Дело № 2-1121/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Булычевой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Ефимычевой Т.О.,
с участием прокурора Чесноковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каширского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к АО «Ледово» о возложении обязанности привести скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарным законодательством,
установил:
Истец Каширский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчику АО «Ледово» о возложении обязанности привести скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарным законодательством, мотивируя свои исковые требованиям тем, что Каширской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в том числе биологических отходах. Установлено, что в <адрес> на территории сельхозпредприятия АО «Ледово» расположен скотомогильник (биотермическая яма). В соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе главного государственного инспектора Коломенского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО1, специалиста-эксперта Ступинского территориального отделения управления Роспотребнадзора по Московской области ФИО2, консультанта отдела контроля и мониторинга пищевой безопасности Управления организации обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области ФИО3, ведущего ветеринарного врача противоэпизоотического отдела ветеринарной станции по г.о. Ступино и Кашира ГБУВ МО «Территориальное ветеринарное управление № 5» ФИО4 установила, что указанная биотермическая яма представляет собой металлическую емкость объемом 16 куб.м, вкопанную в землю, вытяжная труба отсутствует, люк закрыт металлической крышкой, закрытую на замок, навес отсутствует. Ограждение сплошное высотой менее 2-х метров, выполнено из кровельных (шиферных) листов. Снаружи ограждения, по всему периметру, выкопана траншея. Табличка с обозначением скотомогильника имеется. Оформлена «Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму)» №. В настоящее время хозяйство АО «Ледово» не осуществляет деятельность по содержанию и разведению крупного рогатого скота. Скотомогильник не соответствует требованиям ст. 5 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 04.12.1995 № 13-7-2/469 по размеру санитарно-защитной зоны, забор имеет нарушение целостности, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопанная траншея с осыпанием грунта, отсутствует мост через траншею, из ямы не выведена вытяжная труба, над ямой отсутствует навес. По фактам выявленных нарушений, допущенных должностными лицами, городской прокуратурой АО «Ледово» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено, признано обоснованным, к дисциплинарному взысканию привлечен исполнительный директор АО «Ледово» ФИО5 Вместе с тем, согласно информации, представленной генеральным директором АО «Ледово» Б.Н. Медковым от ДД.ММ.ГГГГ исх. № выявленные нарушения не устранены в полном объеме. Наличие скотомогильника на земельном участке, находящемся в собственности ответчика, в условиях отсутствия контроля за его использованием не обеспечивается необходимый уровень биологической безопасности на территории г.о. Кашира и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу. В данном случае затронуты интересы неопределенного круга лиц, так как исполнение установленных требований к содержанию скотомогильников имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям, а также право граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение экологической безопасности.
На основании выше изложенного, истец просит суд обязать АО «Ледово» в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда привести в соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом от 04.12.1995 № 13-7-2/469, скотомогильник, расположенный в <адрес> на территории сельхозпредприятия АО «Ледово», а именно: перекинуть мост через траншею, установить навес над ямой.
Прокурор Чеснокова М.А. в судебном заседании уточненные исковые требования и доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Ледово», представители третьих лиц Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, администрации городского округа Кашира Московской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, что подтверждается заказными почтовыми уведомлениями. От представителя ответчика АО «Ледово» Медкова Б.Н. и представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области Антошиной М.В. поступили письменные заявления с просьбами о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица ГБУВ МО «Территориальное ветеринарное управление № 5» в судебное заседание также не явился. Судебная повестка с извещением о времени и месте слушания дела, направленная третьему лицу, возвращена в адрес суда с отметкой почтовой связи «истек срок хранения». В силу положений ст. 118 ГПК РФ судебные извещения посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится. Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделение связи.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
От представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области Антошиной М.В. поступили письменные пояснения по делу, в которых она указала, что скотомогильник (биотермическая яма) в <адрес>, расположенный на территории сельскохозяйственного предприятия АО «Ледово», не используется по назначению с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что АО «Ледово» прекратило деятельность по содержанию и разведению животных. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Минсельхозпрода Московской области совместно с представителями Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульским областям, Управления Роспротребнадзора Ступинского территориального отделения проведены обследования вышеуказанного скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с п. 7.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 14.12.1995 № 13-7-2/469, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации (далее - Правила). По результатам обследования скотомогильника (биотермической ямы) был составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Комиссия установила, что скотомогильник (биотермическая яма) не соответствует Правилам. Материалы обследования письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх-№ были направлены в Каширскую городскую прокуратуру. Учитывая вышеизложенное, Министерство поддерживает требования Каширского городского прокурора Московской области к АО «Ледово».
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточненный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из перечня скотомогильников и ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму) № (л.д. 30-42) следует, что в д. Ледово городского округа <адрес> на территории сельхозпредприятия АО «Ледово» расположен скотомогильник (биотермическая яма).
ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе главного государственного инспектора Коломенского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО1, специалиста-эксперта Ступинского территориального отделения управления Роспотребнадзора по Московской области ФИО2, консультанта отдела контроля и мониторинга пищевой безопасности Управления организации обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области ФИО3, ведущего ветеринарного врача противоэпизоотического отдела ветеринарной станции по г.о. Ступино и Кашира ГБУВ МО «Территориальное ветеринарное управление № 5» ФИО4 провела обследование биотермической ямы на территории <адрес>, в ходе которого было установлено, что указанная биотермическая яма представляет собой металлическую емкость объемом 16 куб.м, вкопанную в землю, вытяжная труба отсутствует, люк закрыт металлической крышкой, закрытую на замок, навес отсутствует. Ограждение сплошное высотой менее 2-х метров, выполнено из кровельных (шиферных) листов. Снаружи ограждения, по всему периметру, выкопана траншея. Табличка с обозначением скотомогильника имеется. Оформлена «Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму)» №. В настоящее время хозяйство АО «Ледово» не осуществляет деятельность по содержанию и разведению крупного рогатого скота. Скотомогильник не соответствует требованиям ст. 5 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 04.12.1995 № 13-7-2/469 по размеру санитарно-защитной зоны, забор имеет нарушение целостности, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопанная траншея с осыпанием грунта, отсутствует мост через траншею, из ямы не выведена вытяжная труба, над ямой отсутствует навес (л.д. 23-29).
По фактам выявленных нарушений Каширской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ АО «Ледово» внесено представление, которое рассмотрено, признано обоснованным, к дисциплинарному взысканию привлечен исполнительный директор АО «Ледово» ФИО5 (л.д. 13-16, 18).
Из ответа генерального директора АО «Ледово» от ДД.ММ.ГГГГ № на представление следует, что проведена очистка территории, установлена табличка с обозначением скотомогильника, по всему периметру стоит глухой забор не менее 2м, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопана траншея глубиной 0,8-1.4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. К биотермической яме имеются удобные подъездные пути. При снятии карантинных мер, в связи новой коронавирусной инфекции COVID-2019, данная биометрическая яма будет приведена в соответствии с действующими ветеринарно-санитарными правилами (л.д. 17).
Таким образом, выявленные в результате проверки нарушения в полном объеме не устранены, а именно: отсутствует мост через траншею, над ямой отсутствует навес, в связи с чем Каширский городской прокурор обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности привести скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарным законодательством.
Пунктом 6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) (далее – Правила) установлено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет.
В соответствии с п. 5.6 Правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.
Согласно п. 5.8. Правил над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты (п. 6.10 Правил).
Из выписки из ЕГРН следует, что скотомогильник находится на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенном по адресу: <адрес> собственником которого является ООО «Ледово» (л.д. 45-72).
ООО «Ледово» передало АО «Ледово» указанный земельный участок с кадастровым номером № в аренду на основании договора № аренды земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3.2 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора повышать плодородие почв, не допускать ухудшение экологической обстановки на арендуемых участках и прилегающих территориях в результате своей хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) к биологическим отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В данном случае затронуты интересы неопределенного круга лиц, так как исполнение установленных требований к содержанию скотомогильников имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям, а также право граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенных норм, учитывая, что скотомогильник (биотермическая яма), расположенный на территории сельхозпредприятия АО «Ледово», находится в ведении АО «Ледово», суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, вследствие чего на ответчика подлежит возложению обязанность по приведению скотомогильника в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета городского округа Кашира подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 04.12.1995 № 13-7-2/469, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░», ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░