Судья Ахметжанов А.Ф. УИД 16RS0016-01-2023-000433-89
дело № 2-523/2023
№ 33-6336/2024
Учет № 073 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
4 апреля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В., Сахиповой Г.А.,
при ведении протокола помощником судьи Земдихановым Н.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ – Батыру А.П. на решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2023 года, которым иск Тагирова И.Р. удовлетворен и постановлено:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан от 2 ноября 2020 года .... в части отказа во включении ФИО4, в стаж работы, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности: периода работы с 1 ноября 1999 года по 9 января 2001 года (1 год 2 месяца 9 дней) в качестве учителя Русскобуртасовской начальной школе-сад; периода прохождения службы по призыву в армии в составе Вооруженных Сил СССР с 28 ноября 1983 года по 16 ноября 1985 года (1 год 11 месяцев 19 дней), отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включить ФИО4, в стаж работы, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, независимо от их возраста: периода работы с 1 ноября 1999 года по 9 января 2001 года (1 год 2 месяца 9 дней) в качестве учителя Русскобуртасовской начальной школы-сад; периода прохождения службы по призыву в армии в составе Вооруженных Сил СССР с 28 ноября 1983 года по 16 ноября 1985 года (1 год 11 месяцев 19 дней).
Назначить ФИО4 с 14 октября 2020 года досрочную страховую пенсию по старости в связи с выработкой 25 лет стажа педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Тагирова И.Р., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Тагиров И.Р. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с иском о признании решения об отказе во включении в страховой стаж периодов работы, прохождения службы в армии по призыву незаконным, включении периода работы и службы в армии в страховой стаж, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование требований указывается, что решением пенсионного органа № 951172/20-170 от 2 ноября 2020 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
При этом, в страховой стаж не включены периоды его работы с 1 ноября 1999 года по 9 января 2001 года (1 год 2 месяца 9 дней) в качестве учителя Русскобуртасовской начальной школе-сад, поскольку списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, наименования учреждения «начальная школа-сад» не предусмотрено.
Кроме того, в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей не включен период прохождения истцом срочной службы по призыву в армии в составе Вооруженных Сил СССР с 28 ноября 1983 года по 16 ноября 1985 года (1 год 11 месяцев 19 дней).
Полагая такой отказ незаконным, истец просил суд решение пенсионного органа от 2 ноября 2020 года № 951172/20-170 в части отказа во включении спорных периодов в стаж работы, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, признать незаконным, обязать ответчика включить их в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 14 октября 2020 года в связи с выработкой 25 лет стажа педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей.
Истец и его представитель в судебном заседании требования поддержали.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ в судебное заседание не явился, в письменных возражениях с иском не согласился.
Представитель третьего лица МКУ «Управление образования» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание также не явился.
Судом принято решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета обстоятельств, связанных с отсутствием наименования организации как «начальная школа-сад» в связи с чем оснований для включения периода работы истца в должности учителя не было. Кроме того, сведения в оспариваемый период с 1 ноября 1999 года по 10 января 2001 года сданы без указания кода льгот. Также указывается, что до 1 октября 1993 года у истца отсутствовала работа, предусмотренная Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР №1397, в связи с чем оснований для включения периода службы в армии также не имелось. В связи с тем, что истцом не выработан установленный законом 25-летний страховой стаж не имеется и оснований для для назначения досрочной страховой пенсии.
В суде апелляционной инстанции истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица по делу, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее - Закон о страховых пенсиях), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к настоящему закону).
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ № 665 от 16 июля 2014 года (далее – Постановление № 665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона о страховых пенсиях, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Список № 781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (далее – Список № 1067), с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (далее – Список № 463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Судом первой инстанции установлено, что 14 октября 2020 года по достижении возраста 57 лет Тагиров И.Р. обратился в ГУ - Управление Пенсионного Фонда по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в удовлетворении которого решением пенсионного органа от 27 октября 2020 года ему отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей в 25 лет. Страховой стаж на момент обращения с заявлением составил 22 года 5 месяцев 4 дня.
Согласно справке № 2/1491 от 9 ноября 2023 года, выданной военным комиссаром Камско-Устьинского района Республики Татарстан, Тагиров И.Р. проходил военную службу в рядах Вооруженных сил по призыву с 28 ноября 1983 года по 16 ноября 1985 года.
По содержащимся в трудовой книжке АТ-V № 4311959 от 27 августа 1963 года данным, в период с 20 сентября 1996 года по 1 сентября 2003 года он работал в Русско-Буртасовской школе-сад учителем татарского языка, что также подтверждается выпиской из приказа от 20 сентября 1996 года № 77.
При этом, периоды его военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 28 ноября 1983 года по 16 ноября 1985 года (1 год 11 месяцев 19 дней), а также работы с 1 ноября 1999 года по 10 января 2001 года (1 год 2 месяца 9 дней) в качестве учителя в Русско-Буртасовской начальной школе-сад в специальный стаж не включены.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
С решением суда в части включения в специальный стаж периода работы с 1 ноября 1999 года по 10 января 2001 года (1 год 2 месяца 9 дней) в качестве учителя в Русско-Буртасовской начальной школе-сад судебная коллегия соглашается.
Из справки № 385 от 12 сентября 2023 года, выданной Муниципальным казенным учреждением «Управление образования», следует, что Тагиров И.Р. действительно с 1 октября 1996 года принят на работу учителем татарского языка и литературы в Русско-Буртасовскую начальную школу-сад на полную ставку в режиме полной рабочей недели, где проработал по 1 сентября 2003 года. За весь период работы в указанном учебном заведении с начисленной заработной платы производились удержания и перечисления в Пенсионный фонд России и страховых взносов. (л.д. 20)
Из устава муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа-детский сад «Ромашка» села Русские Буртасы Красновидовского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан (в новой редакции) следует, что вышеуказанная школа-сад является начальной школой-детским садом, реализующим образовательные программы дошкольного и начального общего образования. (л.д. 22-25)
МКУ «Управление образования» представлены общие положения Русско-Буртасовской начальной школы, лицензия на право ведения образовательной деятельности № 20 от 10.01.1996г., сроком на 5 лет, также лицензия № 21 от 11 января 2001 года. (л.д. 33-35)
В вышеназванном Списке № 1067 в разделе 1. Общеобразовательные учреждения предусмотрены начальные общеобразовательные школы.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что указанное муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад «Ромашка» села Русские Буртасы фактически являлась школьным учреждением, исполняло функции школы, в связи с чем требования истца о включении в льготный стаж периода работы в Русско-Буртасовской школе в должности учителя с 1 ноября 1999 года по 9 января 2001 года подлежали включению в специальный стаж.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что сведения за спорный период работы с 1 ноября 1999 года по 9 января 2001 года сданы работодателем без кода льготы, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку само по себе отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета об уплате работодателем страховых взносов не может вменяться в вину истцу и нарушать ее право на досрочное пенсионное обеспечение, так как обязанность по уплате в полном объеме страховых взносов лежит именно на работодателе. Неисполнение страхователем указанной обязанности при доказанности правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, не может служить основанием для отказа в реализации права лица на пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, с выводами суда о включении периодов военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 28 ноября 1983 года по 16 ноября 1985 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 14 октября 2020 года судебная коллегия согласиться не может.
Согласно представленным документам, Тагиров И.Р. в период с 28 ноября 1983 года по 16 ноября 1985 года проходил военную службу.
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой").
Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (пп. "а" п. 1). Этим же постановлением (п. 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).
Подпунктом "г" п. 1 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
С 01 января 1992 года в связи с принятием постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах допускается только при условии прохождения службы и обучения в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено пп. "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Материалами дела подтверждается, что Тагиров И.Р. до 1 октября 1993 года работал в должностях: «зоотехника», «гл. зоотехника» в колхозе имени Мичурина (с 1 апреля 1987 года по 28 июля 1987 года), «зоотехником», «заведующим фермой» в совхозе «Камский» (с 1 сентября 1990 года по 1 октября 1993 года). (л.д. 14-15)
Согласно Положению от 1959 года условием для включения в специальный стаж периода служба в Вооруженных Силах СССР является наличие в период действия указанного Положения деятельности в должностях, предусмотренных Перечнем от 1959 года, тогда как, такой деятельности у истца до 01 октября 1993 года не имеется.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для включения периода службы в рядах Советской армии с 28 ноября 1983 года по 16 ноября 1985 года в специальный стаж Тагирова И.Р. для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как указывалось ранее, истец Тагиров И.Р. обратился в Отделение СФР по РТ за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях 14 октября 2020 года.
Педагогический стаж Тагирова И.Р. на дату обращения составил 22 года 5 месяцев 4 дня, а с учетом включенного судом периода работы составляет 3 2 месяца и 13 дней. В связи с этим, правовых оснований для назначения пенсии также не имеется.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции обоснованным и законным признать нельзя, подлежит отмене в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении в специальный стаж Тагирова И.Р. периоды службы в армии с 28 ноября 1983 года по 16 ноября 1985 года и в части назначения пенсии с 14 октября 2020 года, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2023 года по данному делу отменить в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении в специальный стаж Тагирова И.Р. периода службы в армии с 28 ноября 1983 года по 16 ноября 1985 года и в части назначения пенсии с 14 октября 2020 года и вынести по данному делу новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 9 апреля 2024 года
Председательствующий
Судьи