Дело № 3-194/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» ноября 2015 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В.,
с участием представителя административного истца М.Т.В.,
представителя административного ответчика – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области М.К.В.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску К.И.В. к правительству Воронежской области и филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
31 июля 2015 года К.И.В. обратился в Воронежский областной суд, указывая, что на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для культурно-оздоровительных целей, расположенным по адресу: *.
Ссылаясь на то, что в настоящее время административный истец как собственник земельного участка обязан уплачивать земельный налог исходя из размера его кадастровой стоимости – * руб., установленной на основании постановления правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. №1108 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области», которая значительно превышает размер его действительной рыночной стоимости, К.И.В. просил установить в отношении принадлежащего ему земельного участка кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, в сумме * руб., определенной в отчете оценщика по состоянию на 01 января 2009 г..
В судебном заседании 22 сентября 2015 года по инициативе суда была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости – 01 января 2009 г..
09 ноября 2015 года в адрес Воронежского областного суда поступило дело с заключением эксперта № * от 06 ноября 2015 года, составленное на основании вышеуказанного определения Воронежского областного суда от 22 сентября 2015 года, согласно которому по состоянию на 01 января 2009г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей.
В настоящем судебном заседании в протокольной форме производство по делу было возобновлено.
В том же судебном заседании представитель административного истца по доверенности М.Т.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований и просила установить в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, в сумме * руб., определенной в отчете оценщика.
Представитель административного ответчика – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области по доверенности М.К.В. по существу не возражала против заявленных требований, полагаясь на усмотрение суда в вопросе определения рыночной стоимости земельного участка.
Административный истец К.И.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине не явки суду не сообщил.
Административный ответчик правительство Воронежской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причине не явки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица – глава администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области А.Ю. К. просил рассмотреть дело в их отсутствие, полагаясь в вопросе результата рассмотрения заявленного иска на усмотрение суда.
На основании части 4 статьи 247 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1, пунктов 1, 5 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей определения платы за использование земли в форме земельного налога и арендной платы и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, административный истец на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для культурно-оздоровительных целей, расположенным по адресу: *, право собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии * номер * от 10 ноября 2014г. (л.д. 18).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27.04.2015 г., кадастровому паспорту земельного участка от 18 августа 2015 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рубль * коп.(л.д.13-17).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. №1108 по состоянию на 01 января 2009 года.
Согласно статье 24.18 ФЗ № 135 от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу абзаца первого статьи 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).
Для физических лиц обращение в Комиссию с таким заявлением не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что определенные на основании постановления правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. №1108 результаты государственной кадастровой оценки влияют на определение размера земельного налога за земельный участок, находящийся на праве собственности у административного истца, в связи с чем у него имеется право на пересмотр его кадастровой стоимости.
На основании определения суда от 22 сентября 2015 года экспертом ФБУ «*» Г.В.В. была выполнена оценка рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, по результатам чего составлено заключение.
Согласно заключению эксперта № *от 06 ноября 2015 года по состоянию на 01 января 2009г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей (л.д. 105-115).
Оценивая заключение эксперта по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет высшее экономическое образование и соответствующую квалификацию; прошел профессиональную переподготовку по программе «Оценка собственности», специализация «Оценка предприятия (бизнеса)», имеет стаж работы по данной специальности с 2006 года. Эксперт Г.В.В. предупреждена об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.
Суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости, в то время как представленный административным истцом отчет № * от 15.04.2015 г., составленный оценщиком ООО «*» М.Т.В., вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью в размере * рублей и кадастровой стоимостью, установленной в размере * рублей * копеек.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2009 года, определенной заключением судебного эксперта № * от 06 ноября 2015 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и в силу статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности», суд
р е ш и л:
административный иск К.И. В. к правительству Воронежской области и филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поданный в суд 02 сентября 2015 года, удовлетворить частично.
Установить на период с 01 января 2015 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для культурно-оздоровительных целей, расположенным по адресу: *, по состоянию на 01 января 2009 года в размере * (*) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2015 года.
Председательствующий: В.Е. Ракова