Дело № 3-112/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 3 апреля 2015 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Кропотовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тропниковой Н.Л. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Тропникова Н.Л. обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью ... кв.метров с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации подземной автостоянки манежного типа, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости ... рублей.
Заявление обосновано следующим: Тропникова Н.Л. является собственником указанного земельного участка на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и не был включен в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость данного участка определена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года №222.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка его кадастровая стоимость составляет ... рублей. Тропниковой Н.Л. произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО «...» № рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере ... рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 66 Земельного кодекса РФ и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ судом принято уточненное заявление Тропниковой Н.Л., в котором заявитель просит об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере его рыночной стоимости ... рублей. В обоснование заявления представитель заявителя Нефедьева А.А. представила отчет ООО «...» № оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ Тропникова Н.Л. не явилась, ее представитель Нефедьева А.А. уточненное заявление поддержала.
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ своего представителя не направил. В предыдущих судебных заседаниях представитель Департамента Россеева О.С. возражала в удовлетворении заявления, представила отзыв на заявление, в котором указала на недостатки отчета оценки рыночной стоимости земельного участка.
Управлением Росреестра по Ярославской области, ФГУБ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области представлены отзывы на заявление Тропниковой Н.Л., в которых заинтересованные лица возражают в удовлетворении заявления в связи с установлением в отношении земельного участка заявителя кадастровой стоимости в соответствии с требованиями закона и отсутствием доказательств достоверности представленного заявителем отчета о рыночной стоимости земельного участка, экспертиза на соответствие представленного заявителем отчета требованиям федеральных стандартов оценки не проводилась.
Правительство Ярославской области своего представителя в судебное заседание не направило, мнения по заявлению Тропниковой Н.Л. не представило.
Судом заслушан специалист ООО «...» ФИО8., которая поддержала отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка заявителя.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявление Тропниковой Н.Л. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Тропникова Н.Л. является собственником земельного участка площадью ... кв.метров с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации подземной автостоянки манежного типа, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 года № 146 "О земельном налоге" на территории города Ярославля установлен земельный налог и введен в действие с 1 января 2006 года. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый период, порядок исчисления земельного налога определяются Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 1 названного Решения).
В п. 2 Решения установлена налоговая ставка, размер которой зависит от кадастровой стоимости участка.
Таким образом, правоотношения заявителя по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявитель Тропникова Н.Л. в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого она является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, он не вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена согласно абзацу 2 статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года №222.
Согласно положениям Методических указаний кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Удельные показатели кадастровой стоимости установлены в постановлении Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельного участка площадью ... кв.метров с кадастровым номером № составляет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ... рублей.
Заявителем представлен отчет ООО «...» № об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка равна ... рублей.
Заинтересованные лица в своих отзывах указали на необходимость проведения экспертизы на соответствие представленного заявителем отчета требованиям федеральных стандартов оценки.
Тропникова Н.Л. в обоснование своей позиции представила заключение эксперта-оценщика от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки и может быть использован для определения рыночной стоимости указанного земельного участка.
В своем отзыве на заявление Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области указывает на недостоверность представленного заявителем отчета рыночной стоимости земельного участка, поскольку не представляется возможным проверить действительную стоимость использованных для определения рыночной стоимости земельного участка объектов-аналогов. В обоснование данных доводов представитель Департамента в отзыве сослался на отсутствие у продавцов архивной базы по стоимости проданных объектов (объекты-аналоги №), на отсутствие ответа по телефону, указанному в объявлении (объект - аналог №), а также на сообщение продавца о том, что на момент продажи земельного участка цена в отношении него не была установлена (объект-аналог №).
Указанные обстоятельства заинтересованным лицом квалифицируются как нарушение принципа проверяемости, установленного федеральными стандартами оценки.
Суд полагает, что приведенные доводы заинтересованного лица достоверности представленного заявителем отчета не опровергают.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254, в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, либо приложены копии материалов и распечаток.
В тексте отчета об оценке специалист-оценщик сослался на источники полученной информации об объектах-аналогах, в том числе периодические печатные издания (копии приложены), а также на информацию, полученную от продавцов земельных участков (объектов-аналогов), с указанием их имени и телефонов, даты получения информации.
Достоверность данных источников заинтересованным лицом не опровергнута. Неполучение информации об объектах-аналогах по телефонам, указанным в объявлениях об их продаже, в настоящее время не свидетельствует о том, что данная информация не могла быть получена оценщиком в ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, верность сведений о стоимости объектов-аналогов №№ и № подтверждена специалистом справкой продавца – ООО «...».
Сообщение продавца объекта-аналога № о неустановлении в отношении него стоимости представляется неубедительным, поскольку противоречит требованиям статьи 555 Гражданского кодекса РФ, а также обычаям делового оборота при продаже объектов недвижимости.
Кроме того, суд соглашается с позицией представителя заявителя и допрошенного в судебном заседании специалиста-оценщика о том, что заинтересованным лицом неверно трактуется понятие принципа проверяемости, определение которого закреплено в пункте 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)".
Согласно данной норме соблюдение принципа проверяемости состоит в том, что состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам.
Таким образом, соблюдение данного принципа не обозначает возможность проверки полученной оценщиком информации из тех источников, на которые он сослался в отчете.
Доводы возражений о необоснованном неприменении корректировки полученных в результате сравнения сведений о стоимости участков на место положения объекта оценки и объектов-аналогов не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются обоснованными. Отчет содержит выводы оценщика, позволившие ему данную корректировку не применять. Обоснованность данных выводов заинтересованным лицом не опровергнута. Применение нормативного акта Правительства Ярославской области, в котором установлены коэффициенты территориально-экономических зон расположения объектов в Ярославской области, применяемые для расчета арендной платы за пользование нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями, находящимися в собственности Ярославской области, не является обязательным при расчете рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка заявителя в размере ... рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявитель обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что заявление Тропниковой Н.Л. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Тропниковой Н.Л. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью ... кв.метров с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации подземной автостоянки манежного типа, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости ... рублей.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере ... рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова