Дело № 2-228/2020
УИД 75RS0021-01-2020-000436-38
Категория дела 2.075
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Улеты 22 сентября 2020 года
Улетовский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю.,
при секретаре Цыдыпове Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) к Ивановой Елене Викторовне о взыскании суммы переплаты компенсационной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд с иском к Ивановой Е.В. о взыскании суммы переплаты компенсационной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами, указывая на то, что на основании личного заявления ФИО5 и Ивановой от 21 июля 2010 года, Ивановой Е.В. была назначена компенсационная выплата как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющей уход за нетрудоспособным гражданином. Одновременно ФИО5 и Ивановой Е.В. было дано обязательство о незамедлительном извещении органа пенсионного обеспечения об обстоятельствах влекущих прекращение выплаты. На момент обращения Ивановой Е.В. за компенсационной выплатой ею были представлены все необходимые документы, подтверждающие право на установление компенсационной выплаты. 10 июля 2019 года от ФИО5 в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) поступило заявление о прекращении компенсационной выплаты с 01 января 2019 года, в связи с прекращением ухода ухаживающего лица Ивановой Е.В. При проведении проверки индивидуальных сведений застрахованных лиц было установлено, что Иванова Е.В. с 01 июня 2012 года по 31 декабря 2017 года осуществляла трудовую деятельность в ООО «Картофель Забайкалья», однако в УПФР об этом не сообщила. По факту переплаты ежемесячной компенсационной выплаты был составлен Протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии №2548 от 21 августа 2019 года, в соответствии с которым сумма переплаты за период с 01 июля 2012 года по 31 декабря 2017 года составила 89280 руб. Ивановой Е.В. было направлено уведомление 28 августа 2019 года №6526 о добровольном возврате суммы выплаты в срок 20 сентября 2019 года, однако, денежные средства на расчетный счет органа ПФР от ответчика до настоящего времени не поступили, в связи с чем, УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) просит взыскать с Ивановой Е.В. сумму незаконно полученной ежемесячной компенсационной выплаты за период с 01 июля 2012 года по 31 декабря 2018 года в сумме 89280 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01 января 2018 года по 30 июня 2020 года в размере 15945,16 руб. и начислять проценты с 01 июля 2020 года по дату фактической уплаты долга в размере ключевой ставки Банка России.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, отказавшись от исковых требований в части взыскания суммы переплаты компенсационной выплаты в размере 89280 руб., в связи с добровольной оплатой, просит взыскать с Ивановой Е.В. проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 16187,58 руб.
Представитель истца в судебное заседание не явился, согласно предоставленному ходатайству просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Ответчик Иванова Е.В. в судебном заседании признавая требования истца, пояснила, что в добровольном порядке оплатила сумму долга, указанную в направленной истцом в ее адрес претензии, то есть без уплаты процентов.
ФИО5, ФИО6, привлеченные в качестве третьего лица по делу протокольным определением суда от 29 июля 2020 года, в судебное заседание не явились. Извещены надлежаще, о чем в деле имеются расписки, ходатайств об отложении или о рассмотрении дела в их отсутствие не направили, позиции по заявленному иску не представили.
В соответствии с ч. ч. 1,3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» были установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 руб., с учетом районного коэффициента на территории г. Читы и Читинского района в размере 1440 руб.
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 названного Указа).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к числу которых относятся престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении компенсационной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» Правительством Российской Федерации принято постановление от 4 июня 2007 г. N 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», которым были утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Пунктом 2 названного постановления определено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 2 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил).
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (пункт 5 Правил).
Пунктом 6 Правил определен перечень документов, необходимых для назначения компенсационной выплаты, в который в том числе входят: справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице.
Судом установлено, что 21 июля 2010 года Иванова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в УПФР РФ в г. Чите и Читинском районе Забайкальского края с заявлениями о назначении Ивановой Е.В. ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ФИО5 В своем заявлении Иванова Е.В. указала, что не работает, в качестве частного предпринимателя не зарегистрирована, пенсию, в том числе от другого ведомства, не получает, уведомлена о том, что осуществление ежемесячной компенсационной выплаты прекращается в том числе в случае устройства на работу, о чем обязалась сообщить в течении пяти дней (л.д.11,12).
Решением УПФР в г. Чите (межрайонное) Забайкальский край Ивановой Е.В. назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» по уходу за нетрудоспособным лицом – ФИО5 в размере 1400 руб. с 01 июля 2010 года (л.д.13).
В пункте 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.
В числе этих случаев - выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт «д» пункта 9 Правил).
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (пункт 10 Правил).Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (пункт 11 Правил).
Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
21 августа 2019 года УПФР в Забайкальском крае (г. Чита и Читинский район) был составлен протокол N 2548 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии в отношении ФИО5, где зафиксирован факт излишне выплаченной пенсии – компенсация лицу, занятому уходом (гос. пенсия) за период с 01 июля 2012 г. по 31 декабря 2017 года в сумме 89280 руб. в связи с трудоустройством ухаживающего лица Ивановой Е.В., 05 ноября 1968 года рождения (л.д.24).
В материалах дела также имеется информация из лицевого счета застрахованного лица Ивановой Е.В., согласно которому Иванова Е.В. осуществляла трудовую деятельность с 01 июня 2012 года по 31 декабря 2017 года в ООО «Картофель Забайкалья» (л.д.15-17).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход в отношении нетрудоспособных граждан.
В силу п. 4 ст. 23 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Согласно п. 2 ст. 25 того же Закона в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Решением Центра ПФР в Забайкальском крае (г. Чита и Читинский район) №11111 от 14 августа 2019 года ежемесячнаявыплатапрекращена (л.д. ).
Из расчета излишне выплаченных сумм пенсии и иных социальных выплат ФИО5 за период с июля 2012 года по декабрь 2017 года излишне выплачено 89280 руб. (ежемесячно по 1440 рублей).
Требованием от 28 августа 2019 года УПФР в г. Чите (межрайонное) обратилось к ответчику Ивановой Е.В. с требованием о добровольной уплате излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты, которое осталось без удовлетворения.
Согласно чек ордера от 23 июля 2020 года №4916, Иванова Е.В., признав требования истца, оплатила сумму компенсационной выплаты в размере 89280 руб. в добровольном порядке (л.д. ). В указанную сумму не вошла оплата процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 16187,58 руб., заявленная истцом согласно ч.1 ст. 395 ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку в судебном заседании установлен факт неосновательного обогащения, который также был признан ответчиком, что выразилось в добровольной его оплате до вынесения решения по делу, требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 16187,58 руб. подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 647,50 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) к Ивановой Елене Викторовне удовлетворить.
Взыскать с Ивановой Елены Викторовны в пользу УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 16187,58 руб.
Взыскать с Ивановой Елены Викторовны государственную пошлину в размере 647,50 рублей в бюджет муниципального района «Улетовский район».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через в Улетовский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло