УИД 61RS0019-01-2020-005430-62
Дело № 2-46/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2021 года г.Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области, в составе
судьи Никитушкиной Е.Ю.
при секретаре Федоровой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Светличной Аллы Алексеевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочеркасске Ростовской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Светличная А.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Новочеркасске Ростовской области (межрайонное), указав, что <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, предусмотренной подп.20 ч.1 ст.30 закона "О страховых пенсиях ", решением ГУ-УПФ РФ в г.Новочеркасске Ростовской области (межрайонное) от <дата> № решением № от <дата>, ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 закона "О страховых пенсиях", из-за отсутствия необходимой продолжительности такой работы. При первичном обращении ответчик установил, что продолжительность специального стажа Светличной А.А. составляет 22 г. 0 мес. 11 дн., в то время как при повторном рассмотрении такой стаж составлял 22 г. 2 мес. 2 дн., что также недостаточно для возникновения права на пенсию. При этом ответчиком из специального стажа истицы были исключены периоды ее работы в учреждениях здравоохранения <адрес> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности врача-интерна по терапии, врача-невропатолога Кокшетауского территориального медицинского объединения Республики Казахстан, с <дата> по <дата> в должности врача-невропатолога поликлиники УВД медслужбы УВД <адрес>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
Считает, что отказы являются неправомерными и необоснованными, нарушают конституционное право на пенсионное обеспечение, просит суд признать решения ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) № от <дата> и № от <дата> об отказе в назначении Светличной Алле Алексеевне досрочной страховой пенсии незаконными и обязать ГУ-УПФ РФ в <адрес> назначить с <дата> ей пенсию, предусмотренную пп.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", включив в специальный стаж периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, включив в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Истица, извещенная о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя адвоката Власовой И.Ю., на удовлетворении исковых требований настаивала.
В судебном заседании представитель истца адвокат Власова И.Ю., действующая на основании ордера и доверенности, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г.Новочеркасске Ростовской области (межрайонное) Аксакова М.О., действующая на основании доверенности, доводы истца не признала, просила в удовлетворении иска отказать, пояснив при этом, что необходимые для рассмотрения вопроса о праве истицы на пенсию ответы из компетентных органов <адрес> на момент принятия оспариваемых решений в распоряжении ответчика отсутствовали, в связи с чем надлежащими доказательствами работы истца в государстве-участнике СНГ ответчик не располагал и принял обоснованное решение об отказе в назначении пенсии.
Суд, с учетом мнения представителей сторон, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся стороны.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судом установлено, что <дата> истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, предусмотренной подп.20 ч.1 ст.30 закона "О страховых пенсиях ". Одновременно с заявлением о назначении пенсии Светличная А.А. предоставила ответчику трудовую книжку сер.ЕТ-1 № от <дата>, архивную справку от <дата> № Коммунального государственного учреждения «Государственный архив <адрес>» управления культуры, архивов и документации <адрес>, выписку из приказа от <дата>.№ л/с ГУ «Госпиталь с поликлиникой ДП <адрес>», выписку из приказа от <дата>.№ л/с ГУ «Госпиталь с поликлиникой ДП <адрес>», выписку из приказа от <дата>.№ л/с ГУ «Госпиталь с поликлиникой ДП <адрес>», выписку из ИЛСЗЛ.
Согласно трудовой книжке, с <дата> по <дата> истица работала в качестве врача-интерна по терапии, с <дата> по <дата> в должности врача-невропатолога в Кокчетавской городской объединенной больнице, с <дата> по <дата> в должности врача-невропатолога центральной поликлиники городского медобъединения, с <дата> по <дата> в должности врача-невропатолога поликлиники УВД Медицинской службы УВД. Указанные периоды работы имели место в <адрес> (позднее переименованном в <адрес>) Казахской ССР (Республики Казахстан), что усматривается из содержания записей о работе, оттисков печатей, заверяющих записи.
Ответчик не принял во внимание содержание записей о работе в трудовой книжке истицы, указав в оспариваемом решении, что записи о трудовой деятельности в трудовой книжке не заверены работодателем надлежащим образом - не читаются оттиски печати при увольнении, имеются исправления, не заверенные в установленном порядке (год увольнения в записи № исправлен с <дата>). Кроме того, ответчик ссылается на отсутствие ответа компетентного органа <адрес> на запрос ответчика справки о стаже Светличной А.А., а также то обстоятельство, что учреждение «Территориальное медицинское объединение» не предусмотрено Списком.
Суд, исследовав надлежаще заверенную копию трудовой книжки Светличной А.А., установил, что оттиски печатей читаемы, исправление года увольнения в записи № с <дата> имеет выполнено некорректно, путем надписи в левом верхнем углу страницы № трудовой книжки, что противоречит требованиям «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях»: «В разделах "Сведения о работе", "Сведения о награждениях", "Сведения о поощрениях" трудовой книжки (вкладыша) зачеркивание ранее внесенных неточных или неправильных записей не допускается.
Вместе с тем, сведения о работе, содержащиеся в трудовой книжке, соответствуют сведениям архивной справки № от <дата> и выписок из приказов от <дата>.№ л/с, от <дата>.№ л/с, от <дата>.№ л/с. ГУ «Управление здравоохранения <адрес>» справкой № от <дата> подтвердило, что в период времени с <дата> по <дата> Светличная Алла Алексеевна работала в структурном подразделении территориального медицинского объединения – городской поликлинике. Данная справка подтверждает содержание записи № от <дата> в трудовой книжке истицы. Согласно архивной справке №ФЛ/С9-04-19 от <дата>, Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив <адрес>» управления культуры, архивов и документации <адрес>, территориальное медицинское объединение <адрес> было образовано распоряжением главы Кокшетауской администрации №-р от <дата> на базе поликлиник и женской консультации, по косвенным данным архивных документов Кокшетауское ГМО значится как Кокшетауское ТМО. Документы постоянного срока хранения в Государственный архив <адрес> на хранение не передавались.
Представленные истицей по собственной инициативе документы о работе - архивную справку № от <дата>, выданную Государственным архивом <адрес>, выписки из приказов от <дата>.№ л/с, от <дата>.№ л/с, от <дата>.№ л/с, выданную ГУ «Госпиталь с поликлиникой ДП <адрес>» - правопреемником работодателя на основании справки № от <дата>, ответчик проигнорировал, правовой оценки им не дал.
Позднее ответчик получил ответ из компетентного органа <адрес> – архивную справку № от <дата> о подтверждении стажа работы и заработной платы Светличной (Рыжко) А.А., выданную Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив <адрес>» управления культуры, архивов и документации <адрес>, содержание которой идентично архивной справке № от <дата>, выданной этим же учреждением истице и представленной ответчику самостоятельно.
Также, по мнению ответчика, поскольку в <адрес> действие закона, регулировавшего назначение пенсий за выслугу лет медицинским работникам было приостановлено с <дата>, а с <дата> – отменено, занятость на лечебной работе в период времени после <дата> (момента приостановления действия закона) не может рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по законодательству РФ.
Суд считает такой довод ответчика ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права, поскольку приостановление и дальнейшая отмена на территории Республики Казахстан с 1 января 1998 г. института досрочных пенсий не имеет правового значения, вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истица проживает на территории Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в распоряжении ответчика на момент принятия оспариваемых решений документов, подтверждающих факт работы истицы в государстве-участнике СНГ, необходимых для полной и всесторонней оценки прав истца на льготное пенсионное обеспечение, из которых усматривается занятость истицы в оспариваемые периоды времени в должности и учреждениях, предусмотренных Списком.
На этом основании не является обоснованным решение ответчика об исключении из специального стажа истицы периодов ее работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
Неправомерно исключены из специального стажа периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, когда истица находилась на курсах повышения квалификации, поскольку в соответствии со ст. 112 КЗоТ РСФСР, ст.187 ТК РФ, ст.167 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, а также в командировку, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке является периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для медицинских специалистов повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является неотъемлемой частью профессиональной деятельности, ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от <дата> № для медицинских специалистов предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации.
Направление истицы работодателями в указанные выше периоды времени на курсы повышения квалификации и служебную командировку подтверждается представленными архивной справкой, копиями приказов и свидетельств: свидетельства о прохождении повышения квалификации с <дата> свидетельства о повышении квалификации с <дата> приказа № от <дата> о направлении на повышение квалификации с <дата> по <дата>, приказа №-л от <дата> о направлении в командировку с <дата> по <дата>, архивной справкой № от <дата>.
Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом вывода суда о том, что выше указанные периоды работы Светличной А.А. подлежат зачету в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", ее специальный стаж на дату обращения (<дата>) составил 30 лет 4 мес. 24 дн., то есть требуемые 30 лет 6 мес. специального стажа у истицы с учетом продолжения ею работы в должности и учреждении, предусмотренных Списком, что подтверждается справкой № от <дата>, имелись по состоянию на <дата>, в связи, с чем она имеет право на пенсию, предусмотренную п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" а отказ ГУ УПФ РФ является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Светличной Аллы Алексеевны удовлетворить.
Признать решения ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) № от <дата> и № от <дата> об отказе в назначении Светличной Алле Алексеевне досрочной страховой пенсии незаконными.
Обязать ГУ-УПФ РФ в <адрес> назначить с <дата> Светличной Алле Алексеевне пенсию, предусмотренную пп.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", включив в специальный стаж периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, включив в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца с даты изготовления в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 04 февраля 2021 года.