Дело № 2-1497/2024
УИД 26RS0001-01-2024-001567-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Ковтун В.О.,
при секретаре Прядкиной А.В.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора <адрес> Е.А.,
представитель УК «Новая восьмая <адрес>» по доверенности С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к <адрес> об обязании привести в соответствие детскую площадку,
установил:
<адрес>, действующий в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в Промышленный районный суд <адрес> с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой <адрес> проведён мониторинг соблюдения жилищного законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения закона.
В ходе проверки установлено, что детская площадка, расположенная на земельном участке по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии.
Вместе с тем, детская площадка, расположенная по вышеуказанному адресу, в нарушение правил благоустройства территории муниципального образования содержится в ненадлежащем техническом состоянии, а именно: элементы детской площадки имеют дефекты обработки (отщепы, сколы, коррозию, ржавчину, полное или частичное отсутствие краски, имеются острые края металлических деталей (турники, качели), сетчатое ограждение имеет повреждения что не соответствуют предъявляемым требованиям №, и в связи с чем нуждаются в проведении ремонтных работ. На площадке отсутствуют: информационная табличка (дощечка) с правилами и возрастными требованиями при использовании оборудования, номерами телефон служб спасения, скорой помощи и служб эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; противоударное покрытие; урны. Указанное подтверждается фотоматериалами.
Непринятие своевременных мер по устранению указанных нарушений ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, пребывающих на указанной детской площадке, создает угрозу получения травм несовершеннолетними и иными лицами, пребывающими на данной площадке.
Проведенный осмотр и проверка работоспособности оборудования на детской площадке не подтверждает его комплектность и возможность безопасной эксплуатации (материалы фотофиксации прилагаются).
С учетом изложенного, прокуратурой района дата, а также в 2023 году главе администрации <адрес> внесены 4 обобщенных представления об устранении выявленных нарушений закона при содержании и эксплуатации детских (игровых) площадок на территории <адрес>, которые рассмотрены, однако действенных мер к устранению нарушений закона не принято - детские площадки на территории района не приведены в соответствие с требованиями закона.
Просит суд обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями № детскую площадку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, путем: установки информационных табличек, ударопоглащающего покрытия, устранения следов коррозии (сколов, ржавчины), дефектов обработки на поверхности элементов из древесины, металла, выступающих элементов оборудования с острыми концами, осуществление покраски отдельных элементов оборудования детской площадки.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес> Е.А., заявленные требования поддержала в полном объёме, дала пояснения аналогичные изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования в полном объёме.
В судебное заседание представитель ответчика <адрес>, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть иск по существу в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО УК «Новая восьмая <адрес>» С.В. поддержала исковые требования, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами в условиях состязательного процесса доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 129 (ч. 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура России осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст. 1).
Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (ч. 2), 15 (ч. 1, 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Судом установлено, что <адрес> проведен мониторинг соблюдения жилищного законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории <адрес>, в ходе которой выявлены требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ходе проведенного мониторинга средств массовой информации и проведенных надзорных мероприятий установлено, что детская площадка расположенная на земельном участке по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии.
Согласно ответу на судебный запрос КУМИ <адрес> от дата № земельный участок №, расположенный по адресу <адрес> находится в общей долевой собственности собственников МКД.
Согласно распоряжению КУМИ <адрес> от дата № администрации <адрес> передано движимое имущество в целях содержания, контроля и учета в качестве имущества казны муниципального образования <адрес> СК, в том числе и движимое имущество на детской площадке по адресу: <адрес>.
В силу п. п. 24, 25 ч. 1, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от дата № «Об утверждении положений об администрациях районов <адрес>» осуществление работ по благоустройству и содержанию территории <адрес> относится к полномочиям администрации <адрес>.
Вместе с тем, детская площадка, расположенная по вышеуказанному адресу, в нарушение правил благоустройства территории муниципального образования содержится в ненадлежащем техническом состоянии, а именно: элементы детской площадки имеют дефекты обработки (отщепы, сколы, коррозию, ржавчину, полное или частичное отсутствие краски, имеются острые края металлических деталей (турники, горка), сетчатое ограждение имеет повреждения, что не соответствуют предъявляемым требованиям ГОСТ Р 52169-2012 и в связи с чем нуждаются в проведении ремонтных работ. На площадке отсутствуют: информационная табличка (дощечка) с правилами и возрастными требованиями при использовании оборудования, номерами телефон служб спасения, скорой помощи и служб эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; противоударное покрытие; урны. Указанное подтверждается фотоматериалами.
Непринятие своевременных мер по устранению указанных нарушений ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, пребывающих на указанной детской площадке, создает угрозу получения травм несовершеннолетними и иными лицами, пребывающими на данной площадке.
Проведенный осмотр и проверка работоспособности оборудования на детской площадке не подтверждает его комплектность и возможность безопасной эксплуатации (материалы фотофиксации прилагаются).
Согласно п.п. 4.2.9, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.5, 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012. «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» металлические материалы, образующие окислы, шелушащиеся или отслаивающиеся, должны быть защищены нетоксичным покрытием. Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость. Элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов). Элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов «стойкие» и «среднестойкие» и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.). Наличие выступающих элементов оборудования с острыми
концами или кромками не допускается. Наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается. Подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка.
Кроме того, не допускается наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены, конструкцией оборудования должно быть исключено застревание частей тела и одежды детей.
Согласно п. 3.дата.2 Стандарта для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия.
Согласно п. 7.5. ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие:
правила и возрастные требования при пользовании оборудованием;
номера телефонов службы спасения, скорой помощи;
номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
Решением Ставропольской городской Думы от дата № утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования <адрес> края (далее - Правила благоустройства).
Статьей 2 Правил благоустройства определено, что правовыми основаниями принятия указанных Правил являются в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, и федеральные законы.
В соответствии со ст. 18 Правил благоустройства детская площадка должна быть обустроена мягким покрытием, игровым оборудованием, скамьями и урнами, осветительным оборудованием, зелеными насаждениями.
Мягкие виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое или мягкое синтетическое) следует предусматривать на детской площадке в местах расположения игрового оборудования и других местах, связанных с возможностью падения детей. Места установки скамей следует оборудовать твердыми видами покрытия или фундаментом.
Для сопряжения поверхностей детской площадки и газона следует применять садовые бортовые камни со скошенными или закругленными краями.
При размещении и реконструкции детских площадок во избежание травматизма не допускается наличие на территории площадки выступающих корней или нависающих низких веток, остатков старого, срезанного оборудования (стойки, фундаменты), находящихся над поверхностью земли, незаглубленных в землю металлических перемычек (как правило, у турников и качелей).
Площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для различных возрастных групп жителей или как комплексы из игровых и спортивных площадок с зонированием по возрастным группам и интересам, а также с учетом особенностей здоровья.
Спортивные площадки должны быть оборудованы покрытием (мягкое, твердое, газонное) и спортивным оборудованием в зависимости от назначения спортивной площадки.
Спортивные площадки, предназначенные для спортивных игр, должны быть оборудованы сетчатым ограждением высотой 2,5 - 3 метра, а в местах примыкания спортивных площадок друг к другу - высотой не менее 1,2 метра. 15.
На каждой площадке устанавливаются информационные таблички со сведениями о возрастных группах населения, для которых предназначена площадка, с правилами пользования оборудованием, включая ограничения по росту и весу, а также номерами телефонов службы спасения, скорой помощи, контактными данными лица, осуществляющего содержание и эксплуатацию площадки, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования площадки.
Согласно п. 1.5 Приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации №/пр, Министерства спорта Российской Федерации № от дата «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры» участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры) являются в том числе органы местного самоуправления, которые формируют техническое задание на благоустройство территорий, проводят торги, выбирают подрядчиков, осуществляют финансирование работ по благоустройству и их приемку (далее - Приказ № №/пр, 1128).
Согласно п. п. 6.2., 6.5-6.11,п. 6.13 Приказа № №/пр, 1128 при содержании и эксплуатации площадок и оборудования рекомендуется учитывать требования и ограничения по использованию площадок и оборудования, изложенные в технических регламентах, национальных стандартах Российской Федерации, технических условиях, требованиях по видам спорта.
Содержание оборудования, установленного на площадках, целесообразно проводить в виде: проверки оборудования, позволяющей обнаружить очевидные опасные дефекты, вызванные актами вандализма, неправильной эксплуатацией и климатическими условиями (регулярный визуальный осмотр); детальной проверки оборудования с целью оценки рабочего состояния, степени изношенности, прочности и устойчивости оборудования (функциональный осмотр); ежегодной проверки с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности ежегодный (основной осмотр).
В течение всего периода службы оборудования рекомендуется проводить его техническое освидетельствование.
В случае выявления неисправности оборудования рекомендуется установить ограждение и разместить информацию о запрете использования данного оборудования.
В случае, если оборудование по результатам осмотра признано не подлежащим дальнейшей эксплуатации, его рекомендуется демонтировать в кратчайшие сроки. До демонтажа данного оборудования его рекомендуется оградить и разместить на нем или возле него информацию о недопустимости его использования.
Рекомендуется следить за чистотой площадок, не допускать расположения на них посторонних предметов, опавших веток, зарастание травой. При выявлении образования ям на площадке рекомендуется установить заграждение и ликвидировать ямы.
При эксплуатации ударопоглощающего покрытия рекомендуется регулярно, в зависимости от интенсивности эксплуатации, проводить: проверку достаточности толщины насыпного ударопоглощающего покрытия; проверку поверхности площадки на предмет отсутствия выступающих над поверхностью ударопоглощающего покрытия частей оборудования и/или иных посторонних предметов.
Между тем, в нарушение вышеуказанных норм закона администрацией <адрес> не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок.
Проверкой установлено, что вопреки перечисленным выше требованиям законодательства, ряд детских игровых и спортивных площадок на территории района находятся в неудовлетворительном состоянии, свидетельствующем об отсутствии регулярного обслуживания оборудования и ремонтных работ
С учетом изложенного, прокуратурой района дата, а также в 2023 году главе администрации <адрес> внесены 4 обобщенных представления об устранении выявленных нарушений закона при содержании и эксплуатации детских (игровых) площадок на территории <адрес>, которые рассмотрены, однако действенных мер к устранению нарушений закона не принято - детские площадки на территории района не приведены в соответствие с требованиями закона.
Часть 3 ст.17 Правил благоустройства устанавливает требования к материалу игрового оборудования и условиям его обработки:
1) деревянное оборудование должно быть выполнено из твердых пород дерева со специальной обработкой, предотвращающей гниение, усыхание, возгорание, сколы. Оборудование должно быть отполировано, острые углы должны быть закруглены;
2) металл должен применяться преимущественно для несущих конструкций оборудования, иметь надежные соединения и соответствующую обработку (влагостойкая покраска, антикоррозийное покрытие). Рекомендуется применять металлопластиковые конструкции;
3) бетонные и железобетонные элементы оборудования должны быть выполнены из бетона марки не ниже 300, иметь гладкие поверхности;
4) оборудование из пластика и полимеров должно иметь гладкую поверхность и яркую, чистую цветовую гамму окраски, не выцветающую от воздействия климатических факторов.
По результатам проведенной прокуратурой <адрес> проверки вынесено представление, которое направлено главе администрация <адрес>, однако действенных мер по устранению нарушений закона не принято, обратного суду не доказано из материалов дела не усматривается.
Таким образом, судом установлено, что в нарушении вышеуказанных норм администрацией <адрес> не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок.
Доводы представителя ответчика о том, что приведение детской площадки в соответствие с ГОСТ невозможно по причине отсутствия для этого в уже спланированном бюджете денежных средств, суд признает необоснованными, поскольку отсутствие денежных средств у органов местного самоуправления для целей обеспечения охраны здоровья неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних) не является основанием для несоблюдения требований действующего законодательства.
Относительно доводов о том, что согласно п.8 строительных правил СП 476.1325800.2020 детская площадка относится к элементам благоустройства. Согласно ч.2, 5 ст. 16 Федерального закона от дата № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса», ст.36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Принятие решений об устройстве детской площадки, ее замене, ремонте на дворовой территории МКД относится к управляющей компании обслуживающей данный дом суд относится критически в силу того, что распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от дата передано администрациям районов <адрес> для содержания, контроля и учета в качестве имущества муниципальной казны <адрес> движимое имущество, в том числе и детская площадка по адресу: <адрес>.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом вышеназванных положений законодательства, характера действий, которые требуется совершить ответчику для выполнения обязанностей, суд считает возможным установить срок для выполнения возложенных на ответчика обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к <адрес> об обязании привести в соответствие детскую площадку - удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52169-2012 и п. 7.5. ГОСТ Р 52301-2013 детскую площадку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, путем: установки информационных табличек, ударопоглащающего покрытия, устранения следов коррозии (сколов, ржавчины), дефектов обработки на поверхности элементов из древесины, металла, выступающих элементов оборудования с острыми концами, осуществление покраски отдельных элементов оборудования детской площадки.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено дата.
Судья В.О. Ковтун