Дело № 2а-760/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач-на-Дону
Волгоградской области 31 июля 2018 года
Калачёвский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Косолаповой В.А., при секретаре Бастрыкиной Т.Ю., с участием представителя истца - помощника прокурора Калачёвского района Волгоградской области Клиничева М.Ю., представителя административного ответчика Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области Постовойтовой О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Калачёвского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Калачевского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Калачёвского района Волгоградской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Калачевского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по благоустройству территории Калачёвского городского поселения, и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки:
- на земельном участке, расположенном на территории Калачевского городского поселения в 500 м восточнее от Противотуберкулезного отделения, находящегося по адресу: Промзона, 2/20, г.Калач-на-Дону;
- на земельном участке, расположенном в 200 м восточнее ГСК «Дон-2».
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области. Проверкой установлено, что на земельном участке, расположенном на территории Администрации Калачевского городского поселения Калачёвского муниципального района, в 500 м восточнее от Противотуберкулезного отделения, находящегося по адресу: Промзона, 2/20, г.Калач-на-Дону, выявлена несанкционированная свалка отходов.
Так, на данном земельном участке выявлено несанкционированное размещение разнородных отходов, представленных в виде: отходов полиэтиленовой тары незагрязненной, боя строительного кирпича, шин пневматические автомобильные отработанные, отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок и др. на общей площади около 70 м?, объемом около 15 м?. Отходы размещены непосредственно на почве.
Также выявлено место несанкционированного размещения отходов на территории земельного участка, расположенного в 200 м восточнее ГСК «Дон-2», на котором размещены разнородные отходы, представленных в виде: отходов полиэтиленовой тары незагрязненной, боя строительного кирпича, шин пневматические автомобильные отработанные, отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок и др. на общей площади около 100 м?, объемом около 19 м?. Отходы размещены непосредственно на почве.
Вместе с тем, в соответствии с заключениями Управления Росприроднадзора по Волгоградской области №1092Э/5836 от 14.11.2013 г., Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области №09/04-6923 от 12.11.2013 г., Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области №01-11-2013 от 12.11.2013 г., Управления ГУ МЧС по Волгоградской области имеется реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ухудшению санитарно-эпидемиологической и пожароопасной обстановки, так как отходы производства и потребления хранятся под открытым небом и на открытом грунте, то под влиянием атмосферных осадков вредные вещества попадают в окружающую среду (в почву, в грунтовые и поверхностные воды и т.д.), при горении в атмосферный воздух выделяются едкие загрязняющие вещества, что может вызвать необратимые негативные последствия, как для самой окружающей среды, так и для населения.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Калачёвского района Волгоградской области Клиничев М.Ю. исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области Постовойтова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании признала предъявленные административные исковые требования в полном объеме и не возражала против их удовлетворения, о чем представителем было составлено соответствующее письменное заявление.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Исходя из положений ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор в силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ, ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и организация благоустройства территории поселения.
В соответствии с пп.18 п.1 ст.14, пп.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального образования.
Согласно ст. 5 Устава Калачевского городского поселения, принятым решением Калачевской городской Думы от 21.10.2016 № 110 к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация благоустройства территории городского поселения.
Положением о правилах благоустройства и санитарного содержания территории Калачевского городского поселения, утвержденными решением Калачевской городской Думы от 26.05.2017 № 161, предусмотрено, что благоустройство территории Калачевского городского поселения – это комплекс предусмотренных настоящими Правилами мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Также Положением о правилах благоустройства запрещается выгружать мусор в каких бы то ни было местах, кроме специально отведенных для этой цели администрацией городского поселения, согласованных с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 г. № 607-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В примечании к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 сказано, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии со ст.5 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.5 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Российской Федерации относится проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
Положения ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч.1 ст.157 КАС РФ, заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Калачёвского района Волгоградской области проверки исполнения природоохранного законодательства в деятельности Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области. Проверкой установлено, что на земельном участке, расположенном на территории Администрации Калачевского городского поселения Калачёвского муниципального района, в 500 м восточнее от Противотуберкулезного отделения, находящегося по адресу: Промзона, 2/20, г.Калач-на-Дону, выявлена несанкционированная свалка отходов.
Так, на данном земельном участке выявлено несанкционированное размещение разнородных отходов, представленных в виде: отходов полиэтиленовой тары незагрязненной, боя строительного кирпича, шин пневматические автомобильные отработанные, отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок и др. на общей площади около 70 м?, объемом около 15 м?. Отходы размещены непосредственно на почве.
Также выявлено место несанкционированного размещения отходов на территории земельного участка, расположенного в 200 м восточнее ГСК «Дон-2», на котором размещены разнородные отходы, представленных в виде: отходов полиэтиленовой тары незагрязненной, боя строительного кирпича, шин пневматические автомобильные отработанные, отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок и др. на общей площади около 100 м?, объемом около 19 м?. Отходы размещены непосредственно на почве.
Указанный факт подтверждается актом проверки от 31 мая 2018 года, с фототаблицей, являющаяся приложением к акту проверки, на которой зафиксировано наличие на земельном участке свалки отходов производства и потребления.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и загрязнению почвы, что в свою очередь может повлечь возникновение опасности распространения инфекционных заболеваний и других неблагоприятных для граждан поселка последствий.
Поскольку обязательства, возложенные на Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, административный ответчик не исполняет, в целях восстановления нарушенных прав граждан на благоприятную среду, а также в целях исполнения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, суд полагает исковые требования прокурора о признании бездействия Администрации Калачевского городского поселения незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 157,175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 500 ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░, 2/20, ░.░░░░░-░░-░░░░;
- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 200 ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░-2».
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 31 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.