Решение по делу № 33-4211/2022 от 24.11.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

судья Кочетков Д.В.         № 18RS0004-01-2019-004120-26        № 33-4211/2022 (апелляционная инстанция)        № 2-27/2021 (первая инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2022 года                                        г. Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего - судьи Солоняка А.В.,

судей: Гулящих А.В., Батршиной Ф.Р.,

при секретаре Сергеевой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свербихиной О. В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – ОПФ РФ по Удмуртской Республике) о восстановлении пенсионных прав, по апелляционной жалобе представителя ответчика Снисар Елены Валерьевны, действующей на основании доверенности от 1 апреля 2022 года, выданной на срок до 1 апреля 2025 года, на решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 6 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Гулящих А.В, объяснения представителя ответчика Снисар Е.В., поддержавшей доводы и требования апелляционной жалобы, представителя истца Костяевой И.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Свербихина О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) (далее – УПФ РФ в г. Ижевске), измененным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), о признании незаконным его решения № 538432/18 от 19 июля 2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении на УПФ РФ в г. Ижевске обязанностей включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периода её работы учителем начальных классов средней школы № 4 Безмеинского гороно Туркменистана с 1 августа 1992 года по 1 июля 1996 года и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 18 декабря 2018 года, указывая в обоснование своих требований на необоснованность исключения ответчиком указанных периодов работы из стажа, дающего право на досрочное назначение ей страховой пенсии по старости.

Определением суда от 3 июня 2022 года произведена замена УПФ РФ в г. Ижевске в порядке правопреемства на ОПФ РФ по Удмуртской Республике.

Дело судом рассмотрено в отсутствие истца Свербихиной О.В., извещенной о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель истца Костяева И.В. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Снисар Е.В. исковые требования не признала, ссылаясь на законность оспариваемого истцом решения.

Решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 6 июня 2022 года исковые требования Свербихиной О.В. удовлетворены частично; решение УПФ РФ в г. Ижевске № 538432/18 от 19 июля 2019 года признано незаконным в части не включения в стаж Свербихиной О.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода её работы учителем начальных классов средней школы № 4 Безмеинского гороно Туркменистана с 1 августа 1992 года по 1 июля 1996 года и отказа в досрочном назначении Свербихиной О.В. страховой пенсии; на ОПФ РФ по Удмуртской Республике возложены обязанности включить в стаж Свербихиной О.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста, период её работы учителем начальных классов средней школы № 4 Безмеинского гороно Туркменистана с 1 августа 1992 года по 1 июля 1996 года и назначить Свербихиной О.В. бессрочно досрочную страховую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста, с 18 декабря 2018 года; с ОПФ РФ по Удмуртской Республике в пользу Свербихиной О.В. взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении требования Свербихиной О.В. о взыскании с ОПФ РФ по Удмуртской Республике расходов на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит данное решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Свербихиной О.В., полагает, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и ненадлежащей оценке обстоятельств дела и представленных в дело доказательств.

В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело судебной коллегией рассмотрено в отсутствие истца, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явившейся в судебное заседание суда апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Свербихина О.В., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, 18 декабря 2018 года обратилась в УПФ РФ в г. Ижевске с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон страховых пенсиях). Однако решением Управления № 538432/18 от 19 июля 2019 года ей в этом отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Ответчиком установлен стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, продолжительностью 21 год 1 месяц.

При этом УПФ РФ в г. Ижевске не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы истца учителем начальных классов средней школы № 4 г. Безмеин Туркменистана с 1 августа 1992 года по 1 июля 1996 года.

    Данные обстоятельства объективно подтверждаются соответствующими представленными в дело письменными доказательствами и сторонами не оспариваются.

    Рассматривая требования истца, суд обоснованно руководствовался п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, в соответствии с которым страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (для женщин - 55 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч.ч. 2-4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Частью 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с подп. «м» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29 октября 2002 года № 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах «м» пункта 1 настоящего постановления, - применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;

постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

Как следует из трудовой книжки истца (л.д. 9-12), она с 1 августа 1992 года по 1 июля 1996 года работала учителем начальных классов средней школы № 4 г. Безмеин Туркменистана. Работа истца в данной должности подтверждается также выпиской из приказов по Безмеинскому гороно № 3391 от 11 августа 2016 года, справкой о заработной плате истца от 11 августа 2016 года № 3391 (л.д. 13-15), справкой и.о. начальника Главного управления образования г. Ашхабада от 11 августа 2016 года № 3391 (л.д. 16), актом взаимной проверки сведений о заработной плате от 4 марта 2019 года (л.д. 17).

На основании пункта 2 ст. 11 Федерального закона о страховых пенсиях периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Заключено в г. Москве 13 марта 1992 года) (далее - Соглашение).

Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

Доводы апелляционной жалобы о том, что институт досрочной пенсии в Туркменистане отменен, в связи с чем спорный период работы истца не подлежит включению в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, судебной коллегией отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со статьей 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом письмом Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16 определено, что трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Туркменистане) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Включая данный период работы в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из указанных положений, а также из того, что факт работы в спорный период, имевший место до 1 января 2022 года, подтверждается представленными суду относимыми и допустимыми доказательствами, должность и учреждение, в которых истец работала в спорный период, предусмотрены списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – как действующим в настоящее время, так и действовавшими в спорные периоды.

    Оснований не согласиться с выводами суда коллегия не находит. Отмена института досрочной пенсии в Туркменистане в данном случае в силу вышеизложенного правового значения не имеет и на решение суда по существу не влияет.

    Поскольку при оценке пенсионных прав истца ответчиком было признано наличие у неё специального стажа продолжительностью 21 год 1 месяц, с учетом включения спорного периода продолжительностью 3 года 11 месяцев 1 день, суд пришел к правомерному выводу о том, что на момент обращения в пенсионный орган 18 декабря 2018 года у Свербихиной О.В. требуемый 25-летний стаж педагогической работы был выработан, что дает истцу право на досрочное назначение страховой пенсии с даты её обращения за ее назначением.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятым судом решением, и не могут повлечь за собой его отмены или изменения.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно; доводы апелляционной жалобы выводов суда по существу спора не опровергают. Процессуальных нарушений, которые являются безусловными основаниями для отмены решения суда, а также могли бы привести к принятию неправильного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 6 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Снисар Е.В. оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 7 декабря 2022 года.

Председательствующий                        А.В. Солоняк

Судьи                                    А.В. Гулящих

Ф.Р. Батршина

33-4211/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Свербихина О.В.
Ответчики
ОПФР по УР
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
25.11.2022Передача дела судье
14.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2022Передано в экспедицию
14.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее