дело №2а-1258/2021 г.
26RS0020-01-2021-002056-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2021 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Рулева И.А.,
при секретаре Маковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Ставропольскому краю к ННВ о взыскании обязательных платежей и санкций (налога на имущество и пени, земельного налога и пени),
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском к ННВ о взыскании обязательных платежей и санкций (налога на имущество и пени, земельного налога и пени) в общей сумме 249,13 рублей.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ННВ состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю в качестве налогоплательщика.
В соответствии с законом РФ «О налоге на имущество физических лиц» №2003-1 от 09.12.1991 года административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Налоговая задолженность у должника образовалась за 2014 год.
Также ННВ является плательщиком земельного налога.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 09.04.2015 года №, в котором указанны суммы налога, подлежащие уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В установленные сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджет задолженностей, в связи с чем инспекция обратилась к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании с ННВ задолженности по налогам и сборам.
Мировым судьей судебного участка №2 Кочубеевского района Ставропольского края в удовлетворении заявления о выдаче судебного приказа было отказано, поскольку заявленные требования не являются бесспорными, о чем вынесено определение от 30.03.2021 года.
Налоговым кодексом предусмотрена возможность восстановления судом срока подачи искового заявления, в случае заявления налоговым органом соответствующего ходатайства и наличии уважительных причин.
В соответствии с ч.1 ст.126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч.7 ст.125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Однако при направлении налоговым органом заказным письмом с уведомлением в адрес административного ответчика копии административного искового заявления и приложенных к нему документов возникают проблемы, связанные с возвратом данных писем по причине истечения срока хранения почтовых уведомлений, отсутствия адресата.
По указанным причинам при обращении в суд налоговый орган к пакету документов прикладывает копии почтовых реестров с доказательством направления в адрес административного ответчика заявления и распечатку с сайта почты России (в случае наличия сведений о вручении).
На основании изложенного, просят суд восстановить срок на подачу административного искового заявления в суд и принять его к производству. Взыскать с ННВ задолженность в общей сумме 249,13 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России №8 по СК, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, не явился, представив ходатайство о рассмотрении административного в отсутствие его представителя. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного лица.
Административный ответчик ННВ, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, об отложении не ходатайствовал. На основании ч.6 ст.226 КАС дело рассмотрено дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также пункте 1 статьи 3, подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Из материалов дела следует, что в соответствии со ст. 52 НК РФ ННВ было направлено налоговое уведомление № от 09.04.2015 года об оплате земельного налога и налога на имущество по сроку уплаты не позднее 01.10.2015 года.
В связи с тем, что в сроки, установленные законодательством, налогоплательщик ННВ суммы налога, указанные в уведомлении, не уплатил, инспекцией в порядке досудебного урегулирования и на основании ст.ст. 69, 70 НК РФ направлено требование об уплате земельного налога, с предложением добровольно оплатить суммы налога: № от 18.10.2015 года по сроку уплаты до 26.01.2016 года.
В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога, административным ответчиком административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с ННВ Мировым судьей судебного участка № 2 Кочубеевского района Ставропольского края 30.03.2021 года было вынесено определение об отказе в вынесении судебного приказа в связи с тем, что требование не является бесспорным.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании недоимки подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из материалов дела следует, что требование № выставлено ННВ 18 октября 2015 года, срок исполнения по которому установлен до 26.01.2016 года. Общая сумма налога, подлежащая взысканию с должника, не превышала 3 000 рублей.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Кочубеевский районный суд Ставропольского края 24.08.2021 года.
В административном исковом заявлении содержится ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу данного административного искового заявления, из которого следует, что причиной является выполнение требований части 1 статьи 126 КАС РФ о необходимости приложить к административному исковому заявлению уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. При этом ссылается на то, что при направлении налоговым органом заказным письмом с уведомлением в адрес административного ответчика указанных документов, возникают проблемы с возвратом данных писем по причине истечения срока хранения почтовых уведомлений, отсутствие адресата.
Однако, суд исходит из того, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
В связи с чем, оснований для удовлетворения ходатайства МИФНС России №8 по СК о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 292, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Ходатайство Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления оставить без удовлетворения.
В удовлетворении административных исковых требований межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ставропольскому краю к ННВ о взыскании обязательных платежей и санкций (налога на имущество и пени, земельного налога и пени) отказать в связи с пропуском срока на подачу административного искового заявления.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Рулев
Мотивированное решение по делу изготовлено 07.10.2021 года.