ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-8321/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 декабря 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу Валиуллиной Лилии Маннуровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 по Советскому судебному району г. Казани от 15 августа 2022 года, решение судьи Советского районного суда г. Казани от 10 октября 2022 года, вынесенные в отношении Валиуллиной Лилии Маннуровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 по Советскому судебному району г. Казани от 15 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Казани от 10 октября 2022 года, Валиуллина Лилия Маннуровна (далее по тексту – Валиуллина Л.М.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Валиуллина Л.М. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
ФИО1, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и дополнений к ней, позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Основанием для привлечения Валиуллиной Л.М. постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судьи районного суда, к административной ответственности по статье 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и судебных актах выводы о том, что 30 марта 2022 года в 17 часов 30 минут Валиуллина Л.М., находясь у третьего подъезда дома 45 по улице Мира города Казани, нанесла побои ФИО1, а именно: правой рукой ударила ее в область правого полушария затылка, а также пнула правой ногой в область правого бедра, причинив тем самым физическую боль и телесные повреждения, которые не причинили вреда здоровью.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 28 мая 2022 года следует, что он был составлен без участия Валиуллиной Л.М. (л.д. 2-3).
В качестве доказательства надлежащего извещения Валиуллиной Л.М. о времени и месте составления протокола к делу приобщены копия уведомления от 14 мая 2022 года № 60-14/5150 о составлении протокола и почтовый конверт с почтовым идентификатором №, возвращенное в адрес отдела полиции № 14 «Дербышки» Управления МВД России по г. Казани (л.д. 40, 52).
Как следует из материалов в дела, направленное Валиуллиной Л.М. указанное почтовое отправление имело разряд «простое» (л.д. 52), в связи с чем его вручение осуществлялось почтовой службой в соответствии с требованиями пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи РФ от 31 июля 2014 года № 234, в соответствии с которым письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней.
Между тем, указанный документ не подтверждает надлежащее извещение Валиуллиной Л.М. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку почтовое отправление с извещением прибыло в место вручения 17 мая 2022 года, а 30 мая 2022 года возвращено отправителю с отметкой «заявление отправителя».
Определив дату составления протокола об административном правонарушении и направив извещение 16 мая 2022 года, должностное лицо административного органа не учел срок хранения почтового отправления в объектах почтовой связи места назначения.
Применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи и разъяснению, изложенному в абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, возврат отправителю почтового отправления по заявлению отправителя, не считается его получением.
Данных о направлении Валиуллиной Л.М. каких-либо иных извещений в материалах дела не имеется.
В материалах дела имеется рапорт ст. УПП ОП № 14 «Дербышки» ФИО3 от 28 мая 2022 года (л.д. 46-47), согласно которому 27 мая 2022 года в период времени с 11 часов 32 минут до 12 часов 40 минут Валиуллина Л.М. находилась в ОП № 14 «Дербышки», ей было предложено ознакомится с административным материалом по статье 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но она знакомиться не стала.
Однако указанный рапорт не может являться подтверждением надлежащего извещения Валиуллиной Л.М. о времени и месте составления протокола на 28 мая 2022 года.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении 28 мая 2022 года должностное лицо административного органа не обладало сведениями о надлежащем извещении Валиуллиной Л.М. о месте и времени составления протокола.
Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 настоящего Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых по делу судебных актов.
Однако мировым судьей и судьей районного суда приведенные выше обстоятельства и нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, оставлены без внимания.
Изложенное является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и что в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 3 по Советскому судебному району г. Казани от 15 августа 2022 года и решения судьи Советского районного суда г. Казани от 10 октября 2022 года, вынесенные в отношении Валиуллиной Л.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.1.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░ 2 ░░░░░░ 30.17 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░