Дело № 2-52/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2018 года город Волгоград
Кировский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Наумова Е.В.,
при секретаре судебного заседания М,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киктев С.В. к Федеральному Государственному Казенному учреждению «Специальное Управление Федеральной противопожарной Службы № Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о взыскании компенсационных и других выплат, причитающихся работнику
с участием в заседании: истца - Киктев С.В., представителя истца – А, действующего на основании доверенности <адрес>4 от <ДАТА>, представителей ответчика- Д, действующего на основании доверенности № от <ДАТА> и Т, действующего на основании доверенности № от <ДАТА>,
У С Т А Н О В И Л :
Киктев С.В. (далее – Киктев С.В., Истец) обратился в суд с иском к Федеральному Государственному Казенному учреждению «Специальное Управление Федеральной противопожарной Службы № Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», Ответчик) о взыскании компенсационных и других выплат, причитающихся работнику.
В ходе рассмотрения гражданского дела истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса увеличил исковые требования и в окончательной редакции просит взыскать с ответчика 27 258 руб. 60 коп.- компенсации за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени (время смены караула) за период с <ДАТА> по <ДАТА>; 116 332 руб. 25 коп. за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени в связи с занятиями по профессиональной и физической подготовке за период с <ДАТА> по <ДАТА>; 4 812 руб. 79 коп невыплаченную доплату за работу в ночные часы за период с 1998 по 2008 годы; 152 052 руб. 56 коп. компенсации за службу за работу сверх нормального количества рабочих часов за период с <ДАТА> по <ДАТА>; 101 138 руб. 80 коп. компенсации за неполученное положенное к выдаче имущество; 61 457 руб. 50 коп. надбавку к денежному довольствию за службу, связанную с обеспечением пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия за период с <ДАТА> по <ДАТА>; 155 146 руб. 25 коп. компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска за работу по обеспечению пожарной безопасности при хранении и уничтожении химического оружия с августа <ДАТА> года по ноябрь <ДАТА>; неустойку за просрочку выплаты компенсации в размере 340 руб. 00 коп. за каждый день просрочки с <ДАТА> по день фактической выплаты; 20 000 руб. 00 коп. судебных расходов по оплате услуг представителя.
Требования мотивированы тем, что истец являлся аттестованным сотрудником Федеральной противопожарной службы с <ДАТА> по <ДАТА>. По последнему месту службы занимал должность начальника караула специальной пожарно- спасательной части № Специального управления ФПС № МЧС России. В нарушение статьи 140 Трудового кодекса РФ Киктев С.В. не произвели полный расчет и выплату всех сумм, причитающихся работнику при увольнении. Так с <ДАТА> по <ДАТА> он занимал должность начальника караула, нес дежурства в соответствии с четырехсменным порядком несения службы 24 часа дежурства- 72 часа отдыха. При приеме каждой смены истец перерабатывал 30 минут. Количество дежурных смен составило в среднем 80 смен в год, то есть переработка составила по 40 часов ежегодно. Размер компенсации за указанную переработку составляет 27 258 руб. 60 коп.
Кроме того, по мнению истца в период его работы с <ДАТА> по <ДАТА> начальником караула и работая по четырехсменному варианту несения службы, то есть 24 часа работы и 72 часа отдыха он перерабатывал исходя из количества часов, указанных в производственном календаре за указанный период, исходя из 40 часовой рабочей недели. Компенсация составляет 152 052 руб. 56 коп.
Также за период с <ДАТА> по <ДАТА> год он проходил физическую и профессиональную подготовку за пределами время дежурных смен. Каждый второй и третий четверг месяца по 6 часов каждое занятие. То есть перерабатывал, за что не получал денежное вознаграждение. Компенсация составляет за указанную переработку 116 332 руб. 25 коп.
Также истец утверждает, что за период с <ДАТА> годы производился неправильный учет работы в ночное время. Начисления производились в количестве 4 часа, что не соответствует ст. 96 Трудового кодекса РФ, согласно которому ночное время - время с 22 часов до 6 часов. Размер невыплаченной доплаты за указанный период составляет 4 812 руб. 79 коп.
Кроме того, при увольнении ему была выплачена компенсация за неполученное обмундирование за последние 12 месяцев, однако по мнению истца полагается компенсация за весь период работы (службы), что составляет 101 138руб. 80 коп.
Кроме того, истец считает, что ему недоплачивали надбавку к денежному довольствию за службу, связанную с обеспечением пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия за период с <ДАТА> по <ДАТА>.
А также считает, что ему не выплачена компенсация за неиспользованные дополнительные отпуска, за работу по обеспечению пожарной безопасности при хранении и уничтожению химического оружия с <ДАТА> года.
В судебном заседании истец - Киктев С.В., его представитель А, действующий на основании доверенности № от <ДАТА>, заявленные требования поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении и заявлении об увеличении иска.
Представители Ответчика - ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» Д, действующий на основании доверенности № от <ДАТА> и Т, действующий на основании доверенности № от <ДАТА>, возражали против удовлетворения иска, по доводам, аналогичным, изложенных в письменных возражениях на иск. Кроме того, представители Ответчика заявили о применении срока исковой давности.
Выслушав представителя Истца, представителя Ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.
На основании пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 43) разъяснено следующее: если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 65 АПК РФ, несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности (пункт 10 постановления Пленума ВС РФ N 43).
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
На основании пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 (в ред. от 7 февраля 2017 г.) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Согласно п. 1 ст. 197 Гражданского кодекса РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В силу пункта 2 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации правила статей 195, 198 - 207 (то есть и статьи 203) настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.
Аналогичную позицию изложил Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.10.2006 N 439-О, от 03.11.2006 N 446-О.
В данном случае спор возник в связи с трудовыми отношениями между истцом- представителем работодателя и Ответчиком- работником.
Следовательно, спорные отношения регулируются, в том числе, нормами Трудового кодекса РФ.
Требования о взыскании с Ответчика компенсации за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени за период с <ДАТА> по <ДАТА>(время смены караулов) в размере 27 258 руб. 60 коп.; - о взыскании компенсации за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени в связи с занятиями по профессиональной и физической подготовке за период с <ДАТА> по <ДАТА> в размере 116 332 руб. 25 коп.; - о взыскании невыплаченной доплаты за работу в ночные часы за период с <ДАТА> года в размере 4 812 руб. 79 коп.; - о взыскании компенсации за работу сверх нормального количества рабочих часов за период с <ДАТА> года по <ДАТА> в размере 152 052 руб. 56 коп. за работу по четырехсменному графику 24 часа работы 72 часа отдыха; - о взыскании надбавки к денежному довольствию за службу, связанную с обеспечением пожарной безопасн6ости при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия за период с <ДАТА> по <ДАТА> в размере 61 457 руб. 50 коп.; - о взыскании компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска за работу по обеспечению пожарной безопасности при хранении и уничтожении химического оружия с <ДАТА> года в размере 155 146 руб. 25 коп. направлены на взыскании денежных средств, из трудовых отношений возникших до <ДАТА>, включительно, то есть до момента когда истец был выведен за штат, то есть указанные взаимоотношения возникли до <ДАТА>.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ (в редакции, действовавшей до <ДАТА>) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1). Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба (ч. 2). При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй данной статьи, они могут быть восстановлены судом (ч. 3).
Из приведенных положений ст. 392 ТК РФ, действовавших в период возникновения спорных трудовых отношений до <ДАТА>, следует, что срок на обращение работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора, в том числе касающегося невыплаты или неполной выплаты заработной платы и иных компенсационных выплат, составлял три месяца.
Течение этого срока начинается со дня, когда работник узнал или должен был узнать о том, что его право нарушено.
Следовательно, при рассмотрении заявления ответчика о пропуске Киктев С.В. предусмотренного законом трехмесячного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, связанного с невыплатой компенсационных выплат, подлежит установлению такое юридически значимое обстоятельство, как определение даты, с которой истец узнал, или должен был узнать о том, что ее право на компенсационные выплаты нарушено.
Обращаясь в суд с иском о взыскании с работодателя невыплаченных компенсационных выплат Киктев С.В. ссылается на то, что срок для обращения в суд с данными требованиями им не пропущен, поскольку о том, что ему не выплачены заявленные ко взысканию компенсационные выплаты, ему стало известно после увольнения, то есть после <ДАТА>. А с указанного периода срок для обращения в суд за разрешением трудового спора составляет один год. Следовательно, срок исковой давности им не пропущен.
Между тем в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Таким образом, для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо, чтобы заработная плата работнику была начислена, но не выплачена.
Термин "начисленная заработная плата" понимается как установленная, согласованная сторонами договора оплата труда, по составным частям, размеру и срокам уплаты которой между работником и работодателем разногласия отсутствуют.
При этом работник, зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы. Именно поэтому такие правоотношения носят длящийся характер.
Как установлено судом и следует из материалов дела, за период с <ДАТА> года по <ДАТА> начисление оплаты за сверхурочную работу и других компенсационных выплат истцу работодателем не производилось.
Получая ежемесячную заработную плату в рассматриваемом периоде, истец не мог не знать о нарушении своих прав.
Из выдаваемых ежемесячно расчетных листков истцу была известна информация об общей денежной сумме, подлежащей выплате, соответственно том, что оплата сверхурочных работ по окончании учетных периодов ему не производилась.
Вместе с тем, с исковым заявлением в суд о взыскании оплаты за работу в сверхурочное время и оплату за вредность, истец обратился только <ДАТА>.
Доводы истца о том, что в расчетных листках отсутствовали сведения о количестве отработанных часов и иные графа, в которых указаны основания начисления заработной платы, следовательно он не мог знать, конкретных составляющих общий платеж суммах, не имеют значения для разрешения настоящего спора, в силу следующего.
В соответствии ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 N 141-ФЗ, сотрудник противопожарной службы обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития, обеспечивать их исполнение.
Положения пп. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.11.2011 N 141-ФЗ предусматривают право сотрудника федеральной противопожарной службы на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и служебные обязанности, критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, а также с показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в федеральной противопожарной службе.
Истцом не представлено доказательств, того что ему на его запросы не предоставлялись сведения о составляющих его ежемесячной заработной платы.
Истец ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд не заявлял, доказательств наличия уважительных причин пропуска указанного срока суду не представил.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ N 312-о от 12 июля 2005 года, частью 4 статьи 37 Конституции Российской признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов. Часть первая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует условия, порядок и сроки реализации данного конституционного права применительно к делам по оплате труда. Предусмотренный ею трехмесячный срок является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством РФ.
Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановлением нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда и является достаточным для обращения в суд.
Пропуск истцом установленного законом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований о взыскании надбавки к денежному довольствию за службу, связанную с обеспечением пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия и компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска за работу по обеспечению пожарной безопасности при хранении и уничтожении химического оружия, суд кроме применения сроков исковой давности исходит из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.
Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 4 вышеназванного Федерального закона от 7 ноября 2000 года предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР" размер (коэффициент) повышения окладов по воинской (штатной) должности, относящейся ко второй группе работ с химическим оружием, с 1 января 2012 г. составляет 1,25.
Во исполнение Федерального закона N 136-ФЗ от 7 ноября 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 386-25 утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
В соответствии с названным Постановлением основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность.
Однако, вопреки доводам Истца, в материалах дела имеется письмо Волгоградского открытого акционерного общества, согласно которому, производство химического оружия на Волгоградском ОАО «Химпром», где нес пожарную службу Истец, было прекращено в 1987 году. В 1990- 1992 годах ВОАО «совместно с научно- исследовательским институтом гигиены труда и профпатологии произвели полную дегазацию(обезвреживание) оборудования, коммуникаций, арматуры, средства КИПа, а также производственных помещений. Дегазация арматуры и строительных конструкций произведена в соответствии с методиками, разработанными Государственным научно- исследовательским институтом органической химии и технологии под контролем специалистов.
В июле 2005 года демилитаризация бывших объектов по производству химического оружия завершена. В ходе выполнения вышеназванных мероприятий пожароопасных ситуаций не возникало, личный состав пожарной части к работам не привлекался.
То обстоятельство, что пожарная часть ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России, в которой Киктев С.В. проходил службу, а также занимаемая им должность – начальника караула включены в соответствующие Списки производств с вредными условиями труда, профессий и должностей, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, не подтверждает факт выполнения истцом работ, относящихся ко второй группе работ, перечисленных в статье 1 Федерального закона от <ДАТА> N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований Киктев С.В. о взыскании надбавки к денежному довольствию за службу, связанную с обеспечением пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия за период с <ДАТА> по <ДАТА> и компенсации за не предоставленные ему дополнительные отпуска за период с <ДАТА> года, не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ответчика компенсации более чем за последние 12 месяцев службы, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью десятой статьи 7 и частями первой и четвертой статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с данным федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации. Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 789 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы" (далее - Постановление N 789) утверждены нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы.
В силу пункта 1 Постановления N 339 вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников ГПС МЧС России, имеющим специальные звания внутренней службы - в порядке, устанавливаемом МЧС России. При этом действие данного постановления распространено на правоотношения, возникшие с <ДАТА> (пункт 3).
Во исполнение предписаний Правительства Российской Федерации МЧС России утвердило Порядок.
Порядок вещевого обеспечения сотрудников ГПС МЧС России определен приложением N 3 "Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы" (далее - Приложение N 3) к Постановлению N 789, согласно которому вещевое имущество, за исключением расходных материалов, подразделяется на вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество. К вещевому имуществу личного пользования относятся предметы вещевого имущества, выдаваемые сотрудникам в соответствии с нормами снабжения во владение и безвозмездное постоянное личное пользование на срок, установленный нормой снабжения и исчисляемый со дня присвоения им первого специального звания внутренней службы. Первичная выдача сотрудникам вещевого имущества личного пользования производится со дня присвоения им первого специального звания внутренней службы; последующая - по истечении сроков носки ранее выданных указанных предметов (пункты 11 - 14, 19).
Из приведенных положений, а также пунктов 24 - 26 Приложения N 3 следует, что вещевое имущество в период прохождения службы передается сотрудникам во владение и безвозмездное пользование и переходит в их собственность лишь по окончании сроков его носки. Сотрудники обязаны своевременно получать положенное им имущество, использовать переданное им во владение и безвозмездное пользование вещевое имущество в соответствии с его функциональным предназначением, поддерживать в исправном состоянии и принимать меры по предотвращению его повреждения или утраты. При увольнении сотрудника за нарушение условий контракта, а также по основаниям, предусмотренным пунктами "к", "л", "м" статьи 58 Положения, выданное им вещевое имущество личного пользования, сроки носки которого не истекли, подлежит возврату или возмещению. Положенное по нормам снабжения вещевое имущество личного пользования, не выданное сотрудникам либо не полученное ими в период времени, в течение которого оно должно было находиться во владении и безвозмездном пользовании, переходит в собственность этих сотрудников с момента получения этого вещевого имущества.
В Постановлении N 339 Правительство Российской Федерации закрепило право отдельных категорий сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы, на выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, однако установить порядок ее выплаты, в том числе и период, за который она производится, возложило на МЧС России.
На момент прекращения служебных правоотношений и увольнения истца со службы такой порядок был утвержден приказом МЧС России от <ДАТА> N 719, согласно которому сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, увольняемые по основанию, предусмотренному в п. "в" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от <ДАТА> годам N 4202-1, имеющие общую продолжительность службы 20 лет и более, имеют право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого наступило в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России.
Возможность получения сотрудниками МЧС при увольнении денежной компенсации за предметы вещевого имущества при увольнении законодательно установлена только с <ДАТА> с распространением действия на период с <ДАТА>.
Как следует из самого искового заявления Истцу при увольнении была выплачена компенсация за неполученное обмундирование за последние 12 месяцев.
Так как требования о взыскании процентов за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, а также требование то возмещении судебных издержек, в том числе на оплату услуг представителя, производны от основных, они также подлежат отклонению.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Киктев С.В. о взыскании с ответчика Федерального Государственного Казенного учреждения «Специальное Управление Федеральной противопожарной Службы № Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» 27 258 руб. 60 коп. - компенсации за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени (время смены караула) за период с <ДАТА> по <ДАТА>; взыскании 116 332 руб. 25 коп.- за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени в связи с занятиями по профессиональной и физической подготовке за период с <ДАТА> по <ДАТА>; взыскании 4 812 руб. 79 коп невыплаченной доплаты за работу в ночные часы за период с <ДАТА> годы; о взыскании 152 052 руб. 56 коп.- компенсации за службу за работу сверх нормального количества рабочих часов за период с <ДАТА> по <ДАТА>; 101 138 руб. 80 коп. компенсации за неполученное положенное к выдаче имущество; 61 457 руб. 50 коп.- надбавку к денежному довольствию за службу, связанную с обеспечением пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия за период с <ДАТА> по <ДАТА>; 155 146 руб. 25 коп. компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска за работу по обеспечению пожарной безопасности при хранении и уничтожении химического оружия с <ДАТА> года; неустойки за просрочку выплаты компенсации в размере 340 руб. 00 коп. за каждый день просрочки с <ДАТА> по день фактической выплаты; 20 000 руб. 00 коп. судебных расходов по оплате услуг представителя - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Кировский районный суд <адрес>.
Судья Е.В. Наумов
Полный текст решения изготовлен <ДАТА>
Судья- Е.В. Наумов