К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Ситниковой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием истицы ФИО1,
прокурора ФИО6,
представителя ответчика ФИО3 в порядке ст. 50 ГПК РФ по ордеру адвоката ФИО8,
представителя третьего лица Военного комиссариата <адрес> по доверенности ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО4 о лишении выплат, причитающихся членам семьи военнослужащего,
У С Т А Н О В И Л:
Истица ФИО1 обратилась в Майкопский городской суд с иском к ФИО4 о лишении выплат, причитающихся членам семьи военнослужащего. В обоснование указав, что от ответчика имеет двоих детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь Ираду, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Материальной помощи истице и их детям ответчик не оказывал, так ее сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения полностью находился на ее иждивении и только она его воспитывала. Ответчик никогда не интересовался ни судьбой сына, ни дочери, не оказывал никакой материальной помощи в содержании, не платил алименты, не занимался воспитанием сына, не осуществлял обязанностей родителя и ей не известно его фактичное место нахождения. Сын истицы был военнослужащим по контракту с МО РФ и принимал непосредственное участие в СВО в должности санитарного инструктора медицинского отделения отряда (штурмовой) войсковой части 41624, выполняв боевое задание ДД.ММ.ГГГГ при исполнении воинского долга пропал без вести. Ответчик решил не создавать семью с истицей, он никогда не был членом ее семьи, не работал, фактически бросил истицу, ему была безразлична ее судьба и судьба ее сына, однако ответчик, узнав о том, что сын пропал без вести на СВО вышел на связь с истицей, заявив о том, что имеет право претендовать на социальные выплаты связанные с его гибелью, однако, поиски пропавшего без вести сына его не интересовали.
Просила суда лишить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение всех социальных выплат, предусмотренных членам семьи погибшего военнослужащего.
В судебном заседании истец поддержала требования, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в порядке ст. 50 ГПК РФ ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поскольку мнение его доверителя ему не известно и он действует в его интересах.
Представитель третьего лица Военного комиссариата <адрес> Республики Адыгея, полагалась на усмотрение суда.
Выслушав стороны, прокурора полагавшего иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Семейная жизнь согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 27).
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. I ст. 63 СК РФ).
Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, согласно извещения Министерства обороны РФ военного комиссариата <адрес> Республики Адыгея в извещении № от ДД.ММ.ГГГГ сын истицы ФИО2 был военнослужащим по контракту с МО РФ и принимал непосредственное участие в СВО в должности санитарного инструктора медицинского отделения отряда (штурмовой) войсковой части 41624, выполнял боевое задание в районе населенного пункта Белоговоровка, Луганской народной республики. ДД.ММ.ГГГГ при исполнении воинского долга по освобождению оккупированных населенных пунктов в Луганской народной Республики, в ходе наступательных действий на укрепрайон ВСУ, попал под артиллерийский обстрел противника, в результате чего пропал без вести.
Законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы.
К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы.
Цель выплат ? компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, в который включены родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Согласно п. 16 Постановления Пленума ВС от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Суд полагает, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов.
При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов.
Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых ? лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав ? утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, суд полагает, что права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения его такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Следовательно, суд считает, что лишение прав на получение мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями для лишения родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Допрошенные с судебном заседании свидетели дочь и соседка истицы: ФИО9, и ФИО10 подтвердили, что ответчик ФИО4, никогда не исполнял родительские обязанности, его ни когда не было рядом с детьми, они его ни разу не видели с момента рождения погибшего.
В связи с этим у суда есть все основания полагать, что ответчик не принимал участие в воспитании сына – погибшего участника СВО, поскольку он не проявлял заботу о его здоровье, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержал сына материально, и не предпринимал каких-либо мер для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, между ответчиком его погибшим сыном фактические семейные и родственные связи не были установлены.
Есть все основания полагать, что ответчик недостоин быть получателем социальных выплат, поскольку он не принимал участия в воспитании, не интересовался судьбой сына до его гибели, не заботился о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, не предпринимал каких-либо мер для надлежащего выполнения своих обязанностей по воспитанию сына.
Учитывая положения ст. 69 СК, устанавливающей основания для лишения родительских прав, одно из которых ? уклонение от выполнения родительских обязанностей независимо от возраста ребенка. В судебном заседании установлено, что родственные связи между отцом и сыном были утрачены,
При этом права родителей, в том числе на гарантированные соцвыплаты в случае смерти (гибели) ребенка, обусловлены родственной связью «родители – ребенок (дети)», следовательно, непосредственно взаимосвязаны с их обязанностями по воспитанию и содержанию ребенка.
Неисполнение одним из родителей этих обязанностей и фактическое возложение своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка на другого родителя свидетельствует о нарушении равенства и соразмерности обязанностей родителей, установленных законом.
В противном случае нарушаются принципы справедливости, соразмерности, недопустимости злоупотребления правом.
Исходя из вышеизложенного, суд находит основания для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ФИО4 о лишении выплат, причитающихся членам семьи военнослужащего – удовлетворить.
Лишить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, место жительства не установлено, права на получение выплаты пособий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; права на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; права на страховую сумму, предусмотренную Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации"; права на региональную единовременную денежную выплату, осуществляемую на основании распоряжения Министерства социальной защиты населения Республики Адыгея «Об утверждении порядка осуществления региональной единовременной денежной выплаты членам семей граждан, принимавших участие в специальной военной операции, проводимой с ДД.ММ.ГГГГ, из числа военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, заключивших после ДД.ММ.ГГГГ контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» или заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, выполнявших возложенные на них задачи в период проведения специальной военной операции, а также граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации, которые проживали на территории Республики Адыгея и (или) проходили военную службу, в войсках национальной гвардии Российской Федерации на территории Республики Адыгея, погибших или умерших от полученных увечий при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции, проводимой с ДД.ММ.ГГГГ, предназначавшихся ему в связи с пропавшим без вести, гибелью при исполнении обязанностей военнослужащего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий -подпись- С.Ю.Ситникова
УИД 01RS0№-33
Подлинник находится в материалах дела № в Майкопском городском суде Республики Адыгея