Решение по делу № 33-13555/2019 от 02.12.2019

Судья: Иванов С.В.

Докладчик: Савинцева Н.А. Дело № 33-13555/2019

(№ 2-385/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«24» декабря 2019 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Карасовской А.В.,

и судей: Савинцевой Н.А., Пастухова С.А.,

при секретаре Легких К.П.

с участием прокурора Коган А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Савинцевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Каменского сельского поселения – Голошумовой Екатерины Анатольевны на решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 10 октября 2019 года по делу по иску прокурора Крапивинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района о понуждении к выполнению требований законодательства, регулирующего организацию ритуальных услуг,

установила:

Прокурор района обратился в суд с иском к администрации Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района о понуждении к выполнению требований законодательства, регулирующего организацию ритуальных услуг.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства при реализации полномочий по организации ритуальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в администрации Каменского сельского поселения.

Указывает, что нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (пункты 1-3 статьи 9, пункты 1-2 статьи 12), положениями Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» закреплены гарантии оказания гражданам специализированной службой по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе услуг по погребению, перечень которых установлен законом.

Реализация указанных гарантий осуществляется путем организации органами местного самоуправления похоронного дела как самостоятельного вида деятельности посредством создания специализированных служб по вопросам похоронного дела и определения порядка их деятельности (статьи 25, 29 Закона).

В соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 22 части 1 статьи 14, часть 1 статьи 17) к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в целях решения которых органы местного самоуправления наделены определенными полномочиями, в частности по созданию муниципальных предприятий и учреждений, их финансированию, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на предоставляемые услуги.

Законом Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» с 1 января 2015 года вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения закреплены за сельскими поселениями.

Полагает, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям без участия в них местного самоуправления или индивидуальным предпринимателям, так как органам местного самоуправления не предоставлено право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).

Присвоение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю не может рассматриваться как создание органом местного самоуправления специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В ходе прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению, проведенной в октябре 2017 года, установлено, что администрацией Каменского сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не определен. Прокуратурой района по результатам проверки 16.10.2017 в адрес главы Каменского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона Доводы, изложенные в представлении, признаны обоснованными, однако, до настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией Каменского сельского поселения не создана, соответственно, порядок ее деятельности не определен.

Присвоение администрацией поселения коммерческой организации (индивидуальному предпринимателю) статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Определить круг лиц, в интересах которых прокурор обращается с данным заявлением, невозможно, поскольку пострадать от возможных негативных последствий могут как люди, проживающие в границах Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района Кемеровской области, так и те, кто может проживать в населенных пунктах Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района Кемеровской области в будущем.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», Закона Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями», а также статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил обязать администрацию Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Крапивинского района Кемеровской области Шулежко Е.С. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика администрации Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района Голошумова Е.А. исковые требования не признала.

Решением Крапивинского районного суда Кемеровской области от 10 октября 2019 года постановлено:

«Исковые требования прокурора Крапивинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Установить ответчику срок для исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».

В апелляционной жалобе Голошумова Е.А., действующая на основании доверенности, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что ответчик не согласен с выводами суда, поскольку на территории Каменского сельского поселения на конкурсной основе определена специализированная служба по вопросам похоронного дела. 01.04.2018г. по итогам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору специализированной службы по вопросу похоронного дела на территории Каменского сельского поселения победителем признано ООО «Ритуальный зал», с которым заключен договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории Каменского сельского поселения.

Апеллянт указывает, что в связи с вышеизложенными обстоятельствами объективной необходимости в создании специальной организации, учреждаемой муниципальным образованием, для осуществления погребения в Каменском сельском поселении не имеется.

Кроме того, указывает, что ответчик не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что вновь образованное, согласно Закону Кемеровской области – Кузбасса от 05.08.2019 № 68–ОЗ «О преобразовании муниципальных образований», муниципальное образование Крапивинский муниципальный округ, не сформировано. Полагает, что в связи с преобразованием Каменского сельского поселения, целью деятельности ликвидационной комиссии данного образования после принятия решения о его преобразовании является – завершение деятельности в качестве юридического лица, в связи с чем, возложение на реорганизуемое муниципальное образование обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела нецелесообразно.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Коган А.Г. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика администрации Каменского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, доказательства уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте Кемеровского областного суда.

Принимая во внимание положения ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в октябре 2017 года прокуратурой Крапивинского района Кемеровской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению, по результатам которой установлено, что администрацией Каменского сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не определен.

16.10.2017 прокуратурой района по результатам проверки в адрес главы Каменского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона.

Из ответа главы поселения в адрес прокурора от 16.11.2017 следует, что доводы, изложенные в представлении, признаны обоснованными. Администрацией Крапивинского муниципального района разрабатывается конкурсная документация по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городских и сельских поселений района.

Как следует из представленных ответчиком документов, на территории поселения утвержден Порядок проведения открытого конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела, в соответствии с которым по итогам открытого конкурса 28.03.2018 администрацией Каменского сельского поселения заключен договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории поселения с ООО «Ритуальный зал». Исходя из условий заключенного договора полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела, включая предусмотренный законом гарантированный перечень услуг, делегированы коммерческой организации.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, заявленные последним в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд первой инстанции на основе оценки всех представленных по делу доказательств пришел к выводу, что в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере похоронного дела, органом местного самоуправления Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, и признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание данного вывода суда, в силу следующего.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст.12, ч. 2 ст.3, ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» который к вопросам местного значения относит организацию ритуальных услуг (ст. ст. 14,15).

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела, определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона N 8-ФЗ).

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 этого закона).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ).

Закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Статьей 9 Закона N 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на соответствующей территории мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению муниципальных районоа вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом N 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).

Из анализа приведенных нормативных положений следует, что федеральный законодатель предусмотрел создание на территории соответствующего муниципального образования специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой обоснованно отклонил возражения ответчика о соблюдении закона на территории Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района в связи с наделением статусом специализированной службы хозяйствующего субъекта ООО «Ритуальный зал», не учрежденного органом местного самоуправления, и поскольку ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не были представлены иные, допустимые доказательства создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на соответствующей территории, законно возложил на администрацию Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района обязанность создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, установив в соответствии со ст. 206 ГПК РФ разумный и достаточный срок для исполнения решения суда.

Доводы апелляционной жалобы, в частности о нецелесообразности возложения на Каменское сельское поселение Крапивинского муниципального района обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в связи тем, что данное муниципальное образование в соответствии с Законом Кемеровской области - Кузбасса № 68-ОЗ от 05.08.2019 «О преобразовании муниципальных образований» преобразовано посредством объединения с иными сельскими поселениями Крапивинского муниципального района во вновь образованное муниципальное образование - Крапивинский муниципальный округ, не служат основанием к отмене решения, поскольку на момент рассмотрения дела судом первой инстанции допустимые доказательства формирования во вновь образованном муниципальном образовании органов местного самоуправления представлены не были, а учитывая, что в соответствии с положениями ст. 3 Закона Кемеровской области - Кузбасса № 68-ОЗ от 05.08.2019 до урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованных муниципальных образований вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованных муниципальных образований осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск с заявленному ответчику ввиду доказанности оснований исковых требований и необходимости непосредственной судебной защиты прав неопределенного круга лиц Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильности постановленного по делу решения, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств, к которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая во внимание вышеуказанное, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы – не имеется.

Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 10 октября 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Каменского сельского поселения – Голошумовой Екатерины Анатольевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-13555/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Крапивинского района
Ответчики
администрация Каменского сельского поселения
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Савинцева Наталья Айратовна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
03.12.2019Передача дела судье
04.12.2019Судебное заседание
30.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2019Передано в экспедицию
24.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее