Дело № 2-8492/2023
УИД 65RS0001-01-2023-010078-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2023 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Ли Э.В.,
при секретаре судебного заседания Панковой М.А.,
с участием представителя истца ФИО, представителя ответчика ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора Сахалинской области в интересах ФИО к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
03 ноября 2023 года истец Корсаковский городской прокурор Сахалинской области, действуя в интересах ФИО, обратился в суд с данным исковым заявлением к ответчику Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее – ОСФР по Сахалинской области), указав следующие обстоятельства. Прокуратурой проведен анализ состояния законности исполнения законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов, в результате установлено следующее. ФИО является <данные изъяты>, программой реабилитации от 07 февраля 2023 года ему предусмотрены технические средства реабилитации. В заявлении от 31 марта 2023 года ФИО просит ОСФР по Сахалинской области обеспечить рекомендованными данной программой средствами реабилитации: <данные изъяты>
В судебном заседании помощник прокурора ФИО на исковых требованиях настаивала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась по изложенным в отзыве основаниям, просила суд отказать в их удовлетворении.
Материальный истец ФИО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, проживает за пределами г. Южно-Сахалинска.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие материального истца.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
На основании ст.10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Положениями ст.11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (абзац 2 статьи 11 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 2 которых обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктами «а» и «е» пункта 3 Правил предусмотрено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:
- предоставления соответствующего технического средства (изделия);
- формирования электронного сертификата для приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата.
Согласно п. 16 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Судом установлено, что ФИО является <данные изъяты>.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 07 февраля 2023 года № ФИО рекомендованы с 25 января 2023 года бессрочно технические средства реабилитации, в том числе:
- нейтрализатор запаха во флаконе, не менее 50 мл, в количестве 2 штук (21-01-37);
- подгузниками для взрослых, размер «L», с полным влагопоглощением, не менее 1450 грамм (22-01-10).
Уведомлением ОСФР по Сахалинской области от 31 марта 2023 года ФИО сообщено о постановке на учет для обеспечения средствами реабилитации в соответствии с разработанной программой.
03 июля 2023 года ФИО по акту приема-передачи выдано 270 штук подгузников и 02 октября 2023 года – 540 штук.
Доказательств передачи ФИО рекомендованного количества памперсов и нейтрализатора запаха во флаконе ответчиком в нарушение положений ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации согласно ИПР в полном объеме, связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Разрешая требования прокурора о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО рекомендованы технические средства реабилитации с 25 января 2023 года, с 31 марта 2023 года истец состоит на учете в ОСФР по Сахалинской области, однако, фактически рекомендованными средствами реабилитации в полном объеме не обеспечен.
С учетом состояния здоровья ФИО, необходимостью создания для него условий для комфортной жизнедеятельности, срока ненадлежащего исполнения возложенных на ответчика обязанностей, суд взыскивает с ОСФР по Сахалинской области в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
На основании статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд находит возможным, уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, до нуля, поскольку финансирование данного учреждения осуществляется из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (№) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (№) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░ 50 ░░, ░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░░░ (21-01-37);
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ «L», ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ 1450 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░ ░ ░░░░░ (22-01-10).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (№) ░ ░░░░░░ ░░░ (№) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░