Судья Дубовик М.С. Дело № 33-13892/2019
25RS0010-01-2019-003926-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 января 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бичуковой И.Б.
судей Николиной С.В., Юдановой С.В.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних К.П.С., К.А.С., к администрации Находкинского городского округа о признании незаконным решения администрации Находкинского городского округа и признании семьи нуждающейся в жилом помещении,
по апелляционной жалобе администрации Находкинского городского округа на решение Находкинского городского суда Приморского края от 26.09.2019, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., объяснения представителя администрации Находкинского городского округа – И.О.В.., возражения К.А.С. и ее представителя – Г.О.А.., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
К.А.С. обратилась в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указала, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Находкинского городского округа от 30.03.2018 (протокол № №) ее семья в составе из четырех человек признана нуждающейся в жилом помещении в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года». В связи с изменением состава семьи по причине расторжения брака она 10.06.2019 обратилась в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о включении в состав участников указанной подпрограммы семьи в составе трех человек: К.А.С.., К.П.С. и К.А.С. Письмом от 11.07.2019 № № администрацией Находкинского городского округа ей было отказано в удовлетворении заявления, как не соответствующей определению «молодая семья». Просила признать незаконным данный отказ; признать ее семью нуждающейся в жилом помещении в составе К.А.С. К.П.С.., К.А.С. в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года».
В судебном заседании К.А.С. заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что в соответствии с п. 6 Правил, являющихся приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010, участником целевой программы может быть, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации и имеющего одного ребенка и более. Полагала отказ администрации Находкинского городского округа в признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» необоснованным, нарушающим ее жилищные права, а также права несовершеннолетних детей.
Представитель администрации Находкинского городского округа возражал против заявленных требований. Пояснил, что определение «молодая семья» дано в распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», согласно которому «молодая семья» - это семья, состоящая в первом зарегистрированном браке. Семья К. под определение «молодая семья» не подходит, поскольку по результатам рассмотрения документов, представленных истцом, было установлено, что К.А.С. состояла в двух зарегистрированных браках, которые в настоящее время прекращены. Бывший супруг истца - К.С.И.. также неоднократно состоял в браке, что противоречит определению «молодая семья». Определить нуждаемость в жилом помещении семьи истца не представляется возможным, так как сведения о разделе совместно нажитого имущества в двух браках К.А.С. представлены не были. Кроме того, у бывшего супруга истца - К.С.И. имеется доля в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные в Партизанском районе. В связи с этим постановлением администрации Находкинского городского округа от 24.09.2019 № № семья истца в составе из четырех человек исключена из списка граждан признанных нуждающимися в жилых помещениях с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года».
Постановленным решением суда решение администрации Находкинского городского округа об отказе в признании семьи К.А.С. нуждающейся в жилом помещении, оформленное письмом от 11.07.2019 № №, признано незаконным.
Семья К.А.С. в составе трех человек: К.А.С. несовершеннолетних К.П.С.., К.А.С. признана нуждающейся в жилом помещении в целях участи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020года» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 № №
На указанное решение суда администрацией Находкинского городского округа подана апелляционная жалоба, в которой со ссылкой на незаконность и необоснованность постановленного судебного акта изложена просьба о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика К.А.С. отразила просьбу об оставлении решения суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что имеются основания для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что К.С.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22.09.2012, договору купли-продажи от 28.05.2013 является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
В период с 18.08.2012 по 26.05.2015 К (С)А.С. состояла в зарегистрированном браке с Х.Д.А..
30.04.2016 К(Х)А.С. вступила в брак с К.С.И.
В данном браке рождены дети: К.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
01.06.2018 семья К. в составе 4-х человек: К.А.С.., К.С.И. и несовершеннолетние К.П.С.., К.А.С.., обратились в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020года» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года».
Согласно протоколу общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Находкинского городского округа от 30.03.2018 № №, семья К. в составе из четырех человек признана нуждающейся в жилом помещении в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года».
Данный протокол утвержден постановлением администрации Находкинского городского округа от 18.05.2018 № № Семья К. включена в список граждан, признанных нуждающихся в жилых помещениях с целью участия в указанной подпрограмме, являющийся приложением к данному постановлению (позиция 6 таблицы).
07.05.2019 брак между К.А.С.. и К.С.И. прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка № 48 судебного района г. Находки Приморского края от 01.04.2019.
После расторжения брака К.А.С. обратилась в администрацию Находкинского городского округа с заявлением от 10.06.2019 о признании нуждающейся в жилом помещении в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» в составе семьи из 3-х человек.
11.07.2019 К.А.С. дан письменный ответ № № о том, что ее семья не может являться участником настоящей подпрограммы, так как не соответствует определению молодая семья.
Постановлением администрации Находкинского городского округа от 24.09.2019 № № внесены изменения в приложение к постановлению администрации Находкинского городского округа от 18.05.2018 № № выражающиеся в признании утратившим силу позицию 6 таблицы.
Исключение семьи К. из списка граждан, признанных нуждающихся в жилых помещениях с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» повлекло обращение К.А.С. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Конституции Российской Федерации, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также разъяснениями, приведенными в Письме Минстроя России от 07.09.2015 № 28617-ВМ/05 «О разъяснении изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 № 889».
Проанализировав установленные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что расторжение брака, а также количество ранее зарегистрированных и расторгнутых браков К.А.С. до обращения в орган местного самоуправления с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» не может являться основанием для отказа в признании семьи К.А.С. в составе трех человек нуждающейся в жилом помещении с целью участия в данной подпрограмме.
Признав семью К.А.С. состоящую из 3-х человек, отвечающей предъявленным требованиям для включения молодой семьи в указанную подпрограмму, суд посчитал отказ администрации Находкинского городского округа в признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении в целях включения в подпрограмму неправомерным.
При этом суд обратил внимание на то, что государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, которое исключает произвольный отказ от него.
Судебная коллегия считает такой вывод противоречащим нормам материального права и фактическим обстоятельствам.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.12.2010 № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В силу Правил, утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации, молодым семьям предоставлено право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, возникновение которого обусловлено определенными условиями.
Так в соответствии с п. 6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие требованиям, указанным в данном пункте.
К таким требованиям относятся: определенный возраст участников (не более 35 лет); признание семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи необходимого дохода.
Из приведенного пункта следует, что правовая категория «неполная молодая семья» является составляющей правовой категории «молодая семья».
При этом само понятие «молодая семья» в Правилах не содержится.
Не определено такое понятие и в федеральных законах.
В связи с этим Правительство Российской Федерации на основании ст.ст. 13, 16 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», формируя федеральные целевые программы и обеспечивая их реализацию и принимая меры по реализации молодежной политики вправе при принятии нормативного правового акта определить категории граждан или юридических лиц, на которых распространяются положения данного правового акта.
Учитывая, что подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» направлена на достижение целей государственной молодежной политики, одной из приоритетных задач которой, согласно Основам государственной молодежной политике Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р, является развитие системы льгот и субсидий для молодых семей, включающие предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья, категория граждан, на которых распространяется указанная подпрограмма, определена в самих Основах.
На основании пункта 2 настоящих Основ молодая семья это семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в котором возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).
Следовательно, основным признаком молодой семьи, на которую распространяются положения подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», является первичность зарегистрированного брака, который распространяется и на неполную молодую семью.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии значимости количества зарегистрированных и расторгнутых браков неверен.
Принимая во внимание факт документального подтверждения того, что К.А.С. на момент подачи первого заявления о включении ее семьи в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» дважды состояла в браке, включение ее в состав участников данной подпрограммы осуществлено в нарушение действующего законодательства.
В данном случае приведение органом местного самоуправления списка претендентов на получение социальной выплаты в соответствии с требованиями правового акта, устанавливающего порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, путем исключения семьи КА.С. из списков молодой семьи, переставшей удовлетворять условиям Программы, произведено в целях устранения допущенного нарушения.
Поскольку изменение состава семьи К.А.С. не повлекло возникновение у семьи статуса молодой семьи, оснований для признания семьи К.А.С. нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа» не имелось.
Таким образом, удовлетворение судом исковых требований К.А.С. признается судебной коллегией необоснованно.
На основании изложенного, постановленное судом решение подлежит отмене с принятием судебной коллегией нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 26.09.2019 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.А.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних К.П.С., К.А.С., к администрации Находкинского городского округа о признании незаконным решения администрации Находкинского городского округа и признании семьи нуждающейся в жилом помещении, отказать.
Председательствующий Судьи