Мировой судья: Корниевская Е.В. Дело №12- 7/2023
УИД 25MS0096-01-2023-001129-12
РЕШЕНИЕ
на постановление по делу об административном правонарушении
с. Чугуевка Приморский край 27 июня 2023 года
Судья Чугуевского районного суда Приморского края Литовченко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Покрашенко Владислава Анатольевича на постановление мирового судьи судебного участка №96 Чугуевского района Приморского от 21 апреля 2023 года делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №96 Чугуевского района Приморского края Корниевской Е.В. от 21.04.2023 Покрашенко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с судебным решением, Покрашенко В.А. обратился в суд с жалобой.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении постановления мировой суд не учел, что при проведении проверки не производились замеры количества выпавших осадков, заявитель, как руководитель организации не был уведомлен прокуратурой о времени и месте проверки, что нарушает п.3 ст. 21 Закона о прокуратуре, участия в проверке не принимал. ДД.ММ.ГГГГ на асфальтированных дорогах села производились работы по устранению наледи механизированным способом, в том числе, на <адрес> января проводилась обработка всех дорог противогололедным материалом. Сведений о травматизме граждан, жалоба от жителей села не поступало. Кроме того, не был уведомлен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, чем нарушено его право на защиту.
Просит постановление мирового судьи от 21.04.2023 отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Покрашенко В.А на доводах жалобы настаивал в полном объеме, просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что требование от начальника ГИБДД ОМВД по Чугуевскому округу об устранении скользкости на дорогах им было получено ДД.ММ.ГГГГ, однако работу по очистке дорог производились с ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> в требовании не указано, однако были очищены все улицы, требования п. 8.1 ГОСТа им были соблюдены. При проведении прокурорской проверки не присутствовал, так как не был извещен о ней.
Помощник прокурора Чугуевского района Приморского края Старов М.А. в судебном заседании полагал, что постановление законно и обоснованно, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Выслушав участников судебного заседания, изучив доводы жалобы, представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела следует, что Покрашенко В.А. вменяется совершение административного правонарушения при тех обстоятельствах, что он, являясь должностным лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог Чугуевского муниципального округа, не принял своевременных мер по выполнению обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно: в нарушение п. 8.1 ГОСТа Р 50597-2017 проезжая часть по <адрес> ненадлежащим образом очищена от наледи, имеется скользкость, обработка противогололедной смесью не производилась.
Основанием для привлечения Покрашенко В.А. к административной ответственности послужил акт проверки прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исполнения законодательства в сфере содержания улично-дорожной сети и общественных территорий с. Чугуевка.
Постановлением прокурора Чугуевского района Приморского края Криволаповым В.В. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении директора МБУ «Специализированная коммунальная служба Чугуевского муниципального округа Приморского края» Покрашенко В.А.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и должностных лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Объектами данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются непринятием мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения.
Указанное правонарушение может быть совершено как путем действий, так и бездействием. Субъективная сторона правонарушения может выражаться в форме умысла или неосторожности.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу статей 17, 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
На покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1. (п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017)
В соответствии с пунктом 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
В таблице 8.1 установлены сроки ликвидации зимней скользкости для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик, которые приведены в таблице 4 Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения и составляют для дорог и улиц категории I категории - не более 4 (5) часов, II, III категории - не более 5 часов, IV категории - не более 6 часов, категории V - не более 12 часов. При этом нормативный срок устранения зимней скользкости установлен с момента ее обнаружения.
Под моментом обнаружения зимней скользкости понимается дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность (пункт 3.4 ГОСТ Р 50597-2017).
Требования ГОСТ Р 50597-2017 подлежат выполнению лицами и органами, на которые возложены обязанности по осуществлению дорожной деятельности и содержанию автомобильных дорог, в ведении которых они находятся, при этом указанные субъекты обязаны контролировать состояние дорог и принимать меры для устранения недостатков в эксплуатационном состоянии дорог, выявленных в ходе такого контроля, в сроки, определенные указанным стандартом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ начальником ОГИБДД ОМВД России по Чугуевскому муниципальному округу Приморского края ФИО6 в адрес директора МБУ «СКС» Чугуевского муниципального округа Приморского края Покрашенко В.А. внесено требование о проведении мероприятий, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести очистку проезжей части от снежного наката, ликвидировать зимнюю скользкость по следующим улицам с. Чугуевка: Чкалова-Титова-Комарова, Строительная, Пугачева, Лазо, Комсомольская.
По результатам рассмотрения требования начальника ОГИБДД ОМВД России по Чугуевскому округу Приморского края директором МБУ «СКС» Покрашенко В.А. представлена информация от ДД.ММ.ГГГГ о проведенных работах по очистке проезжей части от снежного наката (скользкости) по улицам, указанным в требовании (ул. Чкалова, Титова, Комарова, Строительная, Пугачева, Лазо и Комсомольская) в соответствии с требованиями п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Сведения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены представленными нарядами на проведение работ от ДД.ММ.ГГГГ (в том, числе указано об очистке дорог от снега и наледи улицы Чкалова с. Чугуевка), а также путевыми листами на выезд автогрейдера.
Обязательным для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог, является Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденное распоряжением Минтранса Российской Федерации от 16 июня 2003 года N ОС-548-р.
В соответствии с пунктом 2.4.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах образование гололедицы наиболее вероятно при температурах воздуха от -20 до -60 C, относительной влажности воздуха от 65 до 85%. Так как процесс образования скользкости идет на фоне устойчивого понижения температуры воздуха, для организации работ по ликвидации скользкости необходимо иметь прогноз отрицательной температуры на ближайшее время.
Таким образом, поскольку в поступавшей до выявления факта правонарушения информации от соответствующих учреждений не содержались, сведения об фактическом образовании скользкости со сроком ее устранения поступило в адрес МБУ «СКС» ДД.ММ.ГГГГ, в указанный день, согласно путевым листам и нарядам, должностное лицо приняло меры по своевременному устранению зимней скользкости в соответствии с пунктом 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 нарушение которого ему вменялось.
Сведений о выпадении ДД.ММ.ГГГГ на территории Чугуевского муниципального округа Приморского края обильного количества осадков в материалах дела не представлено и не означает, что именно указанную дату следует считать информацией о возможном образовании зимней скользкости.
Сам по себе факт наличия зимней скользкости на участке дороги, без учета обстоятельств соблюдения уполномоченным лицом сроков ее устранения, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При вменении бездействия лицу, допустившему, по мнению прокурора, скользкости покрытия автодороги, связанных с погодными явлениями, определяющее значение имеет установление момента их образования и соблюдение срока их устранения, предусмотренного пунктом 8.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Каких либо доказательств не устранения выявленных недостатков в содержании автодороги по истечении нормативных сроков устранения, установленных ГОСТом Р 50597-2017, материалы дела не содержат.
Действия Покрашенко В.А. не подпадают под объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая вышеизложенное, постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Иные доводы заявителя жалобы о несогласии с постановленным судебным решением суд полагает оставить без внимания, в связи с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №96 по Чугуевскому району Приморского края от 21 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Покрашенко Владислава Анатольевича - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Жалобу Покрашенко В.А. – удовлетворить.
Решение судьи районного суда, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд.
Судья М.А. Литовченко