Дело № 2-10601/2023
50RS0031-01-2023-012654-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2023 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.,
при секретаре с/з Григорьевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судом заседании гражданское дело по исковому заявлению Королевой Галины Вячеславовны к СНТ «Нарские пруды» о ликвидации приюта, об обязании убрать ограждения, домики для кошек, об обязании привести в первоначальный вид, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с уточненными исковыми требованиями к СНТ «Нарские пруды» об обязании председателя СНТ «Нарские пруды» ликвидировать незаконный приют для кошек, убрать ограждения, домики и привести данную территорию в первоначальный вид; о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 35 000 руб. 00 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовых расходов 326 руб. 44 коп.
В обосновании исковых требований истец указывает на то, что в 2021 году из-за нерегулярного вызова мусора и постоянной загрязненной территории вокруг мусорных бочков на территории СНТ «Нарские пруды», развелось многочисленное поголовье диких кошек. Председатель СНТ Черняков А.А. самостоятельно разрешил установить кошачьи домики и создать незаконный приют для кошек, нарушая тем самым Федеральный закон № 217, устав СНТ «Нарские пруды» п. 8.6 п.п. 3, СанПин 2.2.1/2.1.1200-03, п. 1 ст. 9, п. 1-6, п.п. 1-8, п. 7 Федерального закона № 498 от 27.12.2018 об ответственности обращения с животными и отдельные законодательные акты. Приют (питомник) находится в непосредственной близости с домом правления, магазином сезонной торговли продуктами, мусорными баками, участками и домами членов СНТ «Нарские пруды», в том числе и участка истца № На просьбу истца убрать приют (питомник) с земель общего пользования, председатель Черняков А.А. ответил категорическим отказом, при этом сославшись на поддержку Кубинской Администрации, а потом и на поддержку Одинцовской Администрации.
Истец со своим представителем в судебное заседание явились, поддержали исковые требования в полном объеме. Пояснили, что на общем собрании никогда не осуждалось возведение приюта на территории СНТ. На территории бегают разные животные, стоят миски с кормом. Устав товарищества не предусматривает возведение каких-либо приютов для бездомных животных.
Ответчик в лице председателя СНТ «Нарские пруды» Черняков А.А. и его представитель в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что на общем собрании было принято решение большинством голосов о возведении питомника, также жители СНТ «Нарские пруды» помогают. Кошки не живут там на постоянной основе, они приходят туда покушать или укрыться от дождя.
Суд, выслушав истца, представителя истца, ответчика, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствий оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В первоначальном иске истец указывает на определение слова «питомник», а в уточненном иске истец просит заменить слово «питомник» на «приют».
Согласно Приказу ДЖКХ г. Москвы и Мосприроды от 20.02.2021 № 01-01-13-31/21/05-09-34/21 (ред. от 20.04.2022) «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных на территории города Москвы» приют для животных - здания, строения, сооружения, находящиеся во владении или пользовании государственных или муниципальных учреждений, негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей, специально предназначенные и оборудованные для содержания собак и кошек, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, собак и кошек, от права собственности на которых владельцы отказались (далее - Приют).
Приют для диких животных (центр реабилитации для диких животных) - здания, строения, сооружения, находящиеся во владении или пользовании государственных или муниципальных учреждений, негосударственных коммерческих и некоммерческих организации, а также индивидуальных предпринимателей, предназначенные и оборудованные для осуществления деятельности по восстановлению здоровья, содержанию, карантинированию и содействию адаптации видов диких животных, отнесенных к объектам животного мира, изъятых из среды обитания либо незаконного владения и пользования, в том числе направленной на подготовку к возврату их в естественную среду обитания (при возможности).
Также термин приют для животных содержится в «Модельный закон об обращении с животными» (Вместе с «Потенциально опасными породами собак») (Принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29-17 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) приют для животных - имущественный комплекс, специально предназначенный и оборудованный для содержания животных-компаньонов, изъятых или иным образом отчужденных, найденных или переданных из пункта временного содержания животных, а также помещенных их владельцами на определенное время.
Ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица. В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг. В отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.
Питомник – это кинологическая организация, занимается племенным разведением только породистых животных, имеющих допуск в разведение. А приют – это просто содержание животных, оставшихся без хозяев, чаще всего это дворняжки или потерявшиеся породистые животные. Цель приюта – пристройство животных, чаще всего бесплатное.
В своем иске истец указывает на то, что в 2021 году из-за нерегулярного вызова мусора и постоянной загрязненной территории вокруг мусорных бочков на территории СНТ «Нарские пруды», развелось многочисленное поголовье диких кошек. Председатель СНТ Черняков А.А. самостоятельно разрешил установить кошачьи домики и создать незаконный приют для кошек, нарушая тем самым Федеральный закон № 217, устав СНТ «Нарские пруды» п. 8.6 п.п. 3, СанПин 2.2.1/2.1.1200-03, п. 1 ст. 9, п. 1-6, п.п. 1-8, п. 7 Федерального закона № 498 от 27.12.2018 об ответственности обращения с животными и отдельные законодательные акты.
Приют (питомник) находится в непосредственной близости с домом правления, магазином сезонной торговли продуктами, мусорными баками, участками и домами членов СНТ «Нарские пруды», в том числе и участка истца № На просьбу истца убрать приют (питомник) с земель общего пользования, председатель Черняков А.А. ответил категорическим отказом, при этом сославшись на поддержку Кубинской Администрации, а потом и на поддержку Одинцовской Администрации.
Согласно п. 8.6 устава СНТ «Нарские пруды» наряду с обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством для членов некоммерческой организации, член товарищества обязан:
- не нарушать права других членов товарищества и лиц, осуществляющих ведение садоводства на земельных участках, расположенных в границах территории товарищества, без участия в товариществе;
- своевременно уплачивать взносы, предусмотренные Уставом;
- использовать свой земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования и целевым назначением;
- соблюдать на своем участке: архитектурные стандарты в соответствии с градостроительными нормами для садоводческих товариществ в Московской области, санитарные нормы, агротехнические, противопожарные требования, ограничения и режимы (в том числе соблюдение режима тишины), установленные действующим законодательством для территории, предназначенной для ведения садоводства и отдыха граждан;
- исполнять решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества, в рамках полномочий, установленных или возложенных на них общим собранием членов товарищества;
- соблюдать иные обязанности, связанные с осуществлением деятельности в границах территории товарищества, предназначенной для ведения садоводства и отдыха граждан, установленные законодательством РФ.
Согласно решения общего собрания СНТ «Нарские пруды» от 23.09.2023 по вопросу номер 8 в повестке собрания «Кошкин дом», принято решение об утверждении для волонтеров СНТ место, площадью 15 кв.м., на въезде в товарищество.
Из 154 голосовавших, при составе 270 членов и нечленов товарищества, «за» проголосовали 133.
Исходя из понятия «приют для животных», определяемого действующим законодательством СНТ не осуществляет деятельность по содержанию животных в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях, не оказывает деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг, не ведет прием животных, их учет, карантирование, и т.д.
Наличие нескольких домиков для бездомных кошек и их кормления добровольной помощью жителей СНТ, и соответствует закона РФ, исключающее жестокое обращение с животными.
Согласно ответу от Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 07.07.2023 № 136-01ТГ-10323 установлено, что Администрация Одинцовского городского округа Московской области, рассмотрев обращение Королевой Г.В., вх. от 14.06.2023 № 136-01ОГ-8732 о ненадлежащем содержании бездомных кошек на территории СНТ «Нарские пруды», расположенном по адресу: АДРЕС сообщает, что в соответствии с Законом Московской области от 28.12.2016 № 201/2016-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с животными без владельцев», Администрация наделена государственными полномочиями по отлову, содержанию и ветеринарному обслуживанию только собак без владельцев. Мероприятия по отлову, содержанию и ветеринарному обслуживанию кошек не предусмотрены законом.
Судом был направлен запрос в Управление Роспотребнадзора по Московской области о предоставлении заключения по возможности содержания бездомных кошек на землях общего пользования в СНТ «Нарские пруды», возможно ли размещение «домиков» для кошек, кормушек для бездомных кошек на землях общего пользования, соблюдаются ли нормы и правила по обращению с бездомными кошками, не нарушены ли СНиПы при создании места для кормления и размещения кошек на земельном участке, расположенном по адресу: АДРЕС
Согласно ответу на запрос от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 26.10.2023 № 19ИСХ-19170 установлено, что должностным лицом Министерства осуществлен выезд по указанному адресу, в ходе которого установлено, что на территории СНТ «Нарские пруды» оборудованы постройки в количестве 5 штук, вблизи которых расставлены миски с кошачьим кормом и водой. На момент выезда на территории СНТ установлено наличие 6 кошек. Животные не имеют владельца, обязательные противоэпозоотические мероприятия не проводятся.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального Закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям законодательства в области обращения с животными.
Пункт 1 статьи 17 Федерального Закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:
1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;
2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;
3) гуманного отношения к животным без владельцев;
4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;
5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;
6) возврата потерявшихся животных их владельцам.
Приюты для животных должны отвечать обязательным требованиям, установленными Законом об ответственном обращении с животными и распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27.12.2019 № 20РВ-436 «Об утверждении Порядка по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания в них».
Пунктом 6 статьи 16 Федерального Закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.
В частности, владельцы приютов обязаны обеспечить:
- надлежащий уход за животными;
- своевременное оказание животным ветеринарной помощи и своевременное осуществление обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями Закона об ответственном обращении с животными, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;
- принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;
- осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, указанный в обращении объект не является приютом и вышеуказанные требования к нему неприменимы.
Кроме того, размещение домиков для кошек и размещение мест для кормления не нарушает права и законные интересы истца.
Суд, с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, пояснений сторон, с учетом материалов дела, приходит к выводу об отсутствий оснований для удовлетворения исковых требований, учитывая также ответ на судебный запрос от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, что данный объект не является приютом и вышеуказанные требования законы к нему неприменимы.
Поскольку в удовлетворении основных требований истца отказано, оснований для удовлетворения производных требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 35 000 руб., почтовых расходов в размере 326 руб. 44 коп. и расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. по смыслу ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, у суда не имеется.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Королевой Галины Вячеславовны к СНТ «Нарские пруды» о ликвидации приюта, об обязании убрать ограждения, домики для кошек, об обязании привести в первоначальный вид, взыскании судебных расходов, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Д.К. Васина
Мотивированное решение составлено 13 ноября 2023 года.