Решение по делу № 2-460/2024 от 11.07.2024

Дело № 2-460/2024

УИД: 32RS0020-01-2024-000493-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

рп. Навля Брянской области 11 сентября 2024 года

Навлинский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Цыганок О.С.,

при секретаре Савельевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навлинского района Брянской области, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Синезерской сельской администрации о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Навлинского района Брянской области выступая в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением к Синезерской сельской администрации, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Синезерской сельской администрации. В ходе проверки установлено, что в собственности Синезерского сельского поселения района в настоящее время имеется автомобильная дорога общего пользования, расположенная по адресу: Брянская область, Навлинский район, д. Мостки, ул. Озерная, протяженностью 0,616 км, V категории, которая является автомобильной дорогой местного значения и включена в реестр муниципального имущества. При этом, на государственном кадастровом учете она не состоит, никаких мер, направленных на регистрацию права собственности на указанное имущество, Синезерской сельской администрацией не предпринимается, в то время как именно на ответчика возлагается обязанность по ее учету, поддержанию в надлежащем состоянии, обеспечению безопасного дорожного движения для неопределенного круга лиц. Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей муниципального образования и других граждан. Должных мер организационного и практического характера, направленных на совершение перечня всех необходимых для возникновения правопритязаний на спорный объект, администрацией поселения, как органом исполнительной власти, не принимается. Межевание земельного участка, который занят обозначенной автомобильной дорогой, не проведено; технические документы на указанные объекты недвижимого имущества отсутствуют (не составлены); сведения об указанных объектах на кадастровый учет не внесены, право муниципальной собственности на указанные объекты в установленном законом порядке не зарегистрировано.

В целях досудебного урегулирования данного спора прокурором Навлинского района Брянской области 17.05.2024 в адрес главы Синезерской сельской администрации внесено представление, однако акт прокурорского реагирования удовлетворен не был.

На основании изложенного истец просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет автомобильную дорогу по адресу: д. Мостки Навлинского района Брянской области, ул. Озерная, протяженностью 0,616 км, V категории и земельный участок, занятый данной автомобильной дорогой, с последующей регистрацией права собственности на указанные объекты.

Определением Навлинского районного суда Брянской области от 24.07.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно заявленного спора привлечены администрация Навлинского района Брянской области, ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, филиал ППК «Роскадастр» по Брянской области.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены, помощник прокурора Навлинского района Брянской области Карпикова М.А. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования поддержала, при этом указала, что не возражает против предоставления отсрочки исполнения решения суда на 1 год.

Представитель ответчика Синезерской сельской администрации, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования признал в полном объеме, просил предоставить срок для исполнения решения суда – 1 год.

Представители третьих лиц – администрации Навлинского района Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области и филиала ППК «Роскадастр» по Брянской области, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, своих возражений суду не представили, о причинах неявки не сообщили; представитель ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», надлежащим образом извещен о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в иных обстоятельствах, если нарушение приобрело особое общественное значение.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (ст. 1, 4, 5 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ) установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, автомобильные дороги являются линейными объектами.

Под дорожной деятельностью, согласно п. 6 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ, понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 9 ст. 6 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

Исходя из положений ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения

При этом согласно ст. 51 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Частью 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости

Из положений ч. 1 ст. 130 ГК РФ и разъяснений, изложенных в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определенное функциональное использование.

В пункте 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункта 4 к характеристикам также отнесены: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости.

На основании Устава муниципального образования «Синезерское сельское поселение Навлинского муниципального района Брянской области», зарегистрированного в управлении Министерства юстиции по Брянской области 24.12.2019, а также Решения Навлинского районного Совета народных депутатов от 29.11.2022 № 6-224 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района органам местного самоуправления сельский поселений» с 01.01.2023 по 31.12.2025 органам местного самоуправления Алешинского, Бяковского, Синезерского, Чичковского сельских поселений Навлинского муниципального района Брянской области передано исполнение части полномочий муниципального района по решению вопросов, в том числе: - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов помеления, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в реестре объектов дорожной инфраструктуры Синезерского сельского поселения Навлинского муниципального района Брянской области по состоянию на 05.07.2024 значится 54 автомобильных дороги, в том числе автомобильная дорога в д. Мостки по ул. Озерная, протяженностью 0,616 км., которая относится к V категории.

Судом установлено, что прокуратурой Навлинского района Брянской области была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Синезерского сельского поселения Навлинского муниципального района Брянской области, в результате которой было установлено, что ответчиком не предпринимается мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильную дорогу местного значения, расположенную по адресу: Брянская область, Навлинский район, д. Мостки, ул. Озерная, протяженностью 0,616 км, V категории и земельный участок, занятый данной автомобильной дорогой.

17.05.2024 в адрес главы Синезерской сельской администрации прокуратурой Навлинского района было направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

На представление прокурора Навлинского района Брянской области главой Синезерской сельской администрации дан ответ № 165 от 28.06.2024, что на ближайшем заседании Синезерского сельского Совета будет рассматриваться вопрос о выделении денежных средств для постановки на регистрационный учет автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов.

Из ответа ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» № 1-2/4621 от 11.09.2024 следует, что автомобильная дорога общего пользования, проходящая по ул. Озерная в д. Мостки, протяженностью 0,616 км, V технической категории, относится к автомобильной дороге общего пользования местного значения, на балансе учреждения не состоит.

Сведения о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - автомобильной дороги в д. Мостки Навлинского района Брянской области, по ул. Озерная, протяженностью 0,616 км., а также о праве собственности на данный объект отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.07.2024.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт того, что право муниципальной собственности на указанную в исковом заявлении автомобильную дорогу не зарегистрировано, на кадастровом учете она не состоит.

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд также приходит к выводу о наличии у ответчика в силу закона обязанности совершить необходимые действия для постановки автомобильной дороги на кадастровый учет с последующей регистрацией права муниципальной собственности.

Отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанную выше автомобильную дорогу, включающую в себя земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на ней конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенной для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, препятствиям к осуществлению контроля за техническим состоянием дороги, а также к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их интересов путем предупреждения возникающих в связи с ненадлежащим состоянием дорог дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования прокурора Навлинского района Брянской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, при определении протяженности автодороги - 0,616 км, суд исходит из сведений, содержащихся в реестре объектов дорожной инфраструктуры Синезерского сельского поселения Навлинского муниципального района Брянской области по состоянию на 05.07.2024.

Рассматривая в порядке ст. 206 ГПК РФ срок, в течение которого данное решение должно быть исполнено ответчиком, суд принимает во внимание обстоятельства дела, особую значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья неопределенного круга людей, в связи с чем суд полагает, что заявленный в иске срок исполнения возложенной обязанности (12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда) соответствует требованиям разумности и необходимости.

В связи с изложенным, заявленные прокурором Навлинского района Брянской области требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Навлинского района Брянской области, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Синезерской сельской администрации о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать Синезерскую сельскую администрацию (ИНН 3249001047, ОГРН 1053238535041) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поставить на кадастровый учет автомобильную дорогу по адресу: д. Мостки Навлинского района Брянской области, ул. Озерная, протяженностью 0,616 км, V категории и земельный участок, занятый данной автомобильной дорогой, с последующей регистрацией права собственности на указанные объекты: автомобильную дорогу и земельный участок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий О.С. Цыганок

Резолютивная часть решения оглашена 11.09.2024

Мотивированное решение составлено 13.09.2024

Дело № 2-460/2024

УИД: 32RS0020-01-2024-000493-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

рп. Навля Брянской области 11 сентября 2024 года

Навлинский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Цыганок О.С.,

при секретаре Савельевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навлинского района Брянской области, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Синезерской сельской администрации о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Навлинского района Брянской области выступая в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением к Синезерской сельской администрации, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Синезерской сельской администрации. В ходе проверки установлено, что в собственности Синезерского сельского поселения района в настоящее время имеется автомобильная дорога общего пользования, расположенная по адресу: Брянская область, Навлинский район, д. Мостки, ул. Озерная, протяженностью 0,616 км, V категории, которая является автомобильной дорогой местного значения и включена в реестр муниципального имущества. При этом, на государственном кадастровом учете она не состоит, никаких мер, направленных на регистрацию права собственности на указанное имущество, Синезерской сельской администрацией не предпринимается, в то время как именно на ответчика возлагается обязанность по ее учету, поддержанию в надлежащем состоянии, обеспечению безопасного дорожного движения для неопределенного круга лиц. Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей муниципального образования и других граждан. Должных мер организационного и практического характера, направленных на совершение перечня всех необходимых для возникновения правопритязаний на спорный объект, администрацией поселения, как органом исполнительной власти, не принимается. Межевание земельного участка, который занят обозначенной автомобильной дорогой, не проведено; технические документы на указанные объекты недвижимого имущества отсутствуют (не составлены); сведения об указанных объектах на кадастровый учет не внесены, право муниципальной собственности на указанные объекты в установленном законом порядке не зарегистрировано.

В целях досудебного урегулирования данного спора прокурором Навлинского района Брянской области 17.05.2024 в адрес главы Синезерской сельской администрации внесено представление, однако акт прокурорского реагирования удовлетворен не был.

На основании изложенного истец просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет автомобильную дорогу по адресу: д. Мостки Навлинского района Брянской области, ул. Озерная, протяженностью 0,616 км, V категории и земельный участок, занятый данной автомобильной дорогой, с последующей регистрацией права собственности на указанные объекты.

Определением Навлинского районного суда Брянской области от 24.07.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно заявленного спора привлечены администрация Навлинского района Брянской области, ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, филиал ППК «Роскадастр» по Брянской области.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены, помощник прокурора Навлинского района Брянской области Карпикова М.А. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования поддержала, при этом указала, что не возражает против предоставления отсрочки исполнения решения суда на 1 год.

Представитель ответчика Синезерской сельской администрации, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования признал в полном объеме, просил предоставить срок для исполнения решения суда – 1 год.

Представители третьих лиц – администрации Навлинского района Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области и филиала ППК «Роскадастр» по Брянской области, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, своих возражений суду не представили, о причинах неявки не сообщили; представитель ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», надлежащим образом извещен о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в иных обстоятельствах, если нарушение приобрело особое общественное значение.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (ст. 1, 4, 5 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ) установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, автомобильные дороги являются линейными объектами.

Под дорожной деятельностью, согласно п. 6 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ, понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 9 ст. 6 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

Исходя из положений ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения

При этом согласно ст. 51 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Частью 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости

Из положений ч. 1 ст. 130 ГК РФ и разъяснений, изложенных в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определенное функциональное использование.

В пункте 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункта 4 к характеристикам также отнесены: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости.

На основании Устава муниципального образования «Синезерское сельское поселение Навлинского муниципального района Брянской области», зарегистрированного в управлении Министерства юстиции по Брянской области 24.12.2019, а также Решения Навлинского районного Совета народных депутатов от 29.11.2022 № 6-224 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района органам местного самоуправления сельский поселений» с 01.01.2023 по 31.12.2025 органам местного самоуправления Алешинского, Бяковского, Синезерского, Чичковского сельских поселений Навлинского муниципального района Брянской области передано исполнение части полномочий муниципального района по решению вопросов, в том числе: - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов помеления, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в реестре объектов дорожной инфраструктуры Синезерского сельского поселения Навлинского муниципального района Брянской области по состоянию на 05.07.2024 значится 54 автомобильных дороги, в том числе автомобильная дорога в д. Мостки по ул. Озерная, протяженностью 0,616 км., которая относится к V категории.

Судом установлено, что прокуратурой Навлинского района Брянской области была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Синезерского сельского поселения Навлинского муниципального района Брянской области, в результате которой было установлено, что ответчиком не предпринимается мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильную дорогу местного значения, расположенную по адресу: Брянская область, Навлинский район, д. Мостки, ул. Озерная, протяженностью 0,616 км, V категории и земельный участок, занятый данной автомобильной дорогой.

17.05.2024 в адрес главы Синезерской сельской администрации прокуратурой Навлинского района было направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

На представление прокурора Навлинского района Брянской области главой Синезерской сельской администрации дан ответ № 165 от 28.06.2024, что на ближайшем заседании Синезерского сельского Совета будет рассматриваться вопрос о выделении денежных средств для постановки на регистрационный учет автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов.

Из ответа ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» № 1-2/4621 от 11.09.2024 следует, что автомобильная дорога общего пользования, проходящая по ул. Озерная в д. Мостки, протяженностью 0,616 км, V технической категории, относится к автомобильной дороге общего пользования местного значения, на балансе учреждения не состоит.

Сведения о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - автомобильной дороги в д. Мостки Навлинского района Брянской области, по ул. Озерная, протяженностью 0,616 км., а также о праве собственности на данный объект отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.07.2024.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт того, что право муниципальной собственности на указанную в исковом заявлении автомобильную дорогу не зарегистрировано, на кадастровом учете она не состоит.

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд также приходит к выводу о наличии у ответчика в силу закона обязанности совершить необходимые действия для постановки автомобильной дороги на кадастровый учет с последующей регистрацией права муниципальной собственности.

Отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанную выше автомобильную дорогу, включающую в себя земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на ней конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенной для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, препятствиям к осуществлению контроля за техническим состоянием дороги, а также к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их интересов путем предупреждения возникающих в связи с ненадлежащим состоянием дорог дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования прокурора Навлинского района Брянской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, при определении протяженности автодороги - 0,616 км, суд исходит из сведений, содержащихся в реестре объектов дорожной инфраструктуры Синезерского сельского поселения Навлинского муниципального района Брянской области по состоянию на 05.07.2024.

Рассматривая в порядке ст. 206 ГПК РФ срок, в течение которого данное решение должно быть исполнено ответчиком, суд принимает во внимание обстоятельства дела, особую значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья неопределенного круга людей, в связи с чем суд полагает, что заявленный в иске срок исполнения возложенной обязанности (12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда) соответствует требованиям разумности и необходимости.

В связи с изложенным, заявленные прокурором Навлинского района Брянской области требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Навлинского района Брянской области, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Синезерской сельской администрации о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать Синезерскую сельскую администрацию (ИНН 3249001047, ОГРН 1053238535041) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поставить на кадастровый учет автомобильную дорогу по адресу: д. Мостки Навлинского района Брянской области, ул. Озерная, протяженностью 0,616 км, V категории и земельный участок, занятый данной автомобильной дорогой, с последующей регистрацией права собственности на указанные объекты: автомобильную дорогу и земельный участок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий О.С. Цыганок

Резолютивная часть решения оглашена 11.09.2024

Мотивированное решение составлено 13.09.2024

2-460/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Навлинского района Брянской области
Ответчики
Синезерская сельская администрация
Другие
ГКУ Управление автомобильных дорог Брянской области
Администрация Навлинского райогна Брянской области
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Брянской области
Суд
Навлинский районный суд Брянской области
Судья
Цыганок О.С.
Дело на сайте суда
navlinsky.brj.sudrf.ru
11.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2024Передача материалов судье
11.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2024Подготовка дела (собеседование)
24.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2024Судебное заседание
13.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее