№
РЕШЕНИЕ
по делу №
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2021 года г. Кириши
Киришский городской федеральный суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Мельниковой Е.А.,
при помощнике Савельеве Н.С.,
с участием истца Жуковец С.А., представителя истца Филиппова А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), представителя ответчика Рихтера А.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жуковец С.А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения не законным и его отмене, включении периодов работы в стаж для назначения страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с применением части 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года с перерасчетом недоплаченной части пенсии
УСТАНОВИЛ:
Жуковец С.А. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании решения не законным и его отмене, включении периодов работы в стаж для назначения страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с применением части 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года с перерасчетом недоплаченной части пенсии, ссылаясь на то, что истец, являясь гражданкой Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ, по месту постоянной регистрации в Республике Беларусь, в управление по труду, занятости и социальной защите Полоцкого райисполкома Республики Беларусь (далее управление) обратилась с заявлением о назначении пенсии по возрасту по пункту 1 статьи 23 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ (далее Договор), представив необходимые документы о стаже и заработке. В связи с недостижением общеустановленного пенсионного возраста в Республике Беларусь (в 2018 г. - 56 лет) решением Комиссии по назначению пенсий Полоцкого районного исполнительного комитета (далее комиссия) ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано. Одновременно соответствующие документы для назначения пенсии управлением были направлены в Пенсионный фонд Российской Федерации (г. Москва). Решением УПФР в городе <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. ДД.ММ.ГГГГ Жуковец С.А. обратилась лично в УПФР в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) с целью установления пенсии по старости. С истца потребовали ряд документов, которые она предоставила. ДД.ММ.ГГГГ решением УПФР в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) со ссылкой на ст. 8 без указания пункта ФЗ «О страховых пенсиях» Жуковец С.А. было отказано в связи с отсутствием регистрации на территории РФ. При этом в решении указано, что истец, якобы, обращалась с заявлением о применении норм п. 2 ст. 23 Договора. Это не соответствует действительности, подобного заявления истец не писала. Применение УПФР п. 2 ст. 23 лишает Жуковец С.А. более 18 лет трудового стажа, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась лично в УПФР в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) уже имея регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. Не дав истцу объяснений по озвученным вопросам, Жуковец С.А. было указано, что прежде необходимо написать заявление о назначении страховой пенсии по Российскому законодательству. Текст заявления был продиктован работницей управления. Значения прописываемых под диктовку положений норм п. 2 ст. 23 Договора истец не понимала, разъяснений о последствиях применения этого положения ей не давалось. В результате, ДД.ММ.ГГГГ истцу бессрочно была установлена страховая пенсия по старости с применении п. 2 ст. 23 Договора. Таким образом, заявление Жуковец С.А. от ДД.ММ.ГГГГ о применении п. 2 ст. 23 Договора после установления мне пенсии является ничтожным. В этой связи и в соответствии со ст. 20 Договора заявление Жуковец С.А. о назначении пенсии по возрасту по пункту 1 статьи 23 Договора поданное ДД.ММ.ГГГГ в управление по труду, занятости и социальной защите Полоцкого райисполкома Республики Беларусь и ДД.ММ.ГГГГ перенаправленное в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежит применению и является единственным действительным заявлением об установлении пенсии, подписанным истцом лично. Согласно статьи 20 Договора: 1. Любое заявление о назначении или пересмотре пенсии или пособия, поданное согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, также считается заявлением, поданным согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны. 2. Любые заявления или претензии, которые согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны были поданы в определенный срок в компетентную организацию (орган) этой Договаривающейся Стороны, считаются поданными в установленный срок в компетентную организацию (орган) другой Договаривающейся Стороны. Решение УПФР в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) принято с грубым нарушением норм закона и прав истца. Просит признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Россиийской Федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ст. 23 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения и обязать УПФР в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) применить п. 1 ст. 23 Договора в соответствии с первоначально поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, включить в трудовой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить Жуковец С.А. пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчёт, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии истец изменила исковые требования (л.д. 59-60) просила признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Россиийской Федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ст. 23 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения и обязать УПФР в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) применить п. 1 ст. 23 Договора в соответствии с первоначально поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, включить в трудовой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фармацевта аптеки № Бел ж/д (№ записи в трудовой книжке); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности фармацевта в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО (№ записи в трудовой книжке); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности фармацевта в аптеке № в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО (№ записи в трудовой книжке); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности фармацевта в аптеке II категории № в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО (№ записи в трудовой книжке); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности фармацевта в аптеке № второй категории в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО (№ записи в трудовой книжке); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заведующего аптекой № пятой категории в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО (№ записи в трудовой книжке); с ДД.ММ.ГГГГ - в должности фармацевта аптеки № пятой категории в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО (№ записи в трудовой книжке); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации в объеме 40 учебных часов в УО «Белорусский государственный медицинский колледж» (« 16 записи в трудовой книжке); ДД.ММ.ГГГГ – уволена по соглашению сторон в соответствии со ст. 37 ТК РБ (№ записи в трудовой книжке); обязать ответчика назначить Жуковец С.А. пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчёт, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ
Истец и её представитель в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 22-25), так же указал, что ДД.ММ.ГГГГ у ответчика произошла реорганизация, в связи с чем, правопреемником ГУ – УПФР РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) стал ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. 114-118), представителем которого он является по доверенности (л.д. 23).
Суд, учитывая отсутствие возражений со стороны участников процесса, произвел замену ненадлежащего ответчика ГУ – УПФ РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) на надлежащего - ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии
Согласно п. 1 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения" (далее - Договор от 24 января 2006 года) указанный договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том что относится к 3) трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям (пп. 3).
В соответствии с положениями ст. 11 Договора от 24 января 2006 года при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (п. 1).
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п. 2).
В случае если общая продолжительность страхового (трудового) стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот период не дает права на пенсию, то этот период засчитывается компетентным органом (организацией) другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории этой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию (п. 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 настоящего Договора в страховой (трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь (п. 1).
Положения статьи 10 и абзаца второго пункта 1 настоящей статьи не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых начиная с 1 января 2002 года путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству Российской Федерации. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации (п. 2).
В силу п. 1 ст. 10 Договора от 24 января 2006 года каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
Согласно ст. 23 названного Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Жуковец С.А. обратилась в Управление по труду, занятости и социальной защите Полоцкого райисполкома Республики Беларусь с заявлением о назначении (перерасчете) пенсии с учетом п.1 ст. 23 Договора между Российской Федерации и Республики Беларусь «О сотрудничестве в области пенсионного законодательства» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85).
Решением комиссии по назначению пенсии Полоцкого райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ Жуковец С.А. отказано в назначении пенсии по возврату с применением п. 1 ст. 23 Договора в соответствии со ст. 11 Закона, так как Жуковец С.А. не достигла общеустановленного в Республике Беларусь пенсионного возраста (л.д. 89).
ДД.ММ.ГГГГ Жуковец С.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерации и Республики Беларусь «О сотрудничестве в области пенсионного законодательства» от 24 января 2006 года.
Решением ГУ – УПФ РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ Жуковец С.А. в установлении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерации и Республики Беларусь «О сотрудничестве в области пенсионного законодательства» отказано ввиду того, что Жуковец С.А. является гражданкой Российской Федерации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь. Регистрация на территории Российской Федерации у заявителя отсутствует (л.д. 48-49)
Решением начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Жуковец С.А. в установлении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом п. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерации и Республики Беларусь «О сотрудничестве в области пенсионного законодательства» отказано, ввиду того, что у Жуковец С.А. отсутствует требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 67-68, 104)
ДД.ММ.ГГГГ Жуковец С.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерации и Республики Беларусь «О сотрудничестве в области пенсионного законодательства» от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Жуковец С.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области с собственноручно изготовленным заявлением о назначении пенсии по законодательству Российской Федерации без применения договора между Российской Федерации и Республики Беларусь о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 23 п. 2 Договора (л.д. 44).
Решением ГУ – УПФ РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ Жуковец С.А. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ и п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерации и Республики Беларусь «О сотрудничестве в области пенсионного законодательства» от 24 января 2006 года (л.д. 36).
Исследовав все вышеизложенное с применением названных правовых норм суд приходит к выводу о том, что при обращении за назначением страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ Жуковец С.А. добровольно избрала вместо пенсионного обеспечения от каждой из Договаривающихся Сторон пропорционально страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории данного государства, вариант пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, указав в собственноручно написанном заявлении на добровольность осуществленного ею выбора варианта пенсионного обеспечения и невозможность отказа от него (л.д.44).
Довод истцовой стороны о том, что Жуковец С.А. при написании заявления ДД.ММ.ГГГГ не была осведомлена о содержании пункта 2 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ суд находит несостоятельным, поскольку ранее при обращении за пенсионным обеспечением в 2018 году она уже выбирала вариант пенсионного обеспечения по п.2 ст.23 Договора (л.д.50 об.), тогда как ДД.ММ.ГГГГ решением № начальника управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии, в том числе, с п.1 ст.23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием у заявителя требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Таким образом, судом установлено, что Жуковец С.А. неоднократно обращалась за назначением страховой пенсии по старости, в том числе, и по п.1, и по п.2 ст.23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, что ставит под сомнение утверждение истцовой стороны о том, что Жуковец С.А. не знала о сути ч.2 ст.23 названного Договора и писала заявление о применение именно этой части под диктовку сотрудника пенсионного фонда без разъяснения ей последствий принятия такого решения.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании решения ГУ – УПФ РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ и п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерации и Республики Беларусь «О сотрудничестве в области пенсионного законодательства» от 24 января 2006 года не законным и его отмене, обязании назначить страховую пенсию по старости с применением части 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года с перерасчетом недоплаченной части пенсии.
Одновременно, суд не находит оснований для включения в трудовой стаж периодов работы в Республике Беларусь: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фармацевта аптеки № Бел ж/д, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности фармацевта в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности фармацевта в аптеке № в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности фармацевта в аптеке II категории № в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности фармацевта в аптеке № второй категории в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заведующего аптекой № пятой категории в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО, с ДД.ММ.ГГГГ - в должности фармацевта аптеки № пятой категории в Новополоцкой фирме «Алёна» ООО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации в объеме 40 учебных часов в УО «Белорусский государственный медицинский колледж» в связи со следующим.
Как следует из части 1 статьи 10 Договора, каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
Согласно части 1, части 2 статьи 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Согласно положениям части 1 статьи 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (часть 2 статьи 23 Договора).
Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и БССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, возможны назначение и выплата пенсии по законодательству Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений международного Договора, то есть исходя из принципа гражданства (часть 2 статьи 23 Договора).
Истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом написанного истцом заявления от 10 января 2019 года о назначении пенсии с учетом пункта 2 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения", в соответствии с которым пенсия назначается и выплачивается согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора, то есть по принципу гражданства, исходя из законодательства Российской Федерации.
Периоды работы после 01 января 1991 года могут быть включены в страховой стаж при наличии документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 2 статьи 11) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в целях подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, применяется порядок, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона.
До 01 января 2002 года таким нормативным правовым актом являлось Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденное Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, абз. 3 п. 3.5 которого предусматривал, что периоды работы за границей после 01 января 1991 года засчитываются в трудовой стаж при условии уплаты установленных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями.
Для определения права на страховую пенсию в страховой стаж, а также в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав учитываются периоды работы на территории бывшего СССР до 31 декабря 1990 года.
Таким образом, периоды работы после 01 января 1991 года могут быть включены при наличии документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В материалах дела доказательств подтверждающих, что в периоды осуществления истцом трудовой деятельности в Республике Беларусь после 01 января 1991 года производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не представлено. Работа истца в спорный период в Республике Беларусь не может свидетельствовать о возможности включения в страховой стаж истца спорного периода работы за пределами территории Российской Федерации для последующей конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации. Истцом самостоятельно определен вариант назначения страховой пенсии по пункту 2 статьи 23 договора от 24 января 2006 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Жуковец С.А. в удовлетворении заявленных к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области требований о признании решения не законным и его отмене, включении периодов работы в Республике Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60) в стаж для назначения страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с применением части 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года с перерасчетом недоплаченной части пенсии надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жуковец С.А. в удовлетворении заявленных к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области требований о признании решения не законным и его отмене, включении периодов работы в стаж для назначения страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с применением части 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года с перерасчетом недоплаченной части пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Леноблсуде через Киришский федеральный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: