Дело № 2-542/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года г.Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коноваловой И.Е.,
при секретаре Токуновой Ж.С.,
с участием прокурора Серповой О.А.,
представителя третьего лица Степанкова К.С. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чайковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по формированию, определению границ и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища,
УСТАНОВИЛ:
Чайковский городской прокурор в интересах в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Сосновского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по формированию, определению границ и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.
В обосновании заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории Сосновского сельского поселения имеется 4 общественных кладбища, при этом земельные участки в <адрес> не поставлены на кадастровый учет, их межевание не проведено, право собственности на данные объекты органом местного самоуправления не зарегистрировано. Аналогичные нарушения выявлены в результате проверки, проведенной прокуратурой в феврале 2015 года, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы сельского поселения – главы администрации Сосновского сельского поселения внесено представление, которое не исполнено. Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории Сосновского сельского поселения, не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей Сосновского сельского поселения на организацию и благоустройство кладбищ, расположенных в <адрес>. Осуществление захоронений умерших на обезличенной территории влечет нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. В нарушение требований законодательства администрацией Сосновского сельского поселения земельные участки, на которых расположены кладбища, на кадастровый учет не поставлены, их межевание не проведено, право собственности на указанные земельные участки за органом местного самоуправления не зарегистрирован. В связи с невозможностью осуществления санитарного и экологического контроля над местами погребения создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды и причинения вреда здоровью жителей с <адрес>. Просит возложить на администрацию Сосновского сельского поселения Чайковского муниципального района обязанность принять меры по формированию, определению границ и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища в <адрес>
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, обязать администрацию Сосновского сельского поселения устранить нарушения, установив срок один год с момента вступления решения в законную силу.
Ответчик – администрация Сосновского сельского поселения о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, представителя в суд не направила, в отзыве на иск указала, что с исковыми требованиями не согласна. Указанные в иске кладбища существуют длительное время, они были созданы до образования муниципального образования «Сосновское сельское поселение». Функционирование кладбищ без оформления права собственности на занятые ими земельные участки не нарушают прав неопределенного круга лиц, так как захоронения продолжаются осуществляться, фактов отказа не было, кладбища содержатся. Претензий со стороны санитарно-эпидемиологических служб по содержанию кладбищ не было, производится уборка мусора путем организации субботников.
Представитель третьего лица ГКУ «Чайковское лесничество» - Степанков К.С. в судебном заседании пояснил, что в ходе сопоставления приложенных к запросу главы Сосновского сельского поселения выкопировок из публичной кадастровой карты, на которых отмечено приблизительное расположение кладбищ, с данными лесоустроительных планшетов, предположительно установлено, что указанные земельные участки частично или полностью расположены на землях лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация. Утверждать о нахождении земельных участков на землях лесного фонда можно только после уточнения их фактического расположения на местности с определением границ и их сопоставления с материалами лесоустройства.
Третье лицо - Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о времени и месте судебного заседания извещены, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в отзыве указали, что представитель администрации Сосновского сельского поселения с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении земельных участков в <адрес> не обращался.
Суд, заслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав представленные в обоснование иска доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 1). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2). Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями (подпункт 9 пункта 4).
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (часть 1 статьи 18). Места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные (часть 2 статьи 15).
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 13 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплен вопрос местного значения по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение (часть 1 статьи 4).
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (часть 1 статьи 16). Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 16). Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (часть 1 статьи 17). При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (часть 4 статьи 17).
В силу положений статьи 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).
В силу частей 1, 2 статьи 8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на территории Сосновского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края расположены кладбища – <адрес>.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объектах недвижимости – кладбищах, расположенных в д<адрес>, отсутствуют (л.д. 15-19).
При проведении Чайковской городской прокуратурой проверки установлено, что земельные участки, на которых расположены вышеуказанные кладбища, на кадастровый учет не поставлены, их границы не определены, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Исходя из содержания письменного заявления главы сельского поселения, данное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Отсутствие решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ на территории Сосновского сельского поселения, а также отсутствие государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на данные земельные участки приводит к нарушению прав жителей Сосновского сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбищ, расположенных в <адрес>. Исходя из того, что отсутствие определенных границ земельных участков препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В силу абзаца 7 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с установленными обстоятельствами, ответчик обязан устранить допущенные нарушения требований, установленных законом.
В соответствии со статьей 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что заявленный истцом срок, в течение которого ответчики обязаны организовать возложенные на них – один год с момента вступления решения в законную силу является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности ответчиком. Установленный факт предположительного нахождения территорий, занятых кладбищами, в границах земель лесного фонда потребует от ответчика совершения дополнительных в сравнении с обычным порядком действий, направленных на формирование соответствующих земельных участков и государственной регистрации на них права муниципальной собственности. В то же время, установление более продолжительного срока исполнения возлагаемой обязанности не будет отвечать тем целям, для которых в порядке принятия настоящего судебного постановления реализуются меры судебной защиты прав неопределенного круга лиц.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Чайковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Сосновского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края принять меры по формированию, определению границ и постановке на кадастровый учет, по регистрации права земельных участков, расположенных на территории Сосновского сельского поселения в <адрес>, на которых расположены кладбища.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 18.05.2018 года.
Судья /подпись/:
Копия верна:
Судья И.Е. Коновалова
Секретарь судебного заседания:
Решение (определение) ___ вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2-542/2018
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края