Решение по делу № 2-582/2024 от 19.02.2024

Дело № 2-582/2024

УИД: 61RS0021-01-2024-000317-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 марта 2024 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Поповой О.Г.,

с участием старшего помощника Сальского городского прокурора Хомковой К.Э., представителя Управления образования Сальского района Почкай О.А.,

при секретаре Бондаренко И.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению № 3 «Теремок» с. Сандата, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Сальского района Ростовской области об обязании реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно оценить уровни профессиональных рисков,

У С Т А Н О В И Л:

Сальский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению № 3 «Теремок» с. Сандата, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Сальского района Ростовской области об обязании реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками указывая на то, что Сальской городской прокуратурой в соответствии с приказом прокуратуры области от 09 августа 2021 года «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» проведена проверка исполнения МБДОУ № 3 «Теремок» с. Сандата законодательства в сфере охраны труда.

В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

В нарушение требований ст. 214, 218 ТК РФ, п.17,18, 19, 63 Приказа № 776н с целью организации процедуры управления профессиональными рисками МБДОУ№ 3 «Теремок» с. Сандата, исходя из специфики своей деятельности, мероприятия по управлению профессиональными рисками не реализованы.

Как следует из объяснения МБДОУ№ 3 «Теремок» с. Сандата, выполнить требования нет возможности из-за отсутствия финансирования, денежные средства на выполнение данных мероприятий на текущий 2023 год не запланированы.

На основании изложенного, истец просит обязать МБДОУ№ 3 «Теремок» с. Сандата, Управление образования Сальского района реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: оценить уровни профессиональных рисков, обеспечить снижение уровней профессиональных рисков в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник Сальского городского прокурора Хомкова К.Э. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик МБДОУ № 3 «Теремок» с. Сандата, о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке ст. 113 ГПК РФ (л.д.34), представитель в судебное заседание не явился, посредством заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.39).

Представитель ответчика Управления образования Сальского района по доверенности Почкай О.А. в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что заключен договор на проведение оценки профессиональных рисков, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу требования прокурора будут исполнены.

Третье лицо Администрация Сальского района о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке ст. 113 ГПК РФ (л.д.36-38), в судебное заседание представитель не явился, представил письменные возражения (л.д. 27-30), согласно которым просил в удовлетворении требований отказать, в случае удовлетворения установить срок для выполнения требований до 31 декабря 2025 года.

Суд, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика МБДОУ № 3 «Теремок» с. Сандата и третьего лица Администрации Сальского района.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив доказательства, судом установлено следующее.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

В силу ст.214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст.217 ТК РФ система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Согласно ст. 218 ТК РФ при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.

Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания.

Согласно п.3 Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года №776н создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем с учетом специфики деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.

В соответствии с Примерным положением о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 776н при планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности (п.17 Примерного положения о системе управления охраной труда).

Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков (п.18 Примерного положения о системе управления охраной труда).

Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня (реестра) рекомендуется проводить с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей (п.19 Примерного положения о системе управления охраной труда).

В соответствии с п.63 Примерного положения о системе управления охраной труда работодателю, исходя из специфики своей деятельности, рекомендуется определить основные виды контроля функционирования СУОТ, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся:

а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках осуществляемых производственных и технологических процессов, в том числе выполнения работ повышенной опасности, примерный перечень которых приведен в приложении N 2 и не является исчерпывающим для организации (может быть расширен по решению работодателя); выявление опасностей и определения уровня профессиональных рисков; реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур;

б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров, а также, при необходимости, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований);

в) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

г) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.

Судом установлено, что 30.11.2023г помощником Сальского городского прокурора проведена проверка исполнения МБДОУ № 3 «Теремок» с. Сандата законодательства в сфере охраны труда, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 214, 218 ТК РФ, п.17,18,19,63 Приказа № 776н МБДОУ № 3 «Теремок» с. Сандата исходя из специфики своей деятельности, мероприятия по управлению профессиональными рисками не реализованы о чем составлен акт (л.д. 21-22).

Как следует из объяснения заведующей МБДОУ № 3 «Теремок» с. Сандата выполнить требования нет возможности из-за отсутствия финансирования, денежные средства на выполнение данных мероприятий на текущий 2023 год не запланированы (л.д. 20).

В настоящее время МБДОУ № 3 «Теремок» с. Сандата ведутся работы по проведению оценки профессиональных рисков.

Согласно разделу 1 Устава МБДОУ № 3 «Теремок» с. Сандата является муниципальным бюджетным учреждением.

Учредителем и собственником имущества МБДОУ № 3 «Теремок» с. Сандата является муниципальное образование «Сальский район».

Функции и полномочия учредителя делегируются управлению образования Сальского района, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции учредителя: утверждение изменений и дополнений в Устав учреждения, новой редакции Устава и их регистрацию - осуществляет Администрация Сальского района; принятие решений о ликвидации, реорганизации, изменении типа учреждения – осуществляет Администрация Сальского района.

В соответствии с п.1.8-1.11 Положения об управлении образования Сальского района в новой редакции, Учредителем и собственником имущества управления образования является муниципальной образование «Сальский район». Имущество закреплено за управлением образования на праве оперативного управления. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества от имени муниципального образования «Сальский район» осуществляет Администрация Сальского района.

Управление образования является главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования. Управлению образования подведомственны, в том числе дошкольные образовательные учреждения.

Таким образом, поскольку на Управление образования Сальского района возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства подведомственными муниципальными бюджетными учреждениями и требования по охране труда обязательны к исполнению, указанное бездействие нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, ответчиками не исполнена обязанность по реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, поэтому требования истца являются обоснованными.

Доказательств выполнения ответчиками требований истца в полном объеме на дату рассмотрения дела, не представлено.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности, проверив и оценив их, суд считает, что требования Сальского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по проведению работ, указанных в резолютивной части решения, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сальского городского прокурора к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению № 3 «Теремок» с. Сандата, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Сальского района Ростовской области об обязании реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно оценить уровни профессиональных рисков, удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение № 3 «Теремок» с. Сандата (ИНН 6153017500, ОГРН 1036153000950), Управление образования Сальского района Ростовской области (ИНН 6153006410, ОГРН 1036153000058) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: оценить уровни профессиональных рисков, обеспечить снижение уровней профессиональных рисков.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.Г. Попова

Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2024 года.

2-582/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сальский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение № 3 "Теремок" с.Сандата
Управление Образования Сальского района Ростовской области
Другие
Администрация Сальского района Ростовской области
Суд
Сальский городской суд Ростовской области
Судья
Попова Ольга Геннадьевна
Дело на сайте суда
salsky.ros.sudrf.ru
19.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2024Передача материалов судье
20.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2024Подготовка дела (собеседование)
05.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее