Решение по делу № 2-1229/2023 от 21.12.2022

КОПИЯ Дело № 2-1229/2023

44RS0002-01-2022-005717-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июля 2023 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,

с участием представителя ответчика Полякова С.А., прокурора Ахметовой Е.Г.,

при секретаре Павловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к Грибовой Л. Д., Луканину С. В., Парфеновой Л. А., Парфеновой Е. М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Коротковой Д. М., Котову В. В.ичу об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилые помещения с выплатой денежной компенсации, выселении и снятии с регистрационного учета и по встречным искам Грибовой Л. Д., Парфеновой Л. А., Котова В. В.ича к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы об обязании предоставить другие жилые помещения взамен занимаемых,

установил:

Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы обратилось в суд с иском к Саваторову Ю.И., Чистяковой С.В., Грибовой Л.Д., Кополовец С.И., Смирновой Т.Б., Новиковой Е.Ю., Парфеновой Л.А., Котову В.В., в котором просило:

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Саваторова Ю.И. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также 27/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение – ..., площадью 59 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 1 525 456 руб.; прекратить право собственности Саваторова Ю.И. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Чистяковой С.В. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также 16/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение – ..., площадью 59 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 722 475 руб.; прекратить право собственности Чистяковой С.В. на 16/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Грибовой Л.Д. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также 16/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение – ..., площадью 59 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 866 731 руб.; прекратить право собственности Грибовой Л.Д. на 16/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Кополовца С.И. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 58,7 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 3 006 055 руб.; прекратить право собственности Кополовца С.И. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Смирновой Т.Б. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 50,5 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 665 158 руб.; прекратить право собственности Смирновой Т.Б. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Новиковой Е.Ю. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 50,5 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 497 858 руб.; прекратить право собственности Новиковой Е.Ю. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Парфеновой Л.А. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 58,3 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 740 586 руб.; прекратить право собственности Парфеновой Л.А. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Котова В.В. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 50,2 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 1 750 338 руб.; прекратить право собственности Котова В.В. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально размеру площади жилых помещений и на вышеуказанные жилые помещения.

Требования мотивированы тем, что согласно заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от dd/mm/yy , многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации города Костромы от 03.09.2015 № 2457 «О признании многоквартирного ... аварийным и подлежащим сносу и его дальнейшем использовании» (с изменениями, внесенными постановлением администрации города Костромы от dd/mm/yy ) признан необходимым снос многоквартирного ..., установлен срок отселения жителей из указанного дома до dd/mm/yy.

Правообладателями жилых помещений - квартир №, 3, 4, 5, 6, 7, расположенных по адресу: ..., являются следующие граждане: Саваторов Ю.И. (..., 27/59 долей в праве), Чистякова С.В. (..., 16/59 долей в праве), Грибова Л.Д. (..., 16/59 долей в праве), Кополовец С.И. (...), Смирнова Т.Б. (...), Новикова Е.Ю. (...), Парфенова Л.А. (...), Котов В.В. (...), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 01.04.2019 № 115-а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костроме области на 2019 - 2025 годы», постановлением Администрации города Костром от 04.07.2019 № 1131 утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городе округа город Кострома» (далее - Программа), в соответствии с которой многоквартирный дом по адресу: город Кострома, улица Депутатская, дом 62а, включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийным подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процесс эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийным подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации программы 2020 - 2024 годы.

Администрацией города Костромы принято постановление от dd/mm/yy «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастра номером и жилых помещений, расположенных по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ ...а». Администрацией города Костромы в адрес собственников жилых помещений сопроводительными письмами направлены копии постановлений администрации г. Костромы, требование о сносе или реконструкции вышеуказанного многоквартирного дома, проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, что подтверждается приложенными к исковому заявлению документами. Подписанные соглашения в адрес администрации города Костромы ответчиками не представлены.

В ходе рассмотрения дела представитель истца дополнил исковые требования, в соответствии с которыми просил также снять с регистрационного учета из указанных жилых помещений Чистякову С.В., Грибову Л.Д., выселить Луканина С.В. из ... без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу; снять с регистрационного учета Кополовца С.И. и выселить Кополовец У.С., Кополовец Л.В., Крутикова В.А. из ... без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу; снять с регистрационного учета Смирнову Т.Б., выселить Смирнова А.Л. из ... без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу; снять с регистрационного учета Новикову Е.Ю., выселить Цветкову Ю.В., Цветкова Д.Е. из ... без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу; снять с регистрационного учета Парфенову Л.А., выселить Парфенову Е.М., Короткову Д.М. из ... без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу; снять с регистрационного учета Котова В.В.; признать Саваторову И.В. утратившей право пользования квартирой со снятием с регистрационного учета по данному адресу.

С учетом уточнения исковых требований к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Луканин С.В., Кополовец У.С. в лице законного представителя, Кополовец Л.В., Крутиков В.А., Смирнов А.Л., Цветкова Ю.В., Цветков Д.Е. в лице законных представителей, Парфенова Е.М., Короткова Д.М. в лице законного представителя, Саваторова И.В., в качестве третьего лица привлечено Управление опеки и попечительства администрации г. Костромы.

На основании определения от dd/mm/yy к производству суда принято встречное исковое заявление Смирновой Т.Б. к администрации г. Костромы об установлении и взыскании иной выкупной стоимости жилого помещения, взыскании судебных расходов.

В отдельное производство выделены исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к Новиковой Е.Ю., Цветковой Ю.В., Цветкову Д.Е. об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении и признании права собственности на жилые помещения, снятии с регистрационного учета, выселении.

В ходе рассмотрения дела Грибовой Л.Д. и Котовым В.В. предъявлены встречные исковые требования к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы об обязании предоставить другие жилые помещения взамен занимаемых, которые приняты к производству суда для совместного рассмотрения с первоначальным иском.

Протокольным определением суда от dd/mm/yy в отдельное производство выделены исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к Саваторову Ю.И., Чистяковой С.В., Кополовец С.И., Смирновой Т.Б., Кополовец У.С. в лице законного представителя, Кополовец Л.В., Крутикову В.А., Смирнову А.Л., Саваторовой И.В. об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении и признании права собственности на жилые помещения, снятии с регистрационного учета, выселении, признании утратившим право пользования жилым помещением, и по встречному иску Смирновой Т.Б. к администрации г. Костромы об установлении и взыскании выкупной стоимости жилого помещения, взыскании судебных расходов.

В судебном заседании представитель ответчика Парфеновой Л.А. по доверенности Поляков С.А. предъявил к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы встречные исковые требования об обязании предоставить другое жилое помещение взамен занимаемого, которое принято к производству суда для совместного рассмотрения с первоначальным иском.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ранее до перерыва, принимая участие в судебном заседании, представитель администрации г. Костромы по доверенности Абзалова Т.А. полностью поддержала заявленные исковые требования с учетом их уточнения, не признав встречные иски; представитель Грибовой Л.Д. и Луканина С.В. по доверенностям Ипкаева Е.Г., а также представитель Котова В.В. по доверенности Ларионова Г.П. каждая поддержали заявленные встречные иски своих доверителей, не признав первоначальный иск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приняв во внимание заключение прокурора, согласно которому в удовлетворении исковых требований администрации г. Костромы необходимо отказать, а встречные исковые требования – удовлетворить, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, многоквартирный дом по адресу: ..., 1949 года постройки.

Грибовой Л.Д. на праве собственности принадлежит 16/67 доли в праве собственности на ..., общей площадью 67,5 кв.м, в данном доме. Ранее ей принадлежало 16/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение – ..., которая имела площадь 59 кв.м. Данная квартира является коммунальной, Грибова Л.Д. вместе с членом своей семьи сыном Луканиным С.В. в ней зарегистрированы и занимают отдельную комнату.

Другие доли в праве на указанную квартиру принадлежат Саваторову Ю.И. (35/67) и Чистяковой С.В. (16/67), что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Изменение площади ... доме произошло в связи с произведенной перепланировкой квартиры на основании акта приемки жилых помещений после завершения перепланировки и (или) переустройства от dd/mm/yy.

Распределение долей указанным выше образом основано на заключенном между сособственниками ... соглашении от dd/mm/yy.

Квартира в доме по адресу: ..., находится в собственности Парфеновой Л.А. В данном жилом помещении, помимо Парфеновой Л.А., зарегистрированы также ее дочь Парфенова Е.М. и внучка Короткова Д.М.

Собственником ... спорном доме является Котов В.В., который один зарегистрирован в данном жилом помещении.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН и справками МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан».

Согласно заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от dd/mm/yy , многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Костромы от dd/mm/yy «О признании многоквартирного ... аварийным и подлежащим сносу и его дальнейшем использовании» (с изменениями, внесенными постановлением администрации города Костромы от dd/mm/yy ) признан необходимым снос многоквартирного ..., установлен срок отселения жителей из указанного дома до dd/mm/yy.

