Решение по делу № 2-696/2021 от 09.04.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун                                                                                     26 апреля 2021 г.

         Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,

при секретаре – Федоровой А.А.,

с участием:

истца – Понаморева А.В.,

представителя ответчика – Якименко О.В., действующей на основании доверенности от ...... ***, сроком действия .......... год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-696/2021 по иску Понамарева А.В. к Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Тулуна и Тулунскому району» о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, обязании устранить нарушения по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,

установил:

Понамарев А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Тулуна и Тулунскому району» (далее – ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району», учреждение) о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, обязании устранить нарушения по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В обоснование заявленных исковых требований он указал, что решением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... был установлен факт владения и пользования им объектом недвижимости – жилым домом, расположенным по адресу: ****, общей площадью .......... кв.м, на день введения режима чрезвычайной ситуации – наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области.

После получения решения суда он обратился с заявлением в ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» с приложением решения суда от ...... для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп.

Однако в ...... г. им от учреждения было получено уведомление от ...... *** об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по причине несоблюдения условий предоставления социальной выплаты, указанных в п. 6 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, так как он на день введения режима чрезвычайной ситуации не являлся собственником утраченного жилого помещения, и не имел на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение (решением суда не установлен факт владения и пользования жилым помещением на праве собственности).

Просил: признать незаконным решение об отказе ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» в выдаче ему свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп; установить факт владения и пользования за ним жилым помещением в момент возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной сильными проливными дождями в июне-июле 2019 г., расположенным по адресу: ****, общей площадью .......... кв.м, на основании решения Тулунского городского суда от ......; обязать ответчика в полном объёме устранить допущенное нарушение в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп.

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... в принятии к производству суда исковых требований Понаморева А.В. к ОГКУ «УСЗН ПО г. Тулуну и Тулунскому району» в части установления факта владения и пользования им в момент возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной сильными проливными дождями в июне-июле 2019 г., жилым помещением, расположенным по адресу: ****, общей площадью .......... кв.м, на основании решения Тулунского городского суда от ...... было отказано в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям – решения Тулунского городского суда Иркутской области от ...... по гражданскому делу *** (л.д. ..........).

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... в данной части производство по делу было также прекращено.

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... дело принято к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. № 42-КГ19-3 (л.д. ..........).

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика было привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство) (л.д. ..........).

Представитель министерства, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец Понаморев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме.

В судебном заседании представитель ответчика Якименко О.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что считает уведомление ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» от ...... *** законным и обоснованным, так как в соответствии с п. 6 Положения о порядке и условиях предоставления социальной выплаты гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения предоставляются собственникам жилого помещения, а истец на момент наводнения не являлся собственником жилого помещения, и документов, которые бы являлись основанием для регистрации права собственности, не имел. Решением суда был установлен только факт владения ими спорным жилым помещением. При этом в нём не содержится данных о принадлежности истцу жилого помещения на праве собственности.

В возражениях на исковое заявление министерство указано, что решением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... установлен факт владения и пользования Понаморевым А.В. жилым помещением, расположенным по адресу: ****, на день введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области. В рамках данного гражданского дела вопрос об установлении факта владения и пользования жилым помещением на праве собственности истцом не заявлялся, а судом не устанавливался и не признавался. Кроме того, решение суда не может подменять собой порядок и правила гражданского законодательства Российской Федерации, которыми регулируются правоотношения, связанные с обязательной государственной регистрацией собственности на недвижимое имущество. При этом государственная регистрация права осуществляется на основании заявления правообладателя и за регистрацию права взимается государственная пошлина.

С заявлением о выдаче свидетельства Понаморев А.В. обратился в учреждение в ......, в то время как п. 11 Положения срок подачи заявлений ограничен ...... включительно. Данный срок является пресекательным и не подлежит восстановлению, в том числе в судебном порядке.

Учреждением по результатам рассмотрения заявления Понаморева А.В., ответам на межведомственные запросы, установлено, что Понаморев А.В. не соответствует условиям п. 6 Положения, в связи с чем уведомлением от ...... в выдаче свидетельства ему было отказано.

Просило в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 72 (часть 1, п. «з») Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как указано в п. «в» ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. а п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).

Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от 27 июня 2019 г. № 1042 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования – «город Тулун» с 15 часов 00 минут 27 июня 2019 г. на территории муниципального образования – «город Тулун» введён режим чрезвычайной ситуации.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. № 916 были утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:

а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;

б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;

в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;

г) предоставление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Иркутской области местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по финансовому обеспечению приобретения или строительства жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;

д) предоставление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Иркутской области местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по финансовому обеспечению осуществления капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;

е) возмещение осуществленных расходов бюджета Иркутской области на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» настоящего пункта.

Согласно п. 9 Правил порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп было утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее – Положение).

Пунктом 6 Положения определено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).

В приоритетном порядке социальная выплата предоставляется семьям, имеющим двух и более детей.

В случае, если дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, одновременно имеют право на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением и право на обеспечение жильем в соответствии с другими правовыми актами, по выбору гражданина, являющегося законным представителем указанных детей, предоставляется социальная выплата в соответствии с настоящим Положением либо осуществляется обеспечение жильем в соответствии с другими правовыми актами;

4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство);

6) указанным в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты, обязывающее государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства (далее - учреждение), принять решение о выдаче свидетельства и (или) министерство социального развития выдать свидетельство (далее - решение суда о признании права).

Согласно п. 10 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством.

Из материалов дела следует, что решением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... по гражданскому делу ***, вступившим с законную силу ......, были удовлетворены исковые требования Понаморева А.В. к администрации Тулунского муниципального района, ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» об установлении факта владения и пользования жилым помещением.

Постановлено: установить Пономареву А.В., родившемуся ...... в ****, факт владения и пользования объектом недвижимости – жилым домом, расположенным по адресу: ****, общей площадью .......... кв.м, на день введения режима чрезвычайной ситуации – наводнения, вызванного сильным дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.

Ссылку в исковом заявлении на принятое Тулунским городским судом Иркутской области ...... решение по гражданскому делу *** суд находит несостоятельной, так как данное решение принято Тулунским городским судом Иркутской области по гражданскому делу по иску К., К.В., К.Л. к муниципальному учреждению «Администрация Тулунского муниципального района», ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» об установлении факта владения и пользования жилым помещением.

Частью 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Требований о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ****, истцом при рассмотрении указанного гражданского дела не заявлялось. Федерального закона, позволяющего суду выйти за пределы заявленных Понаморевым А.В. исковых требований, нет.

В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно данной норме право собственности основывается на триаде прав, где под владением понимается возможность физического контроля над объектом и физическое обладание им; пользованием является основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного, коммерческого (получения прибыли) либо иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления, применения объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя или собственника; а правомочие распоряжения предоставляет собственнику возможность по своему усмотрению совершать действия, юридически определяющие судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения, отчуждения по договору, передачи по наследству, уничтожения, развития (реконструкции) и т.д.

При этом истец просил только установить факт владения и пользованиями им спорным имуществом.

Основания приобретения права собственности указаны в ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Пунктом 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо – гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Пунктом 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Как указано в абз. 1 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.

Пункт 3 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации к основаниям возникновения гражданских прав также относит судебные решения, установившие гражданские права и обязанности.

Одним из способов защиты гражданских прав является признание права (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В абз. 1 п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 г. разъяснено, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

При этом давностный владелец в силу прямого указания закона, ст. 234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может являться собственником такого имущества до момента признания за ним судом такого права. Иное противоречило бы нормам ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как указано в абзаце первом п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 г., по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

Таким образом, право собственности на объект недвижимого имущества в силу приобретательной давности не может возникнуть раньше судебного решения о признании за лицом такого права для возвращения имущества в гражданский оборот.

...... спорный жилой дом был обследован межведомственной комиссией (акт обследования помещения ***). Заключением межведомственной комиссии Кирейского сельского поселения от ...... *** были выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания в соответствии с разделами II, III п. 47 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

Распоряжением администрации Кирейского сельского поселения от ...... *** жилое помещение, расположенное по адресу: ****, было признано аварийным и подлежащим сносу.

...... Понаморев А.В. обратился в ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты.

При этом п. 11 Положения в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (от ...... ***), было предусмотрено, что в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до ...... включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.

Из резолютивной части решения Тулунского городского суда Иркутской области от ...... не следует, что им не признано право на предоставление социальной выплаты, обязывающее государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, принять решение о выдаче свидетельства и (или) министерство социального развития выдать свидетельство, в связи с чем пп. 6 п. 6 Положения к данным правоотношениям применён быть не может.

Уведомлением от ...... *** учреждением было отказано Понамореву А.В. в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июне 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём». Причиной отказа указано несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, предусмотренных в п. 6 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, так как на день введения режима чрезвычайной ситуации он не являлся собственником утраченного жилого помещения и не имел документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение (решением суда не установлен факт владения и пользования жилым помещением на праве собственности).

Согласно статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку на момент введения режима чрезвычайной ситуации Понаморев А.В. не являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ****, и у него отсутствовали документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение, решением Тулунского городского суда от ...... был установлен только факт владения и пользования истцами спорным имуществом, право распоряжения, а, следовательно, и право собственности на указанный объект имущества за истцом решением суда не признавалось, то основания для выдачи свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения у ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району Иркутской области» отсутствовали, и уведомление от ...... *** вынесено учреждением правомерно.

Таким образом, исковые требования Понаморева А.В. не подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении исковых требований Понаморева А.В. к Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Тулуна и Тулунскому району» о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, обязании устранить нарушения по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                         Е.В. Татаринцева

Решение принято судом в окончательной форме 11 мая 2021 г.

2-696/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Понаморев Андрей Валентинович
Ответчики
Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №5
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Татаринцева Елена Васильевна
Дело на сайте суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
09.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.04.2021Передача материалов судье
09.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2021Дело оформлено
26.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее