Решение по делу № 2-3467/2019 от 04.06.2019

Дело № 2-3467/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2019 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Шулуу Л.К., при секретаре Лупсаа Ч.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании решения незаконным, обязании заключить договор аренды земельного участка,

установил:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском (с учетом уточнения) к ответчику, указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора земельного участка для индивидуального жилищного строительства ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в заключении договора аренды земельного участка. Отказ считает необоснованным и незаконным. Земельный участок сформирован и учтен.

Просит суд, признать отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в заключении договора аренды земельного участка по адресу: <адрес> незаконным; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва заключить договор аренды земельного участка общей площадью 1000 кв.м., для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена.

В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала, дав пояснения, соответствующие доводам иска.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва ФИО4 и иском не согласилась, представила письменное возражение.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.2 Земельного кодекса РФ (далее- ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 8.1 Конституционного закона РТ "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.

В соответствии с п.1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" столицы Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 81 (далее - Порядок), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва", осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

В соответствии с ч.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно пункта 10 части 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с ч.1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, сведения о правах отсутствуют.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца, отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>.

Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца, к представленному истцом заявлению не приложены документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В соответствии с частью 31 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до ДД.ММ.ГГГГ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; 5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.11. Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 1 п. 2.11.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва», в безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность или в аренду без проведения торгов» основанием для отказа в предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Таким образом, в данном случае истец в силу ст. 56 ГПК РФ не представила доказательства того, она является собственником, правообладателем сооружения, дома на указанном земельном участке, в связи с чем, отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в заключении договора аренды земельного участка с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>, является обоснованным и законным, поскольку на данном участке имеется сооружение, жилой дом.

Судом установлено, что земельный участок не может быть предоставлен гражданам через аукцион, если на указанном участке возведены здание, сооружение. Истец не отрицает того факта, что им возведен на испрашиваемом им земельном участке дом, который не зарегистрирован и имеет признаки самовольной постройки. Предоставление без проведения торгов земельного участка гражданам возможно только при наличии условий предусмотренных ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.

Истребуемый истцом земельный участок не относится к числу земельных участков, которые могут быть предоставлены в аренду без проведения торгов по правилам ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Тем самым в рассматриваемом случае должны применяться требования по предоставлению земельного участка по правилам ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса посредством проведения аукциона.

Соответственно суд приходит к выводу, что Министерство в своей правовой позиции правомерно ссылается на то, что не имеет законного права заключать с истцом договор аренды земельного участка, так истец не представил документы подтверждающие право на приобретение земельного участка без проведения торгов. Поэтому требования истца об обязании ответчика заключить договор аренды земельного участка с истцом не подлежит удовлетворению.

Целью публикации информации о поступившем заявлении гражданина о передаче земельного участка в аренду является обеспечить соблюдение принципов публичности предоставления земельных участков, эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления спорного земельного участка.

Несоблюдение указанных принципов исключило бы возможность для всех заинтересованных лиц приобрести права на истребуемый гражданином земельный участок, что нарушило бы интересы неопределенного круга лиц, необоснованно бы создало для одного лица приоритеты на получение права аренды на истребуемый земельный участок, исключило бы возможность эффективного распоряжения этим земельным участком на конкурсной основе, что привело бы к ограничению конкуренции, связанной с правами других лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и приобрести его на равных условиях.

Истцом также не представлен доказательства того, что у него имеется исключительное право на предоставление указанного земельного участка.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым оставить без удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ суд

решил:

Исковое заявление ФИО6 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании решения незаконным, обязании заключить договор аренды земельного участка, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2019 года.

Судья Л.К. Шулуу

2-3467/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее