МБОУ «Гамалеевская СОШ №» использует здание, в котором находится защитное сооружение гражданской обороны, на праве оперативного управления, доказательств подтверждающих передачу администрацией данному учреждению полномочий, возложенных на нее федеральным законодательством, вместе с передачей средств на содержание этого сооружения в дело не представлено. В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к МБОУ «Гамалеевская СОШ №».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанности по устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, путем обеспечения готовности к использованию по предназначению противорадиационного укрытия №, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и создания необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, ведения учета противорадиационного укрытия, создания запасов (резервов) лекарственных препаратов и медицинских изделий в противорадиационном укрытии должны быть возложены на администрацию Сорочинского городского округа <адрес>.
Не могут быть приняты во внимание возражения ответчиков о целесообразности снятия спорного защитного сооружения гражданской обороны с соответствующего учета, так как разрешение данного вопроса предусматривает административный порядок и соблюдение установленной процедуры, что не освобождает от ответственности за поддержание противорадиационного укрытия в функциональном состоянии до принятия возможного решения о снятии с учета.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителя администрации Сорочинского городского округа, основанные на ссылках на нормы законодательства предусматривающие создание новых защитных сооружений гражданской обороны (учет категорий используемых помещений), так как данные требования установлены законодателем после постановки спорного противорадиационного укрытия на соответствующий учет.
Ссылка ответчиков на то, что реестр муниципального имущества не содержит в качестве объекта учета защитные сооружения и убежища по вышеприведенным адресам суд находит несостоятельной, поскольку статус защитного сооружения как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, такая документация оформлена, решение о снятии указанного объекта с учета в установленном порядке не принималось.
Определяясь со сроком исполнения требований межрайонного прокурора, суд исходит из значительного объема работ, которые необходимо произвести, а соответственно материальных затрат, при этом учитывает что ответчик является бюджетным учреждением, а значит предполагаемые затраты возможно вложить только в бюджет на 2021 год, поэтому считает возможным определить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, непринятии мер по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию.
Обязать администрацию Сорочинского городского округа Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583, путем:
- обеспечения готовности к использованию по предназначению противорадиационного укрытия №, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и создания необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- ведения учета противорадиационного укрытия;
- создания запасов (резервов) лекарственных препаратов и медицинских изделий в противорадиационном укрытии.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: О.В. Аксенова
Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2019 года.