Дело №
УИД 75RS0№-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Рыбакова В.А., при секретаре Новожиловой Е.В., с участием помощника прокурора ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 к Министерству здравоохранения <адрес>, о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, возложении обязанности по своевременному обеспечению лекарственными препаратами, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ,
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением, ссылаясь на следующее. В ходе проведенной проверки по обращению ФИО3 установлено, что несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребёнком-инвалидом, состоит на диспансерном учете в детском поликлиническом отделении № ГУЗ «ДКМЦ <адрес>» с диагнозом сахарный диабет 1 типа, является носителем инсулиновой помпы.
Вместе с этим, рецепты на инфузионный набор и резервуар для инсулиновой помпы, выписанные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, не исполнены, т.к. инфузионные наборы отсутствовали на складе. В связи с этим, указанные лекарственные препараты приобретены законным представителем ребенка ФИО3 самостоятельно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия на аптечном складе.
Согласно представленным кассовым чекам и иным подтверждающим документам, препарат «Medtronic Инфузионный набор MiniMed Mio ММТ-943» приобретен за 9872 руб., резервуар для инсулиновой помпы minimed reservoir приобретён за 1349 руб., инфузионный набор MiniMed Mio ММТ-943 приобретён за 7899 руб.
При наличии медицинских показаний ФИО2 в полном объеме медицинскими препаратами не обеспечен. Таким образом, допущены нарушения прав ФИО2 на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями. Необеспечение ФИО2 медицинскими препаратами свидетельствует о лишении ее возможности использовать предоставленное федеральным законом право на бесплатное обеспечение, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу ее жизнь и здоровье.
Просил суд взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу ФИО3 затраты, понесенные на приобретение лекарственных препаратов: «Medtronic Инфузионный набор MiniMed Mio ММТ-943» приобретен за 9872 руб., резервуар для инсулиновой помпы minimed reservoir приобретён за 1349 руб., инфузионный набор MiniMed Mio ММТ-943 приобретён за 7899 руб., а всего 19 120 руб.
С учетом уточнений, просит взыскать с ответчика всего расходов в размере 24 789 руб.: инфузионный набор от ДД.ММ.ГГГГ - 7899 руб., резервуар от ДД.ММ.ГГГГ – 1349 руб., инфузионный набор от ДД.ММ.ГГГГ – 9872 руб., инфузионный набор от ДД.ММ.ГГГГ – 5000 руб., резервуар от ДД.ММ.ГГГГ – 669 руб. Взыскать компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей, из них ФИО2 100 000 рублей, ФИО3 50 000 рублей. Обязать Министерство здравоохранения <адрес> своевременно обеспечивать ФИО2 инфузионными наборами и резервуарами для инсулиновой помпы.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> исковые требования поддержала.
Законный представитель ФИО2 - ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещалась в установленном порядке.
Ответчик, третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещались в установленном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора, суд приходит к следующему.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3).
Статьей 29 обозначенного закона определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 данного Закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанный порядок установлен Приказом Минтруда России №н, Минздрава России №н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», пунктом 17 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Как установлено в судебном заседании, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребенком-инвалидом, что подтверждает справка бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» МСЭ-2016 №.
Согласно выписного эпикриза ГУЗ «КДКБ», ФИО6 имеет диагноз: сахарный диабет 1 типа. Рекомендовано лечение: инфузионные системы для инсулиновых помп ММТ 941 или ММТ 943 или ММТ 945 – 10 шт на месяц (смена инфузионного набора 1 раз в 3 дня), резервуары для инсулина ММТ 332А (смена картриджа каждые 3 дня).
Врачом эндокринологом ГУЗ «ДКМЦ <адрес>» назначено лечение: Резервуар для инсулиновой помпы MiniMed ММТ-332А 3мл № упаковка - на 1 месяц; Устройство для инсулиновой помпы MiniMed Mio ММТ-943 № упаковка на 1 месяц.
Как следует из отзыва третьего лица, и не доказано обратное, ФИО2 не обеспечивается указанными медицинскими изделиями. Рецепты с марта 2024 г. по июнь 2024 г. на резервуары для инсулиновой помпы и устройства для инсулиновой помпы не отпущены аптекой, в связи с их отсутствием.
В связи с чем, законный представитель самостоятельно приобрела препарат «Medtronic Инфузионный набор MiniMed Mio ММТ-943» за 9872 руб., резервуар для инсулиновой помпы minimed reservoir за 1349 руб., инфузионный набор MiniMed Mio ММТ-94ДД.ММ.ГГГГ руб., резервуар для инсулиновой помпы медтроник за 669 руб., Medtronic Mio за 5000 руб., что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Всего понесено расходов на сумму 24 789 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) E10 - E14).
Учитывая жизненную необходимость обеспечения указанными медицинскими изделиями несовершеннолетнего ФИО2, их отсутствие в аптеке, суд приходит к выводу, что требование истца о взыскании фактически понесенных затрат, связанных с приобретением медицинских изделий, подлежит удовлетворению.
Министерство здравоохранения <адрес> является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории <адрес> (пункт 1 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Одной из основных задач Министерства здравоохранения <адрес> является разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактика заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (пункт 12.3.5 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий -оказание инвалидам, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - <адрес> относится к компетенции Министерства здравоохранения <адрес>, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, которым предусмотрены данные лекарства. Непринятие мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
С учетом изложенного, суд находит требования истца о возложении обязанностей своевременно обеспечивать ФИО2 инфузионными наборами и резервуарами для инсулиновой помпы подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации) как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод; право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.
Поскольку судом установлено наличие у ФИО2 права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, неполучение в установленный законом срок по вине ответчика необходимых материальному истцу по жизненным показаниям лекарственных препаратов, указанных в рецептах, выписанных врачом на бесплатной основе, наличие в связи с этим нравственных страданий, вину и бездействие, имевшие место со стороны Министерства здравоохранения <адрес>, выразившиеся в неисполнении возложенных на него законом функций по закупке лекарственных препаратов, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых ФИО2 по жизненным показаниям (моральный вред), суд приходит к выводу о взыскании в пользу ФИО2 и его законного представителя ФИО3 компенсации морального вреда в размере по 10 000 рублей каждому.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░ № ░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░3 (░░░░░░░ №) ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 22 771 ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2018 ░░░░░░, ░░░░░ 24 789 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░ № ░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░2 (░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ I-░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░ № ░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░3 (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.09.2024