В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 01.04.2019 № 115-а, постановлением администрации города Костромы от 04.07.2019 № 1131 утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома», в соответствии с которой жилой дом по адресу: город Кострома, улица Депутатская, д. 62а включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения.

Срок реализации Программы установлен на 2020 - 2024 годы.

В связи с признанием дома по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу, администрацией города Костромы в адрес ответчиков были направлены письма с целью информирования о необходимости принятия решения о сносе вышеуказанного многоквартирного жилого дома.

Поскольку собственниками жилых помещений в установленный срок не принято решение о сносе аварийного многоквартирного дома, администрацией города Костромы принято постановление от 28.07.2022 № 1493 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастра номером и жилых помещений, расположенных по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ ...а».

Копии данного постановления были направлены в адрес ответчиков с проектом соглашений об изъятии доли в праве на земельный участок и жилых помещений. Подписанные соглашения ответчиками в адрес администрации г. Костромы в течение установленного срока не представлены.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 названного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году (ч. 2).

Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (ч. 2.2).

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (ч. 3).

Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений; 4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки; 5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части; 6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан (ч. 6).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Указанная правовая позиция изложена в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.

При этом согласно тому же Обзору судебной практики требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных обстоятельств применительно к приведенным выше правовым нормам и разъяснениям по их применению, суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой дом, в котором находятся принадлежащие ответчикам жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчиками избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, то заявленные требования администрации г. Костромы являются незаконными, а встречные исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом ссылки представителя администрации г. Костромы на то, что региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы» и утвержденной в ее развитие муниципальной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» не предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений иных жилых помещений в собственность взамен аварийных, судом отклоняются как несостоятельные, с учетом того, что предусмотренное федеральным законодателем нормой, имеющей большую юридическую силу, право собственника жилого помещения, признанного аварийным, на предоставление иного жилого помещение не ставится в зависимость от того, установлена ли данная возможность соответствующей адресной программой субъекта по переселению.

Кроме того, из ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует, что на федеральном уровне выделяются денежные средства на приобретение иных жилых помещений, в том числе и для собственников признанных в установленном законом порядке аварийными жилых помещений, что подтверждается и положениями региональной адресной программы и муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области.

При этом суд с учетом процесса предоставления жилых помещений органом местного самоуправления, необходимости соблюдения прав и законных интересов иных лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не считает возможным указывать в решении срок исполнения возложенной на муниципальное образование указанной обязанности и какую-либо очередность.

Котовым В.В. заявлено о взыскании с администрации г. Костромы понесенных им расходов по оплате госпошлины. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ данное его требование подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к Грибовой Л. Д., Луканину С. В., Парфеновой Л. А., Парфеновой Е. М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Коротковой Д. М., Котову В. В.ичу об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилые помещения с выплатой денежной компенсации, выселении и снятии с регистрационного учета отказать.

Встречные исковые требования Грибовой Л. Д., Парфеновой Л. А., Котова В. В.ча к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Грибовой Л. Д. в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по площади равнозначное площади, приходящейся на ее долю в праве собственности на ранее занимаемое жилое помещение.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Парфеновой Л. А. в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Котову В. В.ичу в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Взыскать с муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы в пользу Котова В. В.ича расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.П. Королева

Мотивированное решение суда изготовлено 12 июля 2023 года

ВЕРНО: Судья Ю.П. Королева

2-1229/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор
Муниципальное образование городской округ гор. Кострома в лице Администрации г. Костромы
Ответчики
Саваторов Юрий Игорьевич
Крутиков Владислав Алексеевич
Грибова Людмила Дмитриевна
Чистякова Светлана Витальевна
Новикова Елена Юрьевна
Информация скрыта
Кополовец Сергей Иванович
Котов Владимир Владимирович
Луканин Сергей Владимирович
Кополовец Людмила Вячеславовна
Парфенова Лариса Александровна
Парфенова Екатерина Михайловна
Саваторова Ирина Витальевна
Смирнова Тамара Борисовна
Другие
Поляков Сергей Александрович
Саваторова Вера Сергеевна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Управление опеки и попечительства Администрации г. Костромы
Ипкеева Екатерина Германовна
Ларионова Галина Петровна
Смирнов Александр Леонидович
Ларионова ГП
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Королева Ю.П.
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
21.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2022Передача материалов судье
21.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Подготовка дела (собеседование)
13.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.04.2023Предварительное судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
04.07.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
31.05.2024Судебное заседание
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
14.08.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.08.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.10.2024Судебное заседание
05.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее