Дело №2а-795/2021
68RS0015-01-2021-000988-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2021 года г.Моршанск
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Комаровой И.А.,
при секретаре Нечаевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации города Моршанска к Моршанскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Тамбовской области, судебному приставу-исполнителю Моршанского районного отделения судебных приставов УФССП России по Тамбовской области Лучиной Ирине Алексеевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тамбовской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать администрацию города Моршанска предоставить Лопуховой Татьяне Николаевне вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение (квартиру), равнозначное занимаемому, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее № кв.м, отвечающее установленным требованиям в границах населенного пункта-город Моршанск.
В связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем Моршанского РОСП УФССП России по Тамбовской области Лучиной И.А. 21 апреля 2021 года вынесено постановление о взыскании с администрации г.Моршанска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрация города Моршанска обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Моршанского РОСП Лучиной И.А., УФССП России по Тамбовской области об уменьшении размера исполнительского сбора.
В обоснование иска административный истец указывает, что не исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок для добровольного исполнения было вызвано объективными причинами, не зависящими от воли должника. В настоящий момент администрация города Моршанска не располагает свободным жилым фондом, отвечающим условиям, указанным в решении Моршанского районного суда Тамбовской области по гражданскому делу № 2-749/2020 от 11.08.2020 г.
Строительство муниципального жилья в городе Моршанске не осуществляется в виду отсутствия финансирования на эти цели, большая часть муниципального жилищного фонда приватизирована гражданами, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями лишь за счет освобождающегося муниципального жилищного фонда.
Администрацией города проводится работа по признанию права муниципальной собственности на жилые помещения, оставшиеся не унаследованными после смерти их владельцев, как на выморочное имущество, в судебном порядке. Также проводится работа по выселению недобросовестных нанимателей муниципальных жилых помещений и членов их семей, по основаниям, предусмотренным жилищным и гражданским законодательством. После принятия данных квартир в муниципальную собственность, у администрации города появляется возможность частично решить проблему нехватки жилья, предоставляемого во внеочередном порядке по договорам социального найма.
Поскольку решение суда о предоставлении жилого помещения вне очереди Лопуховой Т.Н. вступило в законную силу 18.11.2020 года, в связи с принятием бюджета города на 2020 год с предельным дефицитом, а также недостаточностью средств на первоочередные, социально-значимые расходы муниципальных учреждений, предусмотреть в бюджете города расходы на приобретение жилья для Лопуховой Т.Н. в 2020 году не представилось возможным.
Бюджет города Моршанска на 2021 год также сформирован с предельным дефицитом. В бюджете города не в полном объеме предусмотрены бюджетные ассигнования на оплату труда с начислениями работникам муниципальных и бюджетных учреждений, на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями и других первоочередных социально-значимых расходов.
Поскольку в данный момент в муниципальном жилом фонде отсутствуют свободные жилые помещения, подлежащие распределению по договору социального найма, а в наличии имеются лишь комнаты в коммунальных квартирах, решение вопроса по предоставлению подходящего жилого помещения для Лопуховой Т.Н. требует некоторого времени.
На основании изложенного, просят уменьшить размер исполнительского сбора, наложенного на администрацию города Моршанска Тамбовской области постановлением от 21.04.2020 года по исполнительному производству № №-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца –администрации г.Моршанска, Стацук Я.С. административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Моршанского РОСП Лучина И.А исковые требования не признала и пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства было получено администрацией ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Моршанска обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, в связи с этим исполнительные действия и меры принудительного исполнения по исполнительному производству были отложены. Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении отсрочке было отказано. Апелляционным определением Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение оставлено без изменения. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ возобновлено, направлен запрос в адрес должника об исполнении решения суда. ДД.ММ.ГГГГ. от администрации г.Моршанска поступили сведения о том, что подано заявление об отсрочке исполнения решения суда. Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении отсрочки было отказано. В отношении должника ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора на сумму 50 000 рублей, поскольку должник не применял в полной мере все действия, направленные на исполнение решения суда, кроме ожидания выморочного имущества, либо выявления недобросовестных нанимателей. Подобные процедуры требуют длительного времени. Иные действия должником не проводились, денежные средства из бюджета не изыскивались. Указанное приводит к необоснованному затягиванию сроков в исполнительном производстве. Просит административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Представители административных ответчиков УФССП России по Тамбовской области, Моршанского РОСП УФССП России по Тамбовской области в суд не явились. О слушании дела извещены в установленном законом порядке. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей УФССП России по Тамбовской области и Моршанского РОСП УФССП России по Тамбовской области.
Заинтересованное лицо взыскатель по исполнительному производству Лопухова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещалась неоднократно в установленном законом порядке по адресу регистарции. Почтовые уведомления возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения». При таких обстоятельствах, суд признает, что имеет место надлежащее извещение Лопуховой Т.Н. и считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.
Согласно п.п. 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Как следует из материалов дела, решением Моршанского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал администрацию города Моршанска предоставить Лопуховой Т.Н. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение (квартиру), равнозначное занимаемому, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее № кв.м, отвечающее установленным требованиям в границах населенного пункта - город Моршанск.
На основании решения выдан исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации г.Моршанска и предоставлен срок для добровольного исполнения требования.
На момент получения органом местного самоуправления постановления о возбуждении исполнительных производств жилое помещение, удовлетворяющее параметрам, указанным в подлежащем исполнению судебном решении, в муниципальной собственности отсутствовало, в связи с чем, должник в установленный срок не исполнил требования исполнительного документа.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для взыскания с администрации г.Моршанска исполнительского сбора, поскольку должник в установленный срок не исполнил требования исполнительного документа.
На день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора 21.04.2021 г. администрацией г.Моршанска решение суда также не исполнено.
Доводы стороны административного истца о том, что решение суда не было исполнено по независящим от них обстоятельствам, суд отклоняет, поскольку доказательств данных доводов в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, судом установлено, и не оспаривалось стороной административных ответчиков, что администрацией г.Моршанска принимаются определенные меры по исполнению: проводится работа по признанию права муниципальной собственности на жилые помещения, оставшиеся не унаследованными после смерти их владельцев, как на выморочное имущество, в судебном порядке; работа по выселению недобросовестных нанимателей муниципальных жилых помещений и членов их семей, по основаниям, предусмотренным жилищным и гражданским законодательством. После освобождения какого-либо из указанных помещений, будет решен вопрос о предоставлении жилого помещения во исполнении решения суда для Лопуховой Т.Н.
Как следует из сообщения первого заместителя главы администрации города Моршанска от ДД.ММ.ГГГГ. в муниципальном жилищном фонде после смерти нанимателя освободилось жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м. После проведения его в надлежащее состояние, оно будет предложено Лопуховой Т.Н. для переселения.
Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ № начальника финансового отдела администрации города Моршанска Невякиной О.В., бюджет города на 2021 год сформирован и утвержден с предельным дефицитом в сумме №. В бюджете города не в полном объеме предусмотрены бюджетные ассигнования даже на оплату труда с начислениями работникам муниципальных и бюджетных учреждений, на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями и других первоочередных, социально-значимых расходов.
По данным финансового отдела администрации города Моршанска от 09 июня 2021г. в соответствии с решением Моршанского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2020 г. №67 «О бюджете города Моршаснка на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в бюджете города на 2021 год предусмотрены бюджетные ассигновании для приобретения жилого помещения, во исполнение решений Моршанского районного суда о предоставлении жилого помещения вне очереди, в сумме №
Таким образом, органом местного самоуправления были предприняты возможные меры, направленные на исполнение решения суда.
Принимая во внимание степень вины Администрации города Моршанска в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа, ее имущественное положение, а также объем совершенных ею действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума N 50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд приходит к выводу об уменьшении взысканного с администрации города Моршанска размера исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, то есть до 37500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-176,178-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации города Моршанска к Моршанскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Тамбовской области, судебному приставу-исполнителю Моршанского районного отделения судебных приставов УФССП России по Тамбовской области Лучиной Ирине Алексеевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тамбовской области об уменьшении размера исполнительского сбора – удовлетворить.
Снизить на 1/4 размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Моршанского РОСП УФССП России по Тамбовской области от 21 апреля 2021 года по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ года № №, установив исполнительский сбор в размере 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления решения судом в окончательной форме.
Судья: И.А.Комарова
Решение составлено в окончательной форме 06 июля 2021 года.
Судья: И.А.Комарова