№ 2-1-324/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03.05.2023 г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., с участием Красноуфимского межрайонного прокурора Садновой Е.Э., истца Кузнецова А.В., его представителя Резанова И.А., представителя ответчика Шахбанова О.Р., при секретаре Сапегиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова А. В. к Муниципальному бюджетному учреждению «Красноуфимский краеведческий музей» городского округа Красноуфимск о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов А.В. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Красноуфимский краеведческий музей» городского округа Красноуфимск (далее МБУ «Красноуфимский краеведческий музей», Музей ) указав, что 16.02.2007 он был принят на работу в Красноуфимский краеведческий музей на должность художника-оформителя. 15.12.2022 он был уволен на основании приказа № 318 л/с в соответствии с п.2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации с формулировкой: «…уволен по инициативе работодателя в связи с сокращением штата». Считает увольнение незаконным. Согласно трудового договора, размер его средней заработной платы составляет 25 000 руб. За время вынужденного прогула с 08.08.2017 по день вынесения судом решения, подлежит взысканию в его пользу компенсация за время вынужденного прогула. На основании изложенного, с учетом уточнения, истец просит признать незаконным его увольнение с должности художника-оформителя МБУ «Красноуфимский краеведческий музей», восстановить на работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с 16.12.2022 по день вынесения судом решения, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50 000руб.
Истец Кузнецов А.В. и его представитель Резанов И.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, обосновав их доводами, изложенными в заявлении. Истец дополнительно показал, что 15.12.2022 уволили его и его жену, они являются членами коммунистической партии.
Представитель ответчика Русинов С.А. в судебном заседании исковые требования не признал и показал, что работает директором Музея. В сентябре 2022 года на заседании бюджетной комиссии до них была доведена информация о сокращении бюджета Музея, сокращался фонд заработной платы и другие расходы: на электроэнергию, тепло и т.д. Они обсудили этот вопрос, Жакова написала пояснительную записку, было принято решение о сокращении штата. Решено было сократить две должности: должность художника- оформителя и должность заведующей зала. До этого он созванивался с коллегами из других Музеев, они сказали, что у них нет ставок художника- оформителя. В соответствии с коллективным договором, о сокращении уведомляется совет трудового коллектива. Совет трудового коллектива это постоянно действующий совещательный орган в Музее. При заседаниях ведется протокол. Есть Положение о Совете трудового коллектива. Представителем трудового коллектива является Нефедова. Совет трудового коллектива возглавляет он как директор, в Совет входит Нефедова и другие, всех не помнит.
Представитель ответчика по доверенности Шахбанов О.Р. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что все предусмотренные трудовым законодательством обязанности ответчиком, МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» ГО Красноуфимск при сокращении Кузнецова А.В. выполнены в полном объеме, что делает доводы истца необоснованными, а соответственно исковые требования не подлежащими удовлетворению. На момент принятия решения о сокращении штата работников КМКУ «Красноуфимский краеведческий музей» ГО Красноуфимск - 11.10.2022 в учреждении свободных (вакантных) должностей не имелось. Решение о сокращении штата учреждения принималось на основании служебной записки заместителя директора МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» по результатам анализа избыточности должностей, дублирования функций исполняемых работниками, анализа возможности перевода части работ на аутсорсинг, с анализом их востребованности и актуальности для учреждения и на основании реализации перечня мероприятий направленных на оздоровление муниципальной экономики, предусмотренных в плане мероприятий утвержденных Постановлением Главы городского округа Красноуфимск от 19.04.2022 № 305 «Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов городского округа Красноуфимск на 2022-2024 годы». Решение в отношении ставки художника -оформителя принято на основании анализа востребованности данного вида работ в учреждении и возможности передачи данного вида работ, при возникновении потребности, на аутсорсинг. Анализ ситуации по состоянию на дату рассмотрения указанного спора показывает, что в указанный период времени потребности в данных видах услуг у учреждения не возникло, договоры на оказание услуг третьими лицами, в том числе в порядке аутсорсинга не запланированы и не заключались, что свидетельствует о целесообразности и эффективности принятого решения. Сокращение двух ставок в Музей привело к экономии бюджетных средств. В соответствии с действующим законодательством и локальными актами учреждения, работодателем МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» предложение о внесении изменений в штатное расписание учреждение предварительно было направлено в адрес представителя трудового коллектива учреждения и получено мотивированное мнение трудового коллектива, подписанное представителем трудового коллектива, согласно которого против указанных изменений они не возражают. 10.10.2022 соответствующие изменения внесены в штатное расписание учреждения. 11.10.2022 директором МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» принят Приказ от 11.10.2022 о сокращении штата работников МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» с перечнем необходимых организационно- штатных мероприятий. О принятом решении Кузнецов А.В. ознакомлен 11.10.2022 уведомление № 62, и проинформирован об отсутствии на указанную дату вакантных должностей в учреждении, однако от получения копии уведомления и информирования Кузнецов А.В. отказался, что закреплено актами № 1 и № 2 от 11.10.2022, оформленных комиссией созданной на основании Приказа директора МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» от 11.10.2022 № 43/2 о/д о создании комиссии по фиксации факта вручения распорядительных и иных документов, связанных с проводимыми мероприятиями по сокращению штата учреждения.Кроме того, 11.10.2022 подготовлен Список сотрудников, увольняемых при сокращении штата работников МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» при составлении которого проводился анализ наличия обстоятельств препятствующих расторжению договора с сокращаемыми, по основаниям предусмотренным действующим трудовым законодательством. Наличие указанных обстоятельств в отношении Кузнецова А.В. не установлено.11.10.2022 информация о сокращении штата направлена в ЦЗН (отчет СЗН от 11.10.2022 года № 000 176 819 002-000001). 15.12.2022 Кузнецов А.В. уведомлен об отсутствии вакантных должностей в учреждении, ознакомлен с ним и ему вручена копия Приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником от 15.12.2022 № 318 л/с, что подтверждается подписью Кузнецова А.В. Все соответствующие мероприятия, гарантии Кузнецову А. В. осуществлены, выдана трудовая книжка и произведен полный расчет. Исходя из вышеизложенного, учреждением полностью соблюдены требования трудового законодательства, обеспечены гарантии и исполнены обязательства, предусмотренные трудовым законодательством и локальными актами учреждения перед работником. На основании изложенного в удовлетворении иска просит отказать.
Свидетель Поздеева Е.Г. суду показала, что работает директором МБУ « Центр бухгалтерского обслуживания». На обслуживании находится Музей. В 2022 году по Музею сформирован фонд оплаты труда исходя из 21 единицы, на 2023 год, уже на 19 единиц. Средний дневной заработок рассчитан правильно, исходя из Положения об оплате труда.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей возможным восстановить истца на работе в прежней должности, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, 29.05.2000 на основании приказа № 15 истец Кузнецов А.В. принят на постоянную работу в Красноуфимский краеведческий музей в качестве художника- оформителя согласно штатного расписания с 29.05.2000 по 11 разряду(т.1 л.д.9,10, 63).
16.02.2007 между истцом Кузнецовым А.В. и МУ Красноуфимский краеведческий музей ГО Красноуфимск, в настоящее время МБУ «Красноуфимский краеведческий музей», был заключен трудовой договор. По условиям данного трудового договора истец работает в МУ Красноуфимский краеведческий музей ГО Красноуфимск в должности художника-оформителя. Он выполняет основные обязанности по оформлению музейных экспозиций, выставок, работая при этом со специалистом-научным сотрудником или заведующим выставочным залом, учитывая содержание экспозиций, продумывает и находит оформительское решение. Выполняет другую оформительскую работу, в соответствии с должностной инструкцией художника оформителя музея( п. 1 трудового договора). Работа по данному трудовому договору является основным местом работы Работника, трудовой договор заключен на неопределенный срок( п.2,3 трудового договора). Работник за свою работу получает заработную плату в размере ставки 11-го разряда ЕТС в сумме 3 216 руб. с выплатой 15% уральского коэффициента в месяц. В случае повышения заработной платы проводится индексация заработной платы. (п.7 трудового договора).( т.1 л.д. 6).
Согласно штатного расписания МБУ Красноуфимский краеведческий музей ГО Красноуфимск от 05.09.2022: в штате музея имеется 21 должность, в том числе должность художника –оформителя 1 единица(т.1л.д.88).
Постановлением Администрации ГО «Красноуфимск» № 305 от 19.04.2022 утвержден план мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов городского округа Красноуфимск на 2022-2024гг.(т.1 л.д. 35-53).
Пунктами 20,21,22,27 мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов городского округа Красноуфимск на 2022-2024 годы предусмотрено обеспечение частичного или полного возврата субсидий, предоставленных муниципальным бюджетным и автономным учреждениям городского округа Красноуфимск, при фактическом исполнении муниципального задания в меньшем объеме, чем это предусмотрено, или с качеством, не соответствующим требованиям к оказанию муниципальных услуг, определенном в муниципальном задании( п.20). Проведение оценки потребности в муниципальных учреждениях городского округа Красноуфимск с учетом необходимого( желаемого) уровня обеспеченности муниципальными услугами( п.21). Осуществление мероприятий по вовлечению организаций, не являющихся муниципальными учреждениями городского округа Красноуфимск, в процесс оказания муниципальных услуг, в том числе путем применения аутсорсинга (п.22). Проведение детального анализа дублирующих функций органов местного самоуправления, их структурных подразделений, их структурных подразделений, территориальных (отраслевых, функциональных) органов в целях их дальнейшего исключения с сокращением численности работников и упразднения соответствующих органов местного самоуправления( п.27)( т.1 п. 37-53).
Из представленной служебной записки от 03.10.2022 заместителя директора МБУ Красноуфимский краеведческий музей ГО Красноуфимск Ждановой Л.И. следует, что проведенный анализ финансово- хозяйственной деятельности учреждения свидетельствует о том, что в настоящее время изменилась потребность учреждения в специалистах- конкретных направлений, для оптимизации деятельности учреждения, сокращения расходов на содержание учреждения и оптимального выделения наиболее актуальных направлений деятельности. Одним из направлений приоритетных направлений деятельности учреждения в настоящее время является деятельность в сфере реализации программы популяризации культурных мероприятий среди молодежи «Пушкинская карта», реализация которой позволит популяризировать деятельность учреждения, обеспечить максимальный охват мероприятий среди молодежи городского округа Красноуфимск и иных муниципальных образований, позволит привлечь дополнительные финансовые средства в том числе для пополнения существующих фондов. В связи с изложенным, необходимо принятие решения о введении дополнительной ставки программиста, координирующего мероприятия программы популяризации культурных мероприятий среди молодежи « Пушкинская карта»,что является современным и имеет положительный эффект, в том числе финансовый. Анализ полномочий и обязанностей сотрудников свидетельствует о том, что отпала необходимость и актуальность для учреждения в наличии 2 штатных единиц: заведующей выставочным залом и художник—оформитель. Исходя из вышеуказанного, предлагает в целях осуществления эффективности экономической деятельности организации усовершенствовать ее организационно-штатную структуру путем сокращения штата работников, а именно путем сокращения 2-х штатных единиц, заведующей выставочным залом и художник—оформитель( т.1л.д. 89).
Научный сотрудник Нефедова А.Н., согласно служебной записки от 04.10.2021, не возражает против сокращения штата работников учреждения( т.1л.д.91).
Приказом о внесении изменений в штатное расписание МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» от 10.10.2022 № 43 о/д утверждено штатное расписание учреждения в количестве 19 штатных единиц. Приказано обеспечить проведение процедуры сокращения штатных единиц, осуществления всех необходимых мероприятий по сокращению штата и соответствии с требованиями трудового законодательства РФ(п.1,2 ). Изменения в штатное расписание в редакции Приложения к настоящему приказу вступают в силу не ранее, чем через 2 месяца с даты уведомления работников, замещающих исключаемые должности, о предстоящих изменениях( п.6)( т.1л.д. 92).
Согласно нового штатного расписания от 10.10.2022, в штате Музея с 15.12.2022 имеется 19 должностей( т.1л.д. 92об).
Приказом ответчика от 11.10.2022 № 43/1 о/д с 15.12.2022 исключены из организационно-штатной структуры МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» ГО Красноуфимск следующие должности: художник-оформитель 1 единица и заведующий выставочным залом 1 единица(т.1 л.д.93-94).
Стороной ответчика не оспаривается, что сокращены должности истца Кузнецова А.В. и его супруги Кузнецовой О.Н., то есть членов одной семьи, являющимися лицами предпенсионного возраста.
11.10.2022 истцу направлено уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников организации, на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В уведомлении до истца Кузнецова А.В. доведена информация о том, что по истечении двух месяцев со дня получения настоящего уведомления трудовой договор будет расторгнут на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации с выплатой выходного пособия в размере среднемесячного заработка( т.1л.д. 7,97).
Из уведомления о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» ГО Красноуфимск от 11.10.2022 направленного в адрес Кузнецова А.В. усматривается, что руководством принято решение о сокращении занимаемой им должности художника-оформителя.
Согласно представленного Акта, с уведомлением Кузнецов А.В. был ознакомлен 11.10.2022, но он отказался подписывать уведомление и получить его копию, о чем составлен акт от 11.10.2022( т.1л.д.98).
11.10.2022 Кузнецов А.В. был проинформирован об отсутствии вакантных должностей, что подтверждается уведомлением, которое также не было вручено истцу и составлен соответствующий акт( т.1л.д 99-100).
Приказом директора Музея от 11.10.2022 № 43/2 о/д создана комиссия по факту фиксации вручения распорядительных и иных документов, связанных с проводимыми мероприятиями по сокращению штата учреждения.( т.1 л.д. 96).
Сведения о высвобождаемых работниках направлены работодателем 11.10.2022 в Центр занятости населения г. Красноуфимска( т.1 л.д. 104-106).
15.12.2022 Кузнецов А.В. вновь был проинформирован об отсутствии вакантных должностей, что подтверждается уведомлением, которое было вручено истцу( т.1л.д. 101).
Приказом от 15.12.2022 № 318 л/6 действие трудового договора от 16.02.2007 с Кузнецовым А.В. было прекращено, и он уволен с должности художник- оформитель с 15.12.2022 по инициативе работодателя в связи с сокращением штата в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В приказе работодатель также указал, что в соответствии с ч.1 ст. 178 ТК РФ начислить и выплатить Кузнецову А.В. выходное пособие в размере среднего месячного заработка за период с 16.12.2022 по 15.01.2023 в размере 16 рабочих дней, в соответствии с ч.1 ст. 127 ТК начислить и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск за период с 01.10.2022 по 15.12.2022 в количестве 5,83 календарных дня ( т.1л.д. 103).
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что дополнительно истцу выплачено 04.04.2023 еще 12 380руб.(т.1 л.д. 216,218).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 18.12.2007 N 867-О-О, работодатель в целях осуществления эффективной деятельности организации и рационального управления имуществом (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации, при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против возможного произвольного увольнения.
К числу гарантий трудовых прав, направленных против возможного произвольного увольнения граждан с работы, в частности в связи с сокращением штата работников, относится необходимость соблюдения работодателем установленного порядка увольнения: о предстоящем увольнении работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья, причем перевод на эту работу возможен лишь с его согласия (ч. 3 ст. 81, ч. 1 и 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из анализа норм трудового законодательства, регулирующих вопросы увольнения работника в связи с сокращением штата и численности работников, для того чтобы применение данного основания увольнения работодателем было правомерным, необходимы одновременно пять условий:
а) действительное сокращение численности или штата работников организации, что доказывается сравнением прежней и новой численности, штата работников;
б) соблюдено преимущественное право, предусмотренное ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации;
в) работодатель предложил работнику имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Он обязан предлагать вакансии в других местностях, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором;
г) работник был письменно под роспись предупрежден за два месяца о его увольнении;
д) работодатель предварительно запросил мнение выборного профсоюзного органа о намечаемом увольнении работника - члена профсоюза в соответствии со ст. 373 Трудового кодекса Российской Федерации.
Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то увольнение работника по указанному основанию не может быть признано законным и работник подлежит восстановлению на работе.
Согласно разъяснений, данных в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как было указано ранее, по состоянию на 05.09.2022 в штате МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» имелась 1 ставка художника- оформителя.
Основанием для реализации процедуры увольнения истца послужила служебная записка заместителя директора Жаковой Л.И., приказ ответчика № 43 о/д от 10.10.2022 «О внесении изменений в штатное расписание МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» ГО Красноуфимск и приказ ответчика от 11.10.2022 № 43/1 о/д « О сокращении штата работников « МБУ «Красноуфимский краеведческий музей».
В обоснование приказа ответчика № 43 о/д от 10.10.2022 «О внесении изменений в штатное расписание МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» ГО Красноуфимск указано, что приказ вынесен в соответствии со ст. 144 ТК РФ и п. 5.5.9 Устава МБУ «Красноуфимский краеведческий музей», с целью совершенствования организационно- штатной структуры МБУ «Красноуфимский краеведческий музей», повышения эффективности деятельности, учитывая результаты анализа хозяйственной и финансовой деятельности учреждения, а также экономическую составляющую и необходимость в оптимизации и минимизации расходов бюджета ( т.1л.д. 92).
Вместе с тем, оценив совокупность представленных и исследованных доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает, что в МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» ГО Красноуфимск отсутствовали основания для сокращения штатной единицы художника- оформителя в силу следующего.
Представитель ответчика Шахбанов Р.О. в судебном заседании пояснял, что работодатель принял решение о сокращение штатных единиц, поскольку отпала необходимость в должности художника – оформителя, появилась необходимость в должности программиста с целью привлечения молодежи в рамках программы «Пушкинская карта».
Представитель ответчика Русинов С.А. в судебном заседании также пояснял, что решили сократить две должности, в том числе должность художника- оформителя, поскольку в других Музеях таких должностей и не было необходимости в этой должности.
Вместе с тем, какого – либо анализа ситуации в МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» для сокращения должности художник – оформитель не проводилось.
Служебная записка, послужившая основанием для вышеуказанного вывода, была составлена заместителем директора Жаковой Л.И. 03.10.2022. К этому времени ставка программиста уже была в штатном расписании учреждения, что подтверждено штатным расписанием по состоянию на 05.09.2022. Также ею не пояснено, почему отпала необходимость для учреждения двух штатных единиц: заведующей выставочным залом и художника- оформителя.
Кроме того, из должностной инструкции заместителя директора по административно-хозяйственной работе учреждения Жаковой Л.И. следует, что в ее обязанности входит: обеспечение хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии, противопожарной и электробезопасности защиты музея; контроль за исправностью оборудования и безопасностью эксплуатации систем инженерных сетей: освещения, отопления, водоснабжения, канализации и других технических систем обеспечения безопасности функционирования учреждения; осуществляет контроль сторожевой системы и т.д. Анализ должностных обязанностей Жаковой Л.И. показывает, что в круг ее обязанностей не входит анализ хозяйственной и финансовой деятельности учреждения, она занимается административно-хозяйственной работой.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что решение о необходимости сокращения штатных единиц направлено директору неуполномоченным лицом.
Обоснование к служебной записке директора Музея Русинова С.А., где указано о необходимости сокращения должности художника- оформителя, приводится расчет экономии средств бюджета, была написана директором перед судебным заседанием, то есть уже после сокращения должности истца, что подтверждено его доводами в пояснении о том, что в 2023 году услуги художника -оформителя не востребованы( т.2 л.д.69).
В судебном заседании директор Музея также не пояснил, на основании каких расчетов он пришел к выводу о том, что необходимо сокращать именно ставку художника -оформителя, которую занимал истец Кузнецов А.В.
В письменных пояснениях директор Музея Русинов С.А. суду указывает на необходимость наличия в штате программиста, но не указывает на то, почему должна быть сокращена должность художника-оформителя. Причем, программист Бебенин А.В., как следует из выписки из приказа № 242 л/с от 20.09.2022, был принят на работу 20.09.2022( т.1л.д. 142). То есть на период сокращения истца он уже работал в музее.
Ссылка в приказе на п.5.5.9 Устава МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» ГО Красноуфимск является необоснованной, поскольку в представленном суду Уставе учреждения (т.1 л.д. 66-73), указанный пункт отсутствует.
Таким образом, исключение должности истца из штатного расписания в отсутствие оснований для необходимости ее сокращения, свидетельствует о незаконности увольнения Кузнецова. До издания приказа об оптимизации штатной численности производится хозяйственно-экономический анализ производственной деятельности и юридический анализ должностей, после чего делаются экономическое и юридическое обоснование необходимости оптимизации.
В МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» ГО Красноуфимск этого сделано не было.
Кроме того, не понятно, если в Музее идет оптимизация штатной численности, то почему на работу принимается программист, но менее чем через месяц после его приема на работу начинается процедура сокращения двух штатных единиц, в том числе и должности художника – оформителя.
Также суд обращает внимание на следующее.
Как следует из Устава МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» ГО Красноуфимск, последний создан в целях: сохранения историко-культурного наследия и природного наследия края, объектов культурного наследия ; собирания, изучения и сохранения музейных предметов и музейных коллекций, осуществления просветительской и образовательной деятельности. Задачами музея являются, в том числе обеспечение доступа населения к музейным предметам и музейным коллекциям, выявление, изучение и публикация музейных предметов и музейных коллекций, развитие современных форм музейного, экскурсионного обслуживания досуговой деятельности, расширение выставочной деятельности, обмен экспозициями с другими музеями и т.д. Для достижения установленных целей музей осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: экспозиционная, вставочная деятельность, как на основе собственного музейного фонда, так и совместно с другими учреждениями и организациями, организация выездных экспозиций, выпуск сувениров, открыток, фотографий, репродукций, популяризирующих памятники истории и культуры, поведение выставок –ярмарок изделий местных мастеров и народного творчества и т.д.
Из должностной инструкции художника – оформителя следует, что он разрабатывает архитектурно-художественные решения( эскизы, макеты, рабочие чертежи) оформления экспозиций, выставок и реализует их после согласования с научным сотрудником отдела музея и утверждения директором. Выполняет иную оформительскую работу: написание этикеток, сопроводительных текстов, объявлений, их размещение, закрепление, разработка макета рекламы музейных выставок, бутафорская работа( т.1л.д. 238).
Согласно должностных инструкций сотрудников музея, только художник – оформитель выполняет вышеуказанные работы, в должностные обязанности иных сотрудников не входит выполнение работ по оформлению экспозиций, выставок, макетов и т.д.
Согласно Планов работы МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» на 2022г и на 2023г.( т.1л.д. 154-188) Музей как организовывал выставки, экспозиции, экскурсии до сокращения должности художника- оформителя, так и продолжает осуществлять указанные услуги после увольнения истца, то есть нуждаемость в его услугах не изменилась.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что действия работодателя свидетельствует о злоупотреблении правом, выразившемся в преднамеренном выведении из штатного расписания должности, занимаемой истцом. Ответчиком не представлены доказательства необходимости сокращения должности художника- оформителя.
Доводы стороны ответчика о передаче на аутсорсинг обязанностей истца не принимаются судом во внимание, поскольку какие- либо договоры аутсорсинга суду не представлены. Кроме того, в виду постоянной работы Музея и необходимости постоянного выполнения оформительской работы, создания выставок, экспозиций, согласования с научным сотрудником отдела музея суд считает данные доводы надуманными. Создание выставок, экспозиций, процесс многогранный, творческий, длительный, поэтому требует усилий многих сотрудников, в том числе и художника- оформителя. Художник- оформитель, работая над созданием выставок, экспозиций, должен находиться в постоянном контакте с другими сотрудниками Музея. Поэтому, по мнению суда, передача обязанностей художника- оформителя Музея на аутсорсинг сомнительна. Музей нуждается в художнике- оформителе.
Кроме этого, суд полагает, что нарушена процедура увольнения Кузнецова А.В. с должности.
Согласно п. 4.1.1.Коллективного договора на 2021-2024гг, (т.1л.д. 80-86), работодатель при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации уведомляет совет трудового коллектива в письменной форме о сокращении численности или штата работников не позднее, чем за два месяца до его начала( ст.180 ТК РФ). Уведомление должно содержать проекты приказов о сокращении численности или штатов, список сокращаемых должностей или работников, перечень вакансий и предполагаемые варианты трудоустройства.
Руководитель Музея Русинов С.А. в судебном заседании пояснил, что в Музее создан Совет трудового коллектива, Совет является действующим органом. При заседаниях Совета ведутся протоколы.
11.10.2022 в соответствии с вышеуказанными положениями представителю трудового коллектива МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» Нефедовой А.Н. было направлено соответствующее уведомление( л.д.95).
Нефедова А.Н. выбрана представителем трудового коллектива Протоколом общего собрания трудового коллектива МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» ( т.1 л.д. 214-215).
Вместе с тем, суд полагает, что работодателем было нарушено положение п. 4.1.1.Коллективного договора, поскольку должен был уведомляться совет трудового коллектива, а не представитель трудового коллектива. Кроме того, какое либо собрание совета трудового коллектива для подготовки мотивированного отзыва на уведомление, как просил директор Музея ( т.1.л.д.90) не проводилось, мнение совета трудового коллектива не спрашивалось, кандидатуры сокращаемых лиц не обсуждались.
Поэтому отклоняются доводы стороны ответчика о том, что сокращение штата работников был согласовано с советом трудового коллектива в лице представителя Нефедовой А.Н., что подтверждается служебной запиской. Доказательств того, что Нефедова А.А. является членом совета трудового коллектива суду не представлено. Как и не представлено доказательств, что Нефедова А.А. обсуждала с коллективом предложенный вариант штатного расписания.
Из письменных пояснений Нефедовой А.А. как представителя трудового коллектива от 20.04.2023 следует, что она обсуждала с коллективом предложенный вариант штатного расписания, они с вариантом штатного расписания согласились.
Суду представлена Тетрадь собраний трудового коллектива, последнее собрание трудового коллектива состоялось 05.10.2021. Указанное свидетельствует о том, что обсуждения проекта штатного расписания не было, кандидатуры сокращаемых лиц и должностей не обсуждались.
Также суд обращает внимание на то, что согласно служебной записки от 04.10.2021, ответ на уведомление о сокращении был дан Нефедовой А.Н. не как членом трудового коллектива, а как Научным сотрудником Нефедовой А.Н.( т.1л.д.91).
В связи с изложенным, истец подлежит восстановлению на работе в прежней должности с 16.12.2022.
Согласно ч. 2 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В силу ч. 3 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Из Справки МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» от 01.02.2023 следует, что за период с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года среднедневной заработок Кузнецова А.В. составил 1 547,62руб. Данный размер подтвердила в судебном заседании свидетель Поздеева Е.Г., стороной истца указанный средний дневной заработок не оспорен. Сторона истца с данной справкой работодателя согласна.
Согласно данных производственного календаря для пятидневной рабочей недели, количество дней, подлежащих оплате за период вынужденного прогула, исчисляемого с 16.12.2022 (дата, следующая за днем увольнения) по 03.05.2023 (дата принятия судом решения), составляет 90 дней. Сумма среднего заработка за период вынужденного прогула – 139 285,8 руб. (1 547,62руб. x 90).
Судом установлено, что после расторжения трудового договора истцу выплачено выходное пособие в общей сумме 99 046,72руб. (24 761,92руб.( зачисление 15.12.2022) + 12 380руб.( зачисление 04.04.2023)+ 35 595,26руб.( зачисление 21.02.2023) + 26 309,54 руб.( зачисление 28.03.2023)( т1.л.д. 107,216,218).
В абз. 4 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указано, что при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.
В связи с восстановлением истца на работе, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит средний заработок за время вынужденного прогула по должности художник – оформитель за период с 16.12.2022 по 03.05.2023 в размере 40 239,08 руб.( 139 285,8 руб. - 99 046,72руб. ) с учетом удержания при выплате НДФЛ.
По требованию о взыскании компенсации морального вреда суд отмечает следующее.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями либо бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.
При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает необходимости доказывания работником факта несения нравственных и физических страданий в связи с нарушением его трудовых прав.
Суд полагает, что незаконным увольнением, лишением возможности трудится, нарушены трудовые права истца в связи с чем истцу, безусловно, причинен моральный вред, что в свою очередь, является основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает фактические обстоятельства дела, степень нравственных переживаний истца, требования разумности и справедливости, и считает необходимым удовлетворить требование истца о взыскании компенсации морального вреда частично, в сумме 10 000 руб., полагая ее в наибольшей степени способствующей восстановлению прав истца с соблюдением баланса интересов сторон. При этом суд учитывает, что истец длительное время работал в Музее, уволен в предпенсионном возрасте.
В соответствии с положениями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 307,17руб. (из расчета 300руб. +300 руб.+ 300 руб. -за требования о признании увольнения незаконными, восстановлении на работе, взыскании компенсация морального вреда, 1 407 руб. за требования имущественного характера).
В силу ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.
С учетом вышеуказанных положений, решение в части восстановления истца в должности художник- оформитель Муниципального бюджетного учреждения «Красноуфимский краеведческий музей» городского округа Красноуфимск обратить к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░ ░░░░░ 6507 №1-109/2014 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░>░░░░░░░░░ ░░░2» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░ 1046601050726 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░>░░░░░░░░░ ░░░2» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 16.12.2022.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 16.12.2022 ░░ 03.05.2023 ░ ░░░░░ 40 239,08 ░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 10 000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2 307,17░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░- 12.05.2023.
░░░░░- ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
«░░░░░ ░░░░░»
░░░░░░░ ░░░░░_______________
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ __________ ░░░15
«_____»______________ 2023