Дело № 2-4176/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2020 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Крюк А.А.,
при секретаре Супонькиной А.Г.,
с участием истца Ермакова С.М., представителя истца Бармина М.Н., представителя ответчика Боженко О.В., старшего помощника прокурора Центрального района г.Хабаровска Ненашевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермакова Сергея Михайловича к краевому государственному казенному учреждению «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Ермаков С.М. обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работал в Краевом государственном казённом учреждении «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» в отделе по общим вопросам в должности инженера II категории. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в связи с сокращением штата работников. Ответчиком был предложен перевод на другую работу, однако он был вынужден отказаться, так как считаю, что ему не были предложены все вакантные должности, которые его квалификация и деловой опыт позволяют занять. За всё время работы в структурном подразделении никаких дисциплинарных взысканий не имеет, только поощрения в виде премий. Считает своё увольнение незаконным. Согласно последнего абзаца п. 1.5. приказа № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении штатного расписания" должность, занимаемая им сокращена. Однако пунктом 1.6.4 этого же приказа в оперативную группу была введена должность -государственный инспектор по охране животного мира и ООПТ, которая ДД.ММ.ГГГГ в предложении на перевод на вакантные должности не входила. Полагает, что фактического сокращения его должности не произошло, так как для исполнения аналогичных обязанностей была введена подобная должность. Вышеизложенное является основанием к признанию увольнения незаконным, восстановлению на работе в прежней должности, оплате за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Просит суд восстановить его на работе Краевом государственном казённом учреждении "Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края" в отделе по общим вопросам в должности инженера II категории, взыскать с КГКУ "Служба по охране животного мира и ООПТ" в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по дату восстановления на работе.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Боженко О.В. в судебном заседании исковые требования не признала по изложенным в отзыве основаниям. Считает, что увольнение истца произведено законно.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в Трудовом кодексе Российской Федерации, регулирующем порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений.
Трудовой кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 1 в качестве цели трудового законодательства называет установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан.
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса РФ одним из принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений является обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Приведенная норма-принцип выступает одной из гарантий реализации, в частности, работниками предоставленных им социально-трудовых прав.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Как следует из материалов дела, Ермаков С.М. состоит в трудовых отношениях с КГКУ «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» с ДД.ММ.ГГГГ, принят на должность главного механика, ДД.ММ.ГГГГ должность переименована в инженера II категории.
Согласно должностной инструкции инженера II категории, в его функциональные обязанности входит проведение инструктажа по охране труда и техники безопасности при эксплуатации и ремонте технических средств, находящихся в распоряжении Хабаровской оперативной инспекции; осуществление контроля за техническим состоянием, автомобильной, снегоходной, внедорожной техники и маломерных судов эксплуатируемых в учреждении, осуществление контроля за хранением парка машин и механизмов в надлежащих условиях; проведение технического обслуживания и текущего ремонта всей техники, с заключением договоров на необходимый вид ремонта; организация проведения ежегодного техосмотра и контроль за своевременной, качественной подготовкой к техосмотрам и за их проведением; осуществление контроля за показанием спидометров, их исправностью и опломбировкой; обеспечение регулярного проведения и контроль качества выполнения водителями технического обслуживания, ремонта автомобилей и маломерных прицепов и механизмов, до постановки на плановый ремонт и техническое обслуживание определение потребности в запасных частях и эксплуатационных материалах на каждую единицу техники, маломерное судно; анализ причин повышенного износа отдельных узлов транспорта и плавсредств; составление, подача заявок, получение запасных частей и контроль их расхода, составление технической документации по учету работы автомобилей, механизмов, аккумуляторов и автошин; оформление документов на списание машин и механизмов; разработка м внедрение мероприятий по ликвидации и предупреждению аварий и ДТП; участие в проведении инвентаризации производственных основных средств, определение устаревшего оборудования, объектов, требующих капитального ремонта и устанавливание очередности производства ремонтных работ; получение по договорам, нарядам и другим документам товарно-материальных ценностей (материалов, оборудования, комплектующих изделий, инвентаря, и т.п.).
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: сокращения численности или штата работников организации.
Согласно ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, право принимать необходимые кадровые решения в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом принадлежит работодателю, который обязан при этом обеспечить закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, в частности, связанные с проведением мероприятий по изменению структуры, штатного расписания, численного состава работников организации (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П; определения от 24 сентября 2012 года N 1690-О и от 23 декабря 2014 года N 2873-О).
Приказом КГКУ «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью повышения эффективности деятельности, качественного выполнения задач по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, в связи с утверждением новой организационной структуры, утверждена структура КГКУ «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» в количестве 70 штатных единиц с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом КГКУ «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью повышения эффективности деятельности, качественного выполнения задач по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, в связи с утверждением новой организационной структуры, утверждено штатное расписание КГКУ «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» в количестве 70 штатных единиц в соответствии со структурой, утвержденной приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, сокращена должность инженера II категории по общим вопросам, которую занимал истец.
В силу ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ) (п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении трудового договора в связи с изменение структуры учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцу предложены для замещения вакантные должности в отделе по общим вопросам: автомеханик, агент по снабжению, от занятия которых истец отказался.
Иных вакантных должностей, на замещение которых мог претендовать истец, с учетом его квалификации, за весь период у работодателя не имелось, что подтверждается штатной расстановкой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца о том, что ему была незаконно не предложена вакантная должность государственного инспектора по охране животного мира и ООПТ, отклоняются судом.
Согласно представленным документам, истец имеет среднее специальное образование по специальности «командные, тактические, радиотехнические средства» с присвоением квалификации «инженер по эксплуатации радиотехнических средств», в 2018 году проходил курс повышения квалификации в КГБПОУ «Хабаровский автодорожный техникум» по программе «Контролер технического состояния автотранспортных средств», имеет диплом о профессиональной переподготовке серия №, также имеет удостоверение на право управления маломерным судном, водительское удостоверение категории В, В1, С, С1.
Из должностной инструкции государственного инспектора по охране животного мира и ООПТ следует, что на должность государственного инспектора назначается лицо, имеющее, средне-специальное образование без предъявления требований к стажу или общее среднее образование и специальная подготовка по установленной программе и стаж работы на должностях, опыт и знания по которым необходимы по занимаемой должности, не менее 2 лет, имеющее удостоверения (свидетельства) установленного образца на право управления автомобилем категории В, С, специальной техникой (удостоверение машиниста - тракториста), маломерным судном (мотолодка), прошедшее медицинское освидетельствование.
Согласно п.2.22 Правил внутреннего трудового распорядка КГКУ «Служба по охране животного мира и ОППТ», утверждённого приказом от ДД.ММ.ГГГГ № прием на работу осуществляется только исходя из деловых качеств работника, в соответствии с квалификационными требованиями, содержащимися в профессиональных стандартах «Специалист в области охраны труда», утв. приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 № 524н, «Специалист в сфере закупок», утв. приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 10.09.2015 № 625н, «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 06.10.2015 № 691н, «»Бухгалтер», утв. приказом Минтруда и социальной зашиты РФ от 21.02.2019 № 103н, «Специалист по организационному и документационном обеспечению управления организации», утв. приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 06.05.2015 № 276н, применяемых в Учреждении. В связи с отсутствием разработанных и утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональных стандартов старшего государственного инспектора по охране животного мира и ООПТ - охотоведа, заведующего сектором сохранения диких животных, старшего государственного инспектора по охране животного мира и ООПТ - начальника оперативной инспекции, участкового государственного инспектора по охране животного мира и ООПТ, государственного инспектора по охране животного мира и ООПТ, прием на работу осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями, содержащимися в приказе КГКУ «Служба по охране животного мира и ООПТ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении квалификационных характеристик к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей работниками КГКУ «Служба по охране животного мира и ООПТ». Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых, или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста не допускается.
Согласно приказа КГКУ «Служба по охране животного мира и ООПТ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении квалификационных характеристик к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей работниками КГКУ «Служба по охране животного мира и ООПТ», предъявляемые требования к квалификации государственного инспектора по охране животного мира и ООПТ: средне-специальное образование по направлениям охотоведение и звероводство, лесное и лесопарковое хозяйство, природоохранное обустройство территории, рациональное использование природохозяйственных комплексов, правоведение без предъявления требований к стажу или общее среднее образование и специальная подготовка по установленной программе (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) в сфере охраны окружающей среды в сфере охраны окружающей среды и стаж работы, опыт и знания по которым были необходимы по занимаемой должности, не менее 2 лет, наличие разрешения на ношение оружия, удостоверения (свидетельство) установленного образца на право управления автомобилем категории В, специальной техникой (удостоверение машиниста - тракториста), маломерным судном (мотолодка).
Само по себе не ознакомление истца с указанными актами не свидетельствует об их незаконности и в настоящем споре не свидетельствует о нарушении порядка увольнения.
Таким образом, истец с учетом его квалификации не мог претендовать на должность государственного инспектора по охране животного мира и ООПТ, поскольку не имеет необходимого образования, стажа работы, специальной подготовки, разрешения на ношение оружия, удостоверении о владении специальной техникой.
Доводы истца о том, что фактически его должность сокращена не была, поскольку все его функции по должности инженера II категории перешли к государственному инспектору по охране животного мира и ООПТ, несостоятельны, поскольку при сравнении должностных инструкций инженера II категории и государственного инспектора по охране животного мира и ООПТ с очевидностью усматривается, что по данным должностям установлены различные трудовые функции и различный перечень должностных обязанностей.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено действие трудового договора, истец уволен ДД.ММ.ГГГГ на основании п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Расчет при увольнении с истцом произведён, чего при рассмотрении дела не оспаривалось. Требований о взыскании выходного пособия за второй месяц, о невыплате которого указывал истец и чего не отрицал ответчик, истцом не заявлялись.
Таким образом, судом установлено, что увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ истца произведено законно, а именно, сокращение численности работников подтверждено приказами «Служба по охране животного мира и ООПТ» №№ от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ., непосредственно сокращение штатов было действительным, ответчиком был соблюден предусмотренный ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ двухмесячный срок со дня предупреждения работника о предстоящем увольнении, истцу были предложены имеющиеся вакантные должности, от перевода на которые он отказался.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца восстановлении на работе не подлежат удовлетворению, соответственно не подлежат удовлетворению и производные требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 23 ░░░░░░░ 2020░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 27RS0001-01-2020-005205-19
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-4176/2020 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░