Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2021 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Латынцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокиной С.В.,
с участием:
истца Назырова Д.А.,
представителя ответчика Жигулиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-316/2021
(УИД 86RS0002-01-2020-012529-90) по исковому заявлению Назырова Д. А. к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский центр занятости населения» и обществу с ограниченной ответственностью «КАТКонефть» о признании решений незаконными и возложении обязанности по выплате среднего месячного заработка,
У С Т А Н О В И Л
Назыров Д.А. обратился в Нижневартовский городской суд с указанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что ранее истец работал в
ООО «КАТКонефть». 24.05.2020 уволен по сокращению штата работников организации. 18.06.2020 поставлен на учет в Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский центр занятости населения» (далее - КУ ХМАО - Югры «Нижневартовский центр занятости населения»). Однако 30.09.2020 ответчиком принято решение об отказе в выплате средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Считает данный отказ незаконным, так как имеет обязательства по ипотечному кредиту, задолженность по которому на 22.10.2020 составляет 390944 рубля 05 копеек. В связи с чем, просит отменить указанное решение КУ ХМАО - Югры «Нижневартовский центр занятости населения» и обязать ООО «КАТКонефть» выплатить средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяц.
Протокольным определением от 10.12.2020 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «КАТКонефть».
В судебном заседании истец Назыров Д.А. уточнил заявленные исковые требования, просит признать незаконными решения КУ ХМАО - Югры «Нижневартовский центр занятости населения» от 25.09.2020, 26.10.2020, 25.11.2020 и обязать ООО «КАТКонефть» выплатить средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы. При этом истец пояснил, что является получателем пенсии по старости, размер которой составляет около 27000 рублей ежемесячно, также имеет кредитные обязательства, где размер ежемесячных платежей составляет
14700 рублей. Нетрудоспособных членов семьи на иждивении не имеет.
Представитель ответчика КУ ХМАО - Югры «Нижневартовский центр занятости населения» по доверенности Жигулина В.В. в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований, в удовлетворении которых просила отказать.
Ответчик ООО «КАТКонефть» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации права на защиту от безработицы, закрепленного в статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в названном Законе порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты, учитывая при этом, что целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-О). При этом пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (пункт 6 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
Из материалов дела следует, что Назыров Д.А. с <дата> состоял в трудовых отношениях с ООО «КАТКонефть». 24.05.2020 трудовой договор расторгнут по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации. Рабочее место находилось в ХМАО-Югре – местности приравненной к районам Крайнего Севера.
18.06.2020 Назыров Д.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы дистанционно, через информационно-аналитическую систему Общероссийскую базу вакансий «Работа в России».
Согласно части 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).
Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
В соответствии с требованиями статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры распоряжением Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02.2014 № 17-р-39 в целях единообразного применения положений ст. 178, 318 ТК РФ, ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по порядку выдачи решения органом службы занятости населения о сохранении среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (далее – Методические рекомендации).
Пунктом 7 вышеуказанных Методических рекомендаций предусмотрено, что при рассмотрении комиссией вопроса о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка и установлении исключительного случая дополнительно учитываются представленные гражданами документы, в том числе подтверждающие самостоятельный поиск работы (скриншоты отправленных резюме в организации, отметка о приеме резюме организацией, отметка об отказе работодателя от предлагаемой кандидатуры, лист самостоятельного поиска работы по прилагаемой рекомендуемой форме), подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми они могли бы претендовать на сохранение среднего месячного заработка в период трудоустройства (отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и т.п.).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Перечень исключительных случаев законодателем не установлен, тем самым в каждом конкретном случае отнесение тех или иных обстоятельств к таковым находится в компетенции органа службы занятости населения и направлено на обеспечение работника средствами существования, которых он лишился в связи с утраченной возможностью трудиться по не зависящим от него причинам. Указанное законоположение предполагает, что именно служба занятости обладает всей информацией, связанной с трудоустройством уволенного работника, его профессиональными навыками, рынком труда в данной местности.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения, относятся: факт своевременного обращения такого работника после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение двух месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью (отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и т.п.).
Между тем, законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.
Своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за уволенным среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый - шестой месяцы с момента увольнения.
Орган службы занятости населения при решении данного вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение шести месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Назыров Д.А. имеет кредитные обязательства перед ПАО «Сбербанк Росии», задолженность по кредитному договору по состоянию на <дата> составляет 379818 рублей
98 копеек.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24.07.2020 № 305-п установлена величина прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за II квартал 2020 года: в среднем на душу населения – 16281 рубль; для трудоспособного населения – 17500 рублей; для пенсионеров – 13236 рублей; для детей- 16306 рублей.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 30.10.2020 № 481-п установлена величина прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за III квартал 2020 года: в среднем на душу населения – 16306 рубль; для трудоспособного населения – 17544 рублей; для пенсионеров – 13242 рублей; для детей- 16407 рублей.
Согласно материалов дела Назыров Д.А. является получателем пенсии по старости с <дата>, размер которой в период с <дата> по <дата> составлял 27250 рублей 93 копейки, что выше установленного прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Решениями КУ ХМАО-Югры «Нижневартовский центр занятости населения» № от 25.09.2020, № от 26.10.2020, № от 25.11.2020, Назырову Д.А. отказано в сохранении средней месячной заработной платы в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по причине социальной защищенности, в связи с получением социальной выплаты в виде пенсии по старости.
Изучив представленные стороной истца доказательства в совокупности, исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом Методических рекомендаций, суд приходит к выводу о правомерности принятых ответчиком решений, при этом, указанные истцом обстоятельства не дают оснований для признания случая исключительным, дающим право на сохранение среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения. Доказательств тяжелой жизненной ситуации, отсутствия у истца средств к существованию и тому подобных обстоятельств в материалы дела не представлено.
Истец является получателем трудовой пенсии по старости с <дата>, кредитный договор заключен им до увольнения с работы. При этом, вступая в кредитные правоотношения, действуя разумно и осмотрительно, гражданин должен оценить свою платежеспособность на весь период кредитования, проявить необходимую степень заботливости и осмотрительности по отношению к избранной форме получения и использования денежных средств. Также истец не является инвалидом, тяжелыми заболеваниями не страдает, сведений о том, что он осуществляет содержание нетрудоспособных иждивенцев, материалы дела не содержат.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований Назырова Д.А. к
КУ ХМАО-Югры «Нижневартовский центр занятости населения» о признании незаконными решений об отказе в сохранении заработной платы за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения, возложении обязанности выплатить средний заработок за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения, следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
в удовлетворении искового заявления Назырова Д. А. к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский центр занятости населения» и обществу с ограниченной ответственностью «КАТКонефть» о признании решений незаконными и возложении обязанности по выплате среднего месячного заработка, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.
Судья А.В. Латынцев