Решение по делу № 2-1994/2018 от 20.11.2018

Дело № 2-1994/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2018 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Геновой О.В.,

при секретаре Востриковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1994/2018 по иску прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Ельца обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, ссылаясь на то, что прокуратурой города Ельца Липецкой области была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях всех уровней образования. В ходе проверки было установлено, что в соответствии с Уставом МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с паспортом безопасности образовательного учреждения, утвержденным 10.07.2018, учебные корпуса МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца», расположенные по адресам: г. Елец, ул. Гагарина, дом 20А, город Елец, относятся к объектам 1 категории опасности. Вышеуказанной проверкой также было установлено, что учебные корпуса МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Существующая в учебных корпусах МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической защиты образовательного учреждения, так как дежурные и сторожа не могут обеспечить надлежащую защиту по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств, что создает возможность для проникновения и пребывания в детском учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий. Надлежащая физическая охрана детского образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения. Просил обязать МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» обеспечить охрану объекта (учебный корпус по адресу: г. Елец, ул. Гагарина, дом 20А), сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в срок до 01 сентября 2019 года; обязать МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» создать безопасные условия обучения, а именно установить ограждение по периметру территории образовательного учреждения.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора города Ельца Горшкова А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила обязать МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» обеспечить охрану объекта (учебный корпус по адресу: г. Елец, ул. Гагарина, дом 20А), сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны и обязать МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» создать безопасные условия обучения, а именно установить ограждение по периметру территории образовательного учреждения в срок до 01 сентября 2019 года.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» Соцкая М.Ю. в судебном заседании признала заявленные исковые требования в полном объеме.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Согласно пунктам 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч. 6 указанной статьи предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 2, статьи 3, пункта 3 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Закона об образовании).

Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Письмо Минобразования от 26 января 2011 года № МКА-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности», направленное руководителям образовательных организаций, содержит предписание о незамедлительном принятии мер по обеспечению дополнительных мер по охране организаций, ужесточению пропускного режима на объекты.

В соответствии с п. 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория общеобразовательной организации должна быть ограждена.

В соответствии с пунктами 22, 23 Постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются ряд мероприятий, направленных на обеспечение школьных учреждений физической охраной.

В отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 22 и 23 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение особого порядка доступа на объект (территорию); разработка организационно-распорядительных документов органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), по особому порядку доступа на объект (территорию); оборудование потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории; оборудование контрольно-пропускных пунктов и въездов на объект (территорию) телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Подпунктом «г» пункта 18 Требований № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В соответствии с пунктом 4 Требований № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников па объектах (территориях).

Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09.2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установлен перечень антитеррористических мероприятий, к которым отнесены установка, в том числе инженерно-технические средства охраны (ОПС, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля), обеспечение охраны.

В силу пункта «б» статьи 13 Концепции противодействия терроризму, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, предупреждение терроризма осуществляется путем принятия мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Ельца Липецкой области была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях всех уровней образования. Одновременно в ходе проверки установлено, что по периметру территории МБОУ «СШ № 24 города Ельца» частично отсутствует ограждение, что в свою очередь способствует несанкционированному доступу на территорию школы посторонних лиц, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.

В судебном заседании исследовались выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» по состоянию на 13.11.2018 (л.д.14-16); устав МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» (л.д. 17-46).

В соответствии с уставом МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» (далее – «Учреждение») является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, может иметь лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовом комитете администрации городского округа город Елец, может иметь круглую печать и штамп со своим наименованием, другие реквизиты, а также может иметь фирменную символику, быть истцом и ответчиком в суде. (п. 1.12 Устава). Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс (п. 1.14 Устава). Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, подученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества Учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения. (п.1.10 Устава).

Из сообщения и.о. директора МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» Дешиной М.Н. № 243 от 06.11.2018 (л.д. 10-13), следует, что в МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» проведено категорирование образовательного учреждения (территории). По результатам проведенного обследования и мониторинга объекту присвоена первая категория. В МБОУ «СШ №24 г.Ельца» имеется паспорт безопасности, утвержденный Главой городского округа г. Елец С. А. Пановым 10.07.2018. В организации выполняются требования по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, предусмотренные указанным документом. В образовательном учреждении имеется система видеонаблюдения. Видеонаблюдение ведется круглосуточно, имеется возможность архивирования и хранения видеозаписи в течение 30 дней. Учреждение оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Система находится в исправном и рабочем состоянии. В образовательном учреждении установлена кнопка тревожной сигнализации. В школе имеется звуковая система пожарного оповещения. Периметр территории школы частично обнесен железным решетчатым забором высотой 1,0м,общей протяженностью 920м, который не в полном объеме обеспечивает безопасные условия пребывания детей в образовательной организации. В МБОУ «СШ №24 г. Ельца» осуществляется контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности: в МБОУ « СШ № 24 г. Ельца» осуществляется физическая охрана образовательного учреждения. В дневное время охрану в школе осуществляют 2 вахтера, в ночное время охрану осуществляют 3 сторожа. На вахте имеются ручные металлодетекторы. С указанными лицами дважды в год проводится инструктаж на рабочем месте. В школе назначены должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности. В соответствии с приказом от 01.09.2018 № 116-ОД заместитель директора Храмова Г. И. отвечает за пропускной режим в школе, проводит обход и осмотр территории, помещений, систем подземных коммуникаций, контролирует содержание в исправном состоянии системы оповещения. Преподаватель - организатор ОБЖ Матвеев В. И. проводит инструктаж с персоналом о порядке действий в случае получения информации о террористической угрозе, обновляет стенды по антитеррористической безопасности, взаимодействует с территориальными органами безопасности. В школе организовано взаимодействие с территориальными органами безопасности по вопросам противодействия терроризму и экстремизму. В МБОУ «СШ № 24 г. Ельца» заключен договор с ООО «АйТи-Нэт» на техническое обслуживание тревожной сигнализации, с ООО «Всеобщее деловое пожарное общество» на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения, заключен договор Федеральным государственным казенным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области» о предупреждении пресечении правонарушений и преступлений экстренным вызовом наряда Росгвардии.

В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» Соцкая М.Ю. подтвердила данную информацию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что осуществление деятельности МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» в отсутствии его охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер и мероприятий, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.

Наличие нарушений требований антитеррористической безопасности отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, из которых большинство дети, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

Представитель ответчика, директор МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» Соцкая М.Ю. в судебном заседании признала иск в полном объеме.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно статье 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд считает возможным принять признание иска, поскольку признание иска не противоречат закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, ответчик, являясь юридическим лицом, в силу закона обязан соблюдать требования действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, в связи с чем, суд приходит к выводу о признании бездействия МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца», выразившегося в неисполнении данных требований, противоправным и считает необходимым возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений, а именно, обязать МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» обеспечить охрану объекта (учебный корпус по адресу: г. Елец, ул. Гагарина, дом 20А) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обязать МБОУ «Средняя школа № 24 города Ельца» создать безопасные условия обучения, а именно установить ограждение по периметру территории образовательного учреждения.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом мнения сторон, характера спора, а также действий, которые следует совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц, временных затрат, суд полагает возможным определить данный срок до 01 сентября 2019 года, полагая такой срок разумным и обоснованным.

Выполнение возложенной судом обязанности направлено на пресечение действий, нарушающих право учащихся школы и работников образовательного учреждения на антитеррористическую безопасность, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период их нахождении в учреждении образования.

    

На основании изложенного и в соответствии со статьями 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░ № 24 ░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░ № 24 ░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░░░ 20░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:      ░.░. ░░░░░░

2-1994/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Ельца в интересах неопределенного круга лиц
Горшкова Анастасия Викторовна
Ответчики
МБОУ "Средняя школа № 24г.Ельца"
Другие
Соцкая Маргарита Юрьевна
Суд
Елецкий городской суд Липецкой области
Дело на сайте суда
eletsgorsud.lpk.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